Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10,
имени Героя России Дмитрия Леонидовича Рычкова»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 10
от 23.09.2024г №257/01-11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
подготовительного курса
«Стартовая школа»
(в рамках платных образовательных услуг)
6 месяцев обучения
Составлена:
Лекомцева Н.Ю., учитель начальных классов
Трапезникова А.С., учитель начальных классов
Поняев Е.С., учитель физкультуры
г. Реж
2024 г.
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства
и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013 г.
№1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного
врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Актуальность программы связана с трудностями адаптационного
периода в жизни каждого ребенка, впервые переступившего порог школы,
Как сделать так, чтобы этот мир школьной жизни не стал для маленького
человека навязчивым и страшным, чтобы адаптационный период прошёл
безболезненно и гладко. Решая эту проблему, коллектив школы принял
решение ежегодно проводить предшкольную подготовку будущих
первоклассников, которая представляет собой систему мероприятий по
работе с детьми и их родителями.
Основополагающими идеями данной программы являются:
• направленность на формирование психологической готовности детей к
школе
• сотрудничество и сотворчество всех субъектов программы по
достижению её цели
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями
программ ФГОС, что делает возможным выстроить индивидуальный
маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать
самые разнообразные образовательные области. Занятия и мероприятия для
будущих первоклассников планируются в стенах школы. Предполагается
знакомство детей и родителей с учителем, с классом, в котором будет
учиться ребёнок. Это позволит снизить уровень тревожности будущих
школьников перед незнакомой обстановкой, перед новыми условиями
различной деятельности, общения. Каждому ребёнку предоставляется
возможность попробовать себя в новой роли – роли «школьника», проявить
себя в учении, в общении с ровесниками и с преподавателями. Все
мероприятия и занятия акцентируются не на обучении будущих
первоклассников, а на развитие их активности, самостоятельности,
творческих способностей, познавательного интереса, умения общаться со
сверстниками и со старшими детьми.
Родители будущих первоклассников являются субъектами программы
и в процессе её реализации имеют возможность тесно сотрудничать с
преподавателями и администрацией. Такое построение работы с родителями
даёт им возможность видеть процесс изнутри. Они не только ответят на свои
вопросы, получат необходимые консультации, но и будут иметь возможность
в оставшийся период времени грамотно скорректировать дошкольную
подготовку своих детей, акцентировать внимание на особо проблемные
моменты.
И дети, и их родители за время реализации программы должны
почувствовать и осознать, что в школе им очень рады, их ждут, а главное, с
ними готовы сотрудничать.
Субъекты программы:
дети
6-7 лет
родители
администрация школы
учителя начальных классов
Основные разделы программы
1. День открытых дверей (сентябрь)
Информационное родительское собрание и игровая программа для
будущих школьников.
2. «Стартовая школа»
Тематические занятия с детьми - 36 часов (октябрь - март)
3. Работа с родителями
Информационные собрания и тематические беседы в рамках
родительских собраний.
Принципы построения программы
• систематичности и последовательности построения
• учёта возрастных психологических особенностей детей дошкольного
возраста
• индивидуального подхода к каждому ребёнку
• гуманности и терпимости
• сотрудничества ( дети – родители- педагоги )
• «Не навреди»
Цель программы
Создание
предпосылок
успешной
адаптации первоклассников к школе.
социально-психологической
Задачи программы
1. Первичное знакомство со школой: кабинеты, спортивный зал,
библиотека, столовая.
2. Знакомство с первым учителем, с классом, создание психологической
атмосферы спокойствия будущих первоклассников.
3. Введение детей в роль «школьника», реализация возможности пробы
сил в новой роли, первичное знакомство с правилами школьной жизни.
4. Развитие интереса, позитивного настроя на обучение в школе через
построение системы занятий.
5. Построение системы работы с родителями будущих первоклассников.
6. Анализ психологической готовности каждого ребёнка к обучению в
школе, с возможностью последующих консультаций родителей.
Основные функции программы
•
Коммуникативная направлена на создание условий для
развития
уровня
коммуникативных
качеств
будущих
первоклассников, возможности их продуктивного общения со
сверстниками и педагогами.
• Развивающая – направлена на развитие
самостоятельности,
творческих способностей, познавательной активности детей.
• Корректирующая - направлена на создание условий для выявления
«факторов риска» в дошкольной подготовке конкретного ребёнка,
планирование работы по её коррекции и созданию предпосылок
успешного обучения в школе.
Механизм реализации программы «Стартовая школа»
«День открытых дверей»
сентябрь
Ряд мероприятий, включающих
предварительную подготовку,
проведение, работу с родителями.
Задействованы: администрация школы,
педагоги школы, школьное
самоуправление.
«Школа первоклассника»
октябрь-март
Спланированная система занятий
будущих первоклассников.
Реализуется в начале с октября по март.
36 занятий с педагогами.
Задействованы: учителя начальной
школы и физической культуры.
Работа с родителями
октябрь-март
Ряд мероприятий, включающих
родительские собрания,
педагогические лектории,
консультационную помощь.
Задействованы:
администрация школы,
педагоги.
1. «День открытых дверей»
Цель мероприятия:
Первичное знакомство детей и родителей со школой: учебные кабинеты,
спортивный зал, библиотека, столовая. Знакомство с первым учителем, с
классом.
Предварительная подготовка:
• Посещение детских дошкольных учреждений города, выступления на
родительских собраниях, встречи с родителями, сотрудничество с
воспитателями по вопросам преемственности детского сада и школы.
• Выявление и консультационные встречи с родителями детей, не
посещающих детский сад.
• Планирование и подготовка мероприятия силами педагогов.
Примерный план проведения мероприятия:
• Встреча детей, родителей.
• Праздничная игровая программа для гостей, подготовленная силами
педагогов школы.
• Экскурсия - путешествие по школе.
• Родительское собрание.
2.«Стартовая школа»
Цель системы занятий:
Введение детей в роль «школьника», реализация возможности пробы сил в
новой роли, знакомство с правилами школьной жизни. Развитие интереса,
позитивного настроя на обучение.
Спланированная система занятий с детьми рассчитана 36 занятий в
течение 6 месяцев. Для занятий задействуются кабинеты начальных классов,
спортивный зал школы.
В реализации системы занятий задействованы учителя начальных
классов.
Режим работы «Стартовой школы»
Вторая, четвертая среда месяца по 3 занятия.
Продолжительность каждого занятия 25 минут
Продолжительность перемены 5 минут.
Составляющие системы занятий курса «Стартовая школа»
•
•
•
Развитие речи с элементами обучения грамоте (2 часа/месяц)
Развитие логического мышления с использованием математики (2
часа/месяц)
(2 часа/месяц)
Тематическое планирование занятий
Развитие речи с элементами обучения грамоте (12 часов)
Каждое занятие предполагает упражнения по развитию устной речи,
закрепление и совершенствование коммуникативных качеств каждого
ребёнка. Пропедевтическим аспектом является введение понятий «Устная
речь» «Предложение» «Слово».
Часть занятия занимают «Уроки школьной тетради». Упражнения по
штриховке, раскрашиванию, составлению узоров и бордюров, знакомство с
разлиновкой
тетради
помогут
совершенствовать
развитие
мелкой
мускулатуры пальцев руки, что важно для будущих первоклассников.
Основным видом деятельности на занятиях является игровая деятельность.
Учебно-тематический план
Чудеса
в
стране
Слов.
В мире звуков и букв.
Наша
речь.
разделы №
п/п
1
Тема занятия
Для чего мы говорим? В мире звуков.
Количество часов
теория
практика
0,5
0,5
2
Слова-названия
0,5
0,5
3
Знакомство с предложением
0,5
0,5
4
Текст. Составление текста с опорой на
рисунки.
Гласные звуки.
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
6
6
5
6-7
8
9-10
11
12
Деление слов на слоги. Ударение.
Звуковой анализ слов
Согласные звуки. Звуковой анализ
слов.
Алфавит. Звуковой анализ слов.
Слова противоположные по смыслу.
Слова близкие по смыслу.
Повторение основных понятий.
Урок-игра
Всего:
Итого:
12
Развитие
логического
мышления
с
использованием
математики
(12 часов)
Занятия строятся согласно определённой структуры, отвечающей
возрастным особенностям дошкольников. Они включают в себя устный
счёт, работу с дидактическим материалом, практическую работу или
сюжетно – ролевую игру, творческую часть. Чередование различных
видов упражнений не вызывает утомляемости и помогает достичь
максимального эффекта занятия. Основным видом деятельности на
занятиях предполагается игровая деятельность.
Творческая
часть
индивидуальности
рассчитана
каждого
ребёнка
на
возможность
при
выражения
выполнения
заданий,
направленных на совершенствование умений ориентироваться в тетради в
клетку, выполнять штриховку и раскрашивание.
Учебно-тематический план
№
п/п
1
Тема занятия
2
Классификация предметов по цвету,
форме, размеру.
Сравнение предметов по
расположению, материалу, назначению.
0,5
0,5
0,5
0,5
Пространственные и временные
представления детей.
Счёт предметов. Порядковые
числительные.
Сравнение количества предметов.
«Один», и «много».
Соотнесение цифры и числа. Нумерация
первого десятка (прямой и обратный
счёт)
Состав чисел. Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать простые
задачи.
Повторение основных понятий.
Урок-игра
Всего:
Итого:
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
0,5
0,5
6
6
Признаки
предметов.
Отношения.
Общие
понятия
разде
лы
3
4
Действ Числа от 1 до 10.
ия с
числам
и.
5
6
7
8-9
1011
12
Выявление математических
представлений у детей. Геометрические
фигуры.
Количество часов
теория
практика
0,5
0,5
12
Обучение основам физической культуры - 12 часов
Занятия
проводятся
в спортивном зале школы. Для детей
обязательно наличие спортивной одежды и обуви. Все развивающие и
адаптирующие упражнения строятся в игровой форме, интересно и доступно
для каждого ребёнка.
№
Тема, задачи
занятия
1
«Меткие стрелки»
• Знакомство с детьми.
• Обучение построению в шеренгу,
колонну.
• Развитие
ловкости,
меткости,
чувства равновесия.
2
«Ловкие прыгуны»
• Закрепление навыков ходьбы и бега
разными способами.
• Развитие координации движений,
ловкости, смелости, скоростносиловых качеств, выносливости.
3
«Альпинисты – скалолазы»
• Закрепление умения в беге между
предметами.
• Развитие координации движений,
ловкости, смелости, скоростносиловых качеств, выносливости.
4
«Снежные фигуры»
• Закрепление умения в беге с
остановками.
• Развитие координации движений,
ловкости, смелости, скоростносиловых качеств, выносливости.
5
«Веселые старты»
• Закрепление умения в ходьбе и беге
в колонне разными способами.
• Развитие координации движений,
ловкости,
быстроты,
взаимодействия в командах.
6
~ Быстрые прыгуны~
<ОРУ>(обще-развивающиеся
упражнения) в движение.
*Развитие координации, быстроты,
ловкости
Примерное содержание
Подвижные игры:
• «Метко в цель»
• «Охотники и утки»
• «Попади в мяч»
• «Вышибалы»
Подвижные игры:
• «Кто дальше»
• «Кто дольше»
• «Перебеги под веревкой»
• Перепрыгни веревку»
Подвижные игры:
• «Ловкие обезьяны»
• «Переползи на другую
сторону»
• «Выше ноги от земли»
Подвижные игры:
• «Ехала машина»
• «Не попадись»
• «Море волнуется»
Соревнования в командах:
• бег
• прыжки
• метание
• лазание
• перелезание
• Различные виды бега
7
8
~Командная работа~
Перестроение
в
колонну
по
два.Ходьба в колонне по одному. Бег
с одного края площадки на другой.
~Юные гонцы~
Построение врассыпную. Ходьба по
кругу. Бег на носочках
9
~Сплоченные дети~
Ходьба подгруппами. Бег группой в
прямом направлении.
10
~Ловкие, быстрые, сильные~
Построение в колонну по одному.
Ходьба на носочках.
Бег в медленном темпе (в течение 5060 секунд)
11
~Готов к труду и обороне~
Повороты на месте (направо, налево)
переступанием. Ходьба с высоким
подниманием
колена.Бег
с
выполнением заданий
Заключительное занятие.
Обучение умению организовывать и
проводить знакомые подвижные игры.
Развитие толерантности, желания к
дальнейшему обучению в школе.
12
Подвижная игра (с бегом)
«Бегите ко мне!»
Прыжки на двух ногах на
месте
Подвижная игра (с бегом)
«Мыши и кот»
Прыжки на двух ногах с
продвижением вперед.
Катание
мяча
двумя
руками
Подвижная
игра
(с
прыжками) «С кочки на
кочку»
Метание
мяча
в
горизонтальную
цель
двумя руками от груди
(расстояние 1,5-2 м).
Прыжки через линию
Бросание мяча вверх, вниз,
об пол (землю), ловля его
(2-3 раза подряд).
Подвижные
игры
по
желанию детей, с помощью
учителя.
Повторение правил игры.
Самоорганизация занятия.
Работа с родителями будущих первоклассников.
Цель системы мероприятий:
Установление отношений сотрудничества педагогов и родителей по
созданию условий успешной адаптации первоклассников к школе. Оказание
организованной консультационной педагогической помощи родителям
будущих первоклассников.
Работа с родителями охватывает все этапы программы и планируется с
сентября по май. Родители за этот период включаются в процесс не как
наблюдатели, а как участники. Родительские собрания, беседы,
консультации, индивидуальные встречи, анкетирование, посещение занятий
в «День открытых дверей» - основные формы работы педагогов школы с
родителями.
Основные мероприятия:
• Работа с родителями через сотрудничество детских садов и школы.
• Выступления на родительских собраниях в подготовительной группе
• Посещение педагогами семей будущих первоклассников своего
микрорайона (при необходимости, или совместных с сотрудниками
ПДН ОМВД, СРЦН рейдах).
• Оформление информационных стендов в школе.
• Информационное родительское собрание в рамках «Дня открытых
дверей».
• Анкетирование, тестирование и консультирование педагогом –
психологом школы.
• Итоговое родительское собрание.
Материально – техническое обеспечение программы
№
п/п
Наименование образовательной
программы, (с указанием
наименований предметов,
курсов, дисциплин (модулей) в
соответствии с учебным планом
по каждой заявленной
образовательной программе)
1
Развитие речи с элементами
обучения грамоте
2
Развитие логического мышления с
использованием математики
3
Лого ритмика
Наименование оборудованных учебных
кабинетов, лабораторий, мастерских, объектов
для проведения
практических занятий, объектов
физической культуры и спорта, иных
объектов, которые предполагается
использовать при осуществлении
образовательной деятельности
(с указанием технических средств и
основного оборудования)
Кабинет начальных классов.
Технические средства
1. Мультимедийный проектор
2. Интерактивная доска
3. Цветные карандаши
4. Тетрадь
5. Мягкие игрушки
6. Карточки «Звуки и буквы»
7. Карточки с рисунками
8. Алфавит
Кабинет начальных классов.
Технические средства
1. Мультимедийный проектор
2. Интерактивная доска
3. Цветные карандаши
4. Тетрадь
5. Мягкие игрушки
6. Карточки «Цифры»
7. Карточки с рисунками
8. Набор геометрических фигур
Спортзал.
Технические средства
Основное оборудование
1. Коврики.
2. Мячи разных размеров.
3. Скакалки.
4. Гимнастические скамейки.
5. Шведские стенки.
6. Канат.
7. Гимнастические палки.
8. Обручи.
Список литературы.
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе.
Книга для детей и взрослых. – М., 2003 г.
2. Когина Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику. – М.: 2004
3. Кульневич, С. В., Иванченко, В. Н. Дополнительное образование детей:
методическая служба. Практическое пособие для руководителей
образовательных учреждений дополнительного образования детей,
методистов и специалистов по дополнительному образованию детей,
студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. –
Ростов-н/Д: Учитель, 2005. – 324 с. – ISBN 5-87259-5.
4. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5 – 7 лет.
Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.: 2005
5. Федорова Н.А. «Физическая культура: подвижные игры». Москва, издво «Экзамен», 2016 г.