ДООП Проектная студия от замысла до реализации

Пояснительная записка

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти
и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить,
удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в
нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в
политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.
Сегодня в образовательных учреждениях есть все возможности для развития проектного
мышления с помощью особого вида деятельности обучающихся - проектной деятельности.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится
актуальным в современном информационном обществе.
Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть
таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молодых людей
творчески мыслить, не отрываясь при этом от реальности, ограниченной применяемыми
технологиями, инструментами и материалами.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к проектной и
исследовательской деятельности, в возможности системы исполнения как коллективных, так
и индивидуальных проектов.
Проектная деятельность с элементами коллективной
практической и исследовательской работы интересна школьникам, а, следовательно,
способствует их общему психологическому развитию.
Таким образом, программа содействует самовыражению личности каждого ребёнка
через организацию проектной деятельности. Проектная деятельность направлена на
духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы
действий. Ученик, работая, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора
информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности над проектом
созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная
деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу
формирования
ключевых
компетентностей
(информационной,
коммуникативной,
исследовательской и т.п.).
Цель:
Основная цель - познакомить учащихся с основами проектной деятельности для дальнейшего
применения полученных знаний и умений по решению конкретных практических задач с
использованием проектного метода.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и
проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы,
проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать
план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать
критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе
реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и
преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение
словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей;
-развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно
излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять
и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности
наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся
практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:

-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения,
его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной
работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе
выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать
возможность учащимся проявить себя.
В основе программы лежат следующие принципы:
1. Принцип развития мотивации к творческой деятельности предполагает создание
оптимальных условий для развития мотивации к познанию и творчеству.
2. Креативный принцип - «необходимо учить творчеству, т.е. выращивать у
обучающихсяспособность и потребность самостоятельно находить решение.
3. Принцип деятельности, т.е. учебный материал не преподносится в готовом виде, а
постигается путем самостоятельных действий обучающихся. Педагог организует и направляет
действия обучающихся.
4. Принцип согласования педагогического процесса с индивидуальными психологическими
особенностями обучающихся выражается в том, что основное внимание на занятиях
уделяется развитию каждого ребенка. Доступность предлагаемого материала, темп
деятельности на занятии и организация самого занятия определяются педагогом с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся.
5.Принцип демократических отношений предполагает рациональное сочетание
требовательности и уважения, возможность выбора обучаемым объема и уровня сложности
выполнения задания, обеспечение минимального успеха, тактичность оценки,
«предварительное» уважение, развитие интересов обучающихся.
6.Принцип «минимакса» - «успешность обучения достигается не за счет облегчения заданий
до уровня самых слабых детей, а за счет формирования у каждого ребенка желания и умения
преодолевать трудности».
Адресность: программа исследовательской направленности предназначена для учащихся 1015 лет.
Срок реализации программы и режим занятий. Дополнительная общеразвивающая
программа проектной студии «От замысла до реализации» рассчитана на 34 часа (по 1
академическому часу 1 раз в неделю).
Количественный состав группы 8 – 10 чел.
Программа доступна для учащихся любого уровня развития, позволяет развить такие
качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение.
Форма организации занятий может быть индивидуальной, групповой, индивидуальногрупповой. В формировании коммуникативных навыков важную роль играет использование
подгрупповых форм работы: звеньями, малыми группами, парами.
Планируемые результаты:
Предметные результаты
• понимание определения «проектная деятельность», виды проектов.
• формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.
• Формулировать цель и задачи проекта;
• работать с различными источниками информации;
• уметь обрабатывать различными способами первичную информацию.
• проводить наблюдение, экспериментировать и оформлять результаты.
• работать в группе, команде.
• оценивать свои и чужие результаты.
• уметь представить результаты свой деятельности разными способами;
Метапредметные результаты
• правила сохранения информации, приемы запоминания.
• выделять объект исследования;
• разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

•
•
•
•
•
•
•

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное,
формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять
результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и
каталогами.

Личностные результаты
• повышение личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его
самореализации и рефлексии;
• развитие у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения
результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения
творческих заданий, на развитие коммуникабельности;
• развитие исследовательских умений. познавательных потребностей и способностей,
креативности.
Для проверки результативности процесса обучения осуществляется диагностика, в
основе которой лежит:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ выполнения проектов, участия обучающихся в викторинах,
дистанционных и очных конкурсах, активности обучающихся на занятиях;
- ведение творческого дневника обучающегося.
Виды контроля:
- текущий контроль;
- итоговый контроль.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов предполагает приобретение обучающими новых знаний,
опыта коллективного решения проектных задач по различным направлениям. Результат
выражается в понимании учениками сути проектной деятельности, умении поэтапно решать
проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение обучающихся к базовым
ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется
в активном использовании обучающимися метода групповых проектов, самостоятельном
выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска,
систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного
социального
опыта.
Проявляется
в
участии
обучающихся
в
реализации индивидуальных учебных или социальных проектов по самостоятельно
выбранному направлению.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на основе
конкретизации умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть
работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением
планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в
процессе презентаций, представления обучающимися результатов групповой работы.
Обучающиеся должны уметь различать и реализовывать самостоятельно разные виды
работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои
действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.

Программа составлена на основе следующих источников:
1. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Нормативноправовой аспект (из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
2. Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.-М.: ТЦ Сфера,
2014г.-192 с. (Правовая библиотека образования).
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПин 2.4.4.3172-14)
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие
для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2013.
6.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.:
«Сентябрь», 2011. – 204 с.
7.Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская
работа школьников. – 2013. № 3. – С. 136-138.
8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти,
2003
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы
исследовательской направленности проектной студии «От замысла до реализации»
№ п/п Название раздела Общееколичествочасов
1
Введение
4
Этапы проекта
17
2
Портфолио проекта
13
3
Всего:
34

Формыпромежуточнойаттестации
собеседование
доклады, сообщения, защита
защита проекта

практических работ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНПРпрактических
ПО ПРЕДМЕТУ
дополнительной общеразвивающей программы
исследовательской направленности проектной студии «От замысла до реализации»
№
п/п

Название темы

1. Введение

Методы и
формы
обучения

Виды и формы
контроля

4

Практическая
работа

Собеседование

Рассказ, беседа,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация

Собеседование

Практическая
работа

тестирование

Количество часов
Теор Пра
ия ктик
а
2
2

Всего

1.1. Введение
в
проектную
деятельность
1.2. Знакомство с понятием проект.

1

0

1

1

0

1

1.3. Выполнение
мини-проектов
«Обложка моей тетради», «Образ
моего имени» или тема по
выбору.

0

2

2

2. Этапы проекта

8

9

17

Текущий:
опрос
Практическ
ая работа

2.1. Понятие проблемы проекта

1

2

Рассказ,
демонстрация
Рассказ

Текущий: опрос

Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация

Текущий:
тестировани
е
Текущий:
опрос
Текущий:
тест

Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация

Текущий:
доклад
Текущий:
сообщение

Текущий:
опрос

2.2

Определение
проекта)

темы

1

1

2

2.3

Значение
планирования
в
проектной деятельности
Анкетирование,
интервьюирование, опрос: выход
с
вопросами
на
группы
Консультации
руководителя
информаторов
– предметника,
участников
проекта
– учителя
образовательного
родителя.
Поиск процесса
и
отборв
школе.
информации.
Составление планаграфика реализации проекта
Требования
к
презентации
проекта.
Выбор
формы
презентации
проекта.
Плакат,
буклет,
сценарий, информация на сайт,
статья
в
газету,
доклад,
презентация, стенгазета и т.п.
Соотнесение замысла проекта с
полученным продуктом

1

1

2

0

2

2

2

1

3

1

1

2

1

1

2

1

1

2

Рассказ,
демонстрация

Текущий:
практикум.

4

9

13

Практическая
работа
Рассказ, беседа,
демонстрация

доклад

2.4
2.5

2.6
2.7

2.8

(выбор)

1

3. Портфолио проекта
3.1

Материалы
и
способы
оформления портфолио

2

2

4

3.5

«Сборка» портфолио проекта

1

2

3

Рассказ,
демонстрация

Практическая
работа

3.6

Требования
к
презентации
Составление презентации
Структура паспорта проекта.
Отбор материала для заполнения
паспорта проекта
Всего

1

3

4

0

2

2

Рассказ,
демонстрация
Рассказ, беседа,
демонстрация

Практическ
ая работа
Собеседование

20

34

3.7

14

доклад

СОДЕРЖАНИЕ
дополнительной общеразвивающей программы
исследовательской направленности проектной студии «От замысла до реализации»
1.Введение – знакомство с содержанием проекта – 4 часа.
Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной
проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле
целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае
это решение имеет собственное, неповторимое решение имеет собственное, неповторимое

воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в
ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
2.Этапы проекта-17 часов
Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить
имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный
мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и
вызывает стремление ее преодолеть.
Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно
значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем
воплотится в проектном продукте.
Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные
очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется
план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно
приступить к работе.
Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты
работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее
результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта,
приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над
проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы
и приобретенного ее в ходе опыта.
По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если
есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления, анализа
допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений,
чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.
Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
3. Портфолио проекта-13 часов
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде
портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы
работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки),
компьютерная презентация).
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Методическое обеспечение программы «Проектная мастерская» включает следующие
формы организации обучения: вводное занятие, практические занятия, занятия по
углублению знаний, комбинированные формы занятий; беседы, рассказ, демонстрация.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, демонстрационные.
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
Дата
начала
обучения

Дата
окончания

04.09.

25.05

Количест
во
учебных
недель
34

Количест
во
учебных
дней
34

Количест
во
учебных
часов
34

Режим
заняти
й

Каникулы

1
28.10.24 – 06.11.24
заняти
18.12.24 – 10.01.25
е по 1
часу, в 25.03.25 – 12.04.25
неделю
1 час

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение занятий

-

Программа реализуется в кабинете «Зона для проектной деятельности»
центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»,
с применением технических средств обучения, таких как:
мультимедийный комплект;
мобильная стойка;
ноутбук с программным обеспечением;
МФУ (принтер, сканер, копир);
мобильная транспортно-зарядочная система;
ноутбук мобильного класса– 10 шт.;
рабочее место педагога (стол, стул, компьютер);
рабочие места (стол - трансформер, стулья) – 6 шт.;
рабочие места (парта одноместная, стулья) – 4 шт.;
система хранения (шкаф) – 2 шт.;
штатив – 1 шт.;
канцелярские принадлежности (цветная и белая бумага, цветной и белый картон,
клей, ножницы, пластилин.

Информационное обеспечение: использование собственного презентационного
материала, видеоролики.
Кадровое обеспечение: для реализации программы необходим 1 педагог с
квалификацией «педагог дополнительного образования» обладающий достаточными
теоретическими знаниями в области разработки проектов. Уровень образования –
среднее профессиональное, высшее образование (бакалавриат / специалитет /
магистратура).
Формы аттестации и оценочные материалы
Формами контроля и подведения итогов реализации программы являются:
практические задания, выставка творческих работ, защита проектов.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются
следующие виды контроля:
1. Предварительный контроль.
2. Промежуточный контроль.
3. Итоговый контроль.
Предварительный контроль осуществляется в форме беседы, чтобы выявить уровень
знаний и умений обучающихся.
Промежуточный контроль осуществляется: беседа, выставка проектов.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде выставки проектов.
Мониторинг результатов обучения ребенка
образовательной программе указан в приложении 1.

по

дополнительной

Список источников
Для педагога:
1. Метод проектов в обучении языку (Основные виды. Этапы работы. Примеры
проектов). http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260
2. Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.
[электронный ресурс]// http://www.pedlib.ru/Books/1/0474
3. Что такое журналистика? (определение) http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html
4. Босова Л.Л. Курс информатики и ИКТ как точка роста процесса информатизации
образования [электронный ресурс]
5. Громыко Н. В. Надпредмет. Учебное пособие для учащихся старших классов
[электронный ресурс]/ Ю.В.Громыко. — М., 2001.
6. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум [текст]/
Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
7. Бажин К.
С.
Технология дифференцированного
обучения:
психологопедагогический аспект // Вестник ВятГГУ. 2011. №1-1. С.163-167
8. Журнал Современные наукоемкие технологии. – 2015. –№ 12 (часть 1) – С.1039. Зайнуллина Ф.К. Проектная деятельность как составляющая модернизации российского
образования // Вестник КазГУКИ. 2014. №4-2. С.77-80
10. Исаев Е.И. Антропологические основы психологического сопровождения подростков и
юношей в образовательном процессе // Гуманитарные ведомости ТГПУ им.Л.Н.
Толстого. 2013. №3 (7). С.9-18
11. Ососова М.В. Критерии и показатели оценки профессионального самоопределения
учащихся на этапе предпрофильной подготовки // Образование и наука.
12. Ендогур А.И. Конструкция самолетов. Конструирование агрегатов планера / А.И.
Ендогур. – М.: Изд-во МАИ, 2012.
13. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе / В.С. Лазарев. Сургут: РИО СурГПУ,
2014.
14. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 классы / А.В.
Леонтович, А.В. Саввичев; под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014.
15. Перельман Я.И. Веселые задачи. Две сотни головоломок / Я.И. Перельман.- М.: Аванта,
2013.

Образовательные ресурсы для детей и родителей (законных представителей):
1. IT-проекты со школьниками http://habr.com/post/329758
2. Всероссийский конкурс
научно-технологических проектов
http://konkurs.sochisirius.ru/
3. Лучшие стартапы
и
инвестиционные проекты в
Интернетеhttp://startupnetwork.ru/startups/
4. https://obuchonok.ru/
5. https://tvorcheskie-proekty.ru/
6. https://project.1sept.ru/

Приложение 1
Анкета для выявления проектных умений (самооценка учащихся)
Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки:
3 балла – умею;2 балла – иногда получается;1 балл – чаще не получается; 0 баллов – не умею
Ф.И. ученика___________________________________________________________________
№п/п

Проектные умения

1

Формулировать проблему

2

Ставить цель

3

Ставить задачи

4

Выбирать методы и способы решения задач

5

Планировать работу

6

Организовать работу группы

7

Участвовать в совместной деятельности: выслушивать
мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая,
отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др.

8

Выбирать вид конечного продукта проекта

9

Выбирать форму презентации конечного продукта

10

В проделанной работе видеть моменты, которые помогли
успешно выполнить проект

11

В проделанной по проекту работе находить «слабые»
стороны

12

Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

Начало
проекта

Окончание
проекта

Таким образом, в процессе работы по проектной деятельности у детей формируется:
- позитивная самооценка, самоуважение;
-умение координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование умения решать творческие задачи;
- формирование умения работать с информацией;
Каждый проект доводится до успешного завершения и оставляет у ребенка ощущения
гордости за свой результат.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».