СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................... 4
1.1 Нормативно-правовая база программы........................................................... 4
1.2 Новизна программы: ......................................................................................... 6
1.3 Актуальность программы: ................................................................................ 6
1.4. Отличительной особенностью программы:................................................... 7
1.5. Педагогическая целесообразность: ................................................................ 8
1.6. Практическая значимость: ............................................................................... 9
1.7. Адресность ........................................................................................................ 9
1.8. Режим занятий: ................................................................................................. 9
1.9. Формы обучения и подведения итогов: ......................................................... 9
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПPOГPAMMЫ .................................................................... 10
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ............................. 11
3.1. Учебно-тематический план ........................................................................... 11
3.2. Содержание программы................................................................................. 14
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ........................................................................................................... 17
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ................................ 22
5.1. Календарный учебный график ...................................................................... 22
5.2. Условия реализации программы................................................................... 22
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ........... 24
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ............................................................................. 25
8. АННОТАЦИЯ ........................................................................................................ 26
9. ПАСПОРТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ........................................................................................................... 28
10. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ .................................................................................. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ...................................................................................................... 33
Правила выбора темы проекта ................................................................................. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ...................................................................................................... 35
Пример кейса ............................................................................................................. 35
2
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: ................................................................. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ...................................................................................................... 38
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной
программе................................................................................................................... 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ...................................................................................................... 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ...................................................................................................... 46
Вариативный план с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий ................................................................................... 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ...................................................................................................... 51
Лист корректировки реализации рабочей программы .......................................... 51
3
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Квадрокоптеры» имеет техническую направленность и ориентирована на
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся и родителей
(законных представителей) в освоении перспективных технологий через
организацию учебной деятельности в процессе занятий по проектированию,
программированию и эксплуатации беспилотных авиационных систем.
1.1 Нормативно-правовая база программы
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
4
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области от 06.05.2022 № 434-Д "Об утверждении
концептуальных подходов к развитию дополнительного образования детей в
Свердловской области";
13. Приказ Управления образования Администрации Режевского
городского округа от 01.09.2023 № 314/1/01-07 «О внесении изменений в
приказ Управления образования Администрации Режевского городского округа
от 10.08.2023 №302/01-07 «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в Режевском городском округе
в соответствии с социальным сертификатом»;
14. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
15. Приказ Управления образования Администрации Режевского
городского округа от 10.08.2023 № 302/01-07 «Об утверждении требований к
условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Режевском
городском округе в соответствии с социальным сертификатом»;
5
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
17.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
18. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и
признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N
1726-р»;
19. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» ГАНОУ «Дворец молодежи» от 26.10.2023 г.;
20. Постановление АРГО от 20.08.2024 года № 1470 «О муниципальных
(государственных) услугах (функциях), предоставляемых на территории
Режевского городского округа»
21. Устав МАОУ СОШ №10;
22.Образовательная программа МАОУ СОШ №10.
1.2 Новизна программы:
Программа
формированию
«Квадрокоптеры»
практических
предлагает
компетенций
в
комплексный
подход
к
области
эксплуатации
беспилотных систем. Ее новизна заключается в поэтапном освоении полного
цикла работы с БПЛА – от изучения технических характеристик готовых
моделей до пилотирования и обработки данных аэросъемки. В основе
программы лежит интеграция трех ключевых направлений: безопасной
эксплуатации
оборудования,
освоения
техник
управления
и
анализа
результатов полетов.
1.3 Актуальность программы:
Определяется стремительным развитием беспилотных авиационных
систем (БАС) и растущей потребностью в квалифицированных операторах
дронов для различных отраслей экономики. Данная программа имеет
6
техническую направленность, развивает инженерно-техническое мышление и
служит эффективным инструментом ранней профориентации, способствуя
формированию
устойчивого
интереса
к
авиационным
технологиям,
робототехнике и прикладным научным дисциплинам. Программа знакомит
обучающихся с миром современных БПЛА, позволяя через практическое
пилотирование ключевые принципы аэродинамики и электроники. При
выполнении учебных заданий затрагиваются междисциплинарные аспекты – от
физики полета до анализа пространственной информации. В содержание
включены инженерные задачи, где учащиеся развивают не только технические
навыки, но и умение коллективно преодолевать сложности, получая
фундаментальные знания о применении БАС в реальном секторе.
1.4. Отличительной особенностью программы:
Является
принцип
простого
к
сложному,
где
обучающиеся
последовательно осваивают ключевые аспекты работы с беспилотными
системами.
1. Многоуровневая система обучения
Содержание выстроено по принципу прогрессивного усложнения:
Стартовый уровень: Безопасность полетов, основы радиоуправления,
тренировка на симуляторах.
Технический
уровень:
Настройка
оборудования,
диагностика
неисправностей, пилотирование.
2. Формирование системного мышления
Программа учит анализировать полный цикл работы БПЛА: от
предполетной подготовки до готового результата.
Развивает навыки оценки рисков и принятия решений в реальном
времени.
Формирует понимание взаимосвязи технических параметров дрона и
эффективности выполнения задач.
7
3. Гибкая организация образовательного процесса
Возможность работы в разновозрастных командах с распределением
ролей (пилот, штурман).
Поддержка дистанционных форматов: онлайн-симуляторы, разбор кейсов
через видеоконференции.
4. Развитие soft skills через игропрактику
Программа формирует ключевые компетенции будущего:
Креативность: Решение нестандартных ситуаций в полевых условиях.
Коллаборация: Распределение ролей при выполнении комплексных
миссий.
Особое внимание уделяется созданию среды, где каждый обучающийся:
Видит практическую ценность навыков.
Сочетает техническую дисциплину с творческим поиском оптимальных
решений.
1.5. Педагогическая целесообразность:
Программы заключается в выявлении и поддержке естественного
интереса обучающихся к авиатехнологиям и формировании устойчивой
мотивации к освоению профессии оператора БАС. В процессе обучения
учащиеся научатся теоретическим знаниям по аэродинамике с практическими
навыками
пилотирования
и
аэросъемки,
что
способствует
развитию
трехмерного пространственного мышления и ситуационного прогнозирования.
Обучаясь по программе, обучающиеся откроют для себя новые
возможности технической реализации идей: от точного управления дроном в
режиме FPV до создания видеоматериалов. Через выполнение специальных
заданий – анализ полетных траекторий, сравнение характеристик БПЛА,
моделирование нештатных ситуаций.
8
1.6. Практическая значимость:
Ориентирована на систематизацию знаний и умений в области
эксплуатации беспилотных систем. Практические задания, выполняемые в ходе
изучения программы, формируют у обучающихся комплекс компетенций для
решения прикладных задач, связанных с:
Оперативным управлением БАС в различных условиях;
Профессиональным проведением аэросъемки и обработкой геоданных;
Техническим обслуживанием и диагностикой оборудования.
1.7. Адресность
Программа рассчитана на детей 10–14 лет. Оптимальный размер группы –
8–10 человек. Набор обучающихся – свободный. Специальная техническая
подготовка не требуется.
1.8. Режим занятий:
Программа ведется 1 год обучения: занятия 1 раз в неделю, длительность
занятия 2 час (время занятия включает одно занятие по 40 минут учебного
времени) с переменой 10 минут
в центре образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МАОУ СОШ №10 (зона
формирования цифровых и гуманитарных компетенций), ул. П. Морозова, д.56.
Срок реализации и объем программы: данная программа рассчитана на
1 учебный год, 68 учебных часов в год.
1.9. Формы обучения и подведения итогов:
Форма обучения – очная.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: беседа,
соревнования по пилотированию.
Программа стартового уровня:
9
Используются универсальные формы организации материала с
последовательным усложнением – от базовых принципов аэродинамики до
приемов пилотирования.
Перечень видов занятий: беседа, групповые упражнения и занятия,
практическое занятие.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПPOГPAMMЫ
Цель программы: Развитие инженерно-технического потенциала
обучающихся через формирование компетенций в области, программирования
и эксплуатации беспилотных авиационных систем.
Задачи программы:
Обучающие:
−
сформировать навыки сборки, настройки и диагностики БПЛА;
−
научить анализировать конструкцию дрона: идентифицировать
компоненты, понимать их взаимодействие;
освоить техники пилотирования в стандартных и сложных
−
условиях.
Развивающие:
−
развивать пространственное мышление через 3D-визуализацию
полетных траекторий;
−
стимулировать
исследовательскую
активность
при
решении
технических заданий;
−
формировать системное техническое мышление для оптимизации
полетных миссий.
Воспитательные:
−
воспитывать
культуру
безопасности
при
работе
с
работы
при
электрооборудованием;
−
формировать
навыки
продуктивной
командной
выполнении комплексных проектов;
−
развивать ответственность за результаты деятельности через
управление техникой;
10
−
способствовать воспитанию умения работать в коллективе.
11
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебно-тематический план
Разделы
Наименование темы
Объем часов
Всего
В том
часов
числе
Форма контроля
Теория
Практика
3
16
4
8
5
8
1
1
0
2. Принципы управления и строение мультикоптеров.
1
1
0
3. Основы техники безопасности полётов
1
1
0
4. Основы электричества. Литий- полимерные
аккумуляторы.
5. Практическое занятия с литий- полимерными
аккумуляторами (зарядка/разрядка/балансировка/хранение)
1
1
0
5
3
2
Практическая работа
6. Полёты на симуляторе.
7
1
6
Практическая работа
24
5
2
1
1
2
Модуль Теория мультироторных систем. Основы управления.
1.
Полёты на симуляторе.
1. Вводная лекция о содержании курса.
Модуль Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты.
2.
1.Обучение навыкам пилотирования квадрокоптера на
примере заводской сборки
12
6
Практическая работа
19
1
Наблюдение за детьми в процессе
работы
2.Управление полётом мультикоптера. Принцип
функционирования полётного контроллера и аппаратуры
управления.
3.Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. Платы
разводки питания.
2
1
1
Практическая работа
3
2
1
.
4. Основы настройки полётного контроллера с помощью
компьютера. Настройка аппаратуры управления
5. Инструктаж по технике безопасности полетов.
2
0
1
1
6. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка»,
2
7.Полёты: «удержание на заданной высоте», перемещения
«вперед-назад», «влево- вправо». Разбор аварийных ситуаций.
8. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную
точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка»,
«облет по кругу».
6
0
6
6
0
6
Наблюдение за детьми в процессе
работы
9.Соревнования по пилотированию квадрокопьтера.
1
0
1
Соревнования
Модуль Настройка, установка FPV – оборудования.
3.
1. Основы видеотрансляции. Применяемое оборудование, его
настройка.
11
1
10
Практическая работа
1
1
0
Практическая работа
2
0
2
2. Установка и подключение радиоприёмника и
видеооборудования.
13
2
2
Наблюдение за детьми в процессе
работы
Наблюдение за детьми в процессе
работы
3. Пилотирование с использованием FPV- оборудования.
8
0
8
Практическая работа
17
3
14
Практическая работа
1. Принципы создания инженерной проектной работы.
6
1
5
Самостоятельная работа
2. Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная
авиационная система».
3. Подготовка презентации собственной проектной работы.
8
1
7
1
1
0
Презентация и защита группой собственного инженерного
проекта
Итого:
1
0
1
68
17
49
Модуль Работа в группах над инженерным проектом.
4.
14
Практическая работа
3.2. Содержание программы
Модуль 1 ТЕОРИЯ МУЛЬТИРОТОРНЫХ СИСТЕМ. ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ. ПОЛЁТЫ НА СИМУЛЯТОРЕ.
1.
Вводная лекция о содержании курса.
2.
Принципы управления и строение мультикоптеров.
3.
Техника безопасности полётов
4.
Основы электричества. Литий - полимерные аккумуляторы.
5.
Практическое занятия с литий-полимерными аккумуляторами
(зарядка/разрядка/балансировка /хранение)
6.
Полёты на симуляторе.
Устройство
мультироторных
систем.
Основы
конструкции
мультироторных систем.
Принципы управления мультироторными системами.
Аппаратура радиоуправления: принцип действия, общее устройство. Техника
безопасности при работе с мультироторными системами.
Электронные компоненты мультироторных систем: принципы работы,
общее устройство.
Литий-полимерные
устройство,
принцип
аккумуляторы
действия,
и
методы
их
зарядные
устройства:
зарядки/разрядки/хранения/
балансировки аккумуляторов, безопасная работа с оборудованием.
Полёты на симуляторе: обучение полётам на компьютере, проведение
учебных полётов на симуляторе.
Модуль 2. СБОРКА И НАСТРОЙКА КВАДРОКОПТЕРА. УЧЕБНЫЕ
ПОЛЁТЫ.
1.
Управление
полётом
мультикоптера.
Принцип
функционирования полётного контроллера и аппаратуры управления.
2.
Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. Платы
разводки питания.
15
3.
Основы настройки полётного контроллера с помощью
компьютера. Настройка Аппаратуры управления.
4.
Настройки полётного контроллера.
5.
Инструктаж по технике безопасности полетов.
6.
Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на
заданной высоте», перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор
аварийных ситуаций.
Выполнение
полётов:
«точная
посадка
на
удаленную
точку»,
«коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка» и др.
Полётный контроллер: устройство полётного контроллера, принципы
его функционирования, настройка контроллера с помощью компьютера,
знакомство с программным обеспечением для настройки контроллера.
Бесколлекторные двигатели и их регуляторы хода: устройство, принципы их
функционирования, пайка двигателей и регуляторов. Инструктаж перед
первыми учебными полётами. Проведение учебных полётов в зале, выполнение
заданий: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», «вперед-назад»,
«влево-вправо», «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок»,
«восьмерка», «змейка», «облет по кругу». Разбор аварийных ситуаций.
Модуль 3. НАСТРОЙКА, УСТАНОВКА FPV – ОБОРУДОВАНИЯ.
1. Основы видеотрансляции. Применяемое оборудование, его настройка.
2. Установка
и подключение радиоприёмника и видеооборудования.
Пилотирование с использованием FPV- оборудования.
Основы видеотрансляции: принципы передачи видеосигнала, устройство
и характеристики применяемого оборудования. Установка, подключение и
настройка видеооборудования на мультироторные системы. Пилотирование с
использованием FPV- оборудования.
16
Модуль 4. РАБОТА В ГРУППАХ НАД ИНЖЕНЕРНЫМ ПРОЕКТОМ.
1.
Принципы создания инженерной проектной работы.
2.
Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная
авиационная система».
3.
Подготовка презентации собственной проектной работы.
Работа над инженерным проектом: основы планирования проектной
работы, работа над проектом в составе команды.
Практическая работа в группах над инженерным проектом по теме
«Беспилотная авиационная система». Подготовка и проведение презентации по
проекту.
17
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Личностными
результатами
изучения
курса
является
формирование
следующих универсальных учебных действий:
−
у детей развиты познавательные интересы и творческие
способности;
−
обучающиеся участвуют в диалоге на занятии;
−
дети отвечают на вопросы педагога, товарища по объединению;
−
школьники работают в паре, группе, коллективе;
−
обучающиеся формулируют собственное мнение и позицию;
−
дети проявляют уважение к окружающим - умеют слушать и
слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать
решение с учетом позиции всех участников, эмоционально-позитивное
отношение к процессу сотрудничества;
−
обучающиеся ориентируются на позицию других людей, отличную
от собственной позиции, уважают иную точку зрения.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД
−
проговаривать последовательность действий на занятии учиться
высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя объяснять
выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов;
−
планирование полетных миссий от постановки цели до анализа
результатов;
−
помехи).
корректировка действий при изменении внешних условий (погода,
2.
Познавательные УУД
−
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
18
3. Коммуникативные УУД
−
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль
письменно и в схемах;
−
слушать и понимать речь в других;
−
коллективное обсуждение инженерных решений.
Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
−
знание принципов работы БАС: от конструкции мультироторных
систем до обработки данных;
−
владение технологическими навыками: калибровка оборудования,
настройка аппаратуры, ремонт типовых неисправностей;
−
умение программировать автономные полеты и обрабатывать
данные аэросъемки.
Условия реализации программы:
−
естественная для ребенка среда жизнедеятельности;
−
организация
предметно-развивающего
пространства:
наличие
наглядных пособий, иллюстраций и т.д.;
−
Доступ к программному обеспечению
−
тесное взаимодействие с семьей, сотрудничество между педагогами,
детьми и родителями.
Таким образом:
−
происходит формирование нравственных ценностных ориентаций и
социального интереса участников программы;
−
обучающиеся включаются в социально-значимую деятельность и
общение и приобретают знания, умения и навыки самообразования и
самовоспитания;
−
обеспечивается
организация
эффективной
и
целесообразной
деятельности детского коллектива на основе ценностного подхода.
19
К концу учебного года дети должны знать:
1.
Правила безопасности при работе с LiPo-аккумуляторами;
2.
Основные компоненты БПЛА;
3.
Методы обработки данных аэросъемки.
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
1.
Выполнять предполетную подготовку и диагностику оборудования;
2.
Пилотировать квадрокоптер в ручном и FPV-режимах;
3.
Настраивать параметры полета;
Формы организации деятельности.
Форма
организации
индивидуально-групповая
и
занятий:
групповая, индивидуальная,
фронтальная.
Программой
предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из
теоретической и практической частей, причём большее количество времени
занимает именно практическая часть.
При проведении занятий используются следующие формы работы:
−
Лекция-диалог с использованием метода «перевернутый класс» –
когда обучающимся предлагается к следующему занятию ознакомиться с
материалами (в т.ч. найденными самостоятельно) на определенную тему для
обсуждения в формате диалога на предстоящем занятии;
−
самостоятельная работа,
когда
обучающиеся выполняют
индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
−
метод кейсов, "мозговой штурм" (Brainstorming), метод задач
(Problem-Based Learning) и метод проектов (Project-Based Learning).
Цели и задачи программы.
Целью программы является формирование у обучающихся устойчивых
знаний по следующим направлениям: проектная деятельность, работа в
команде, аэродинамика и управление беспилотных летательных аппаратов,
программирование
микроконтроллеров,
(беспилотных авиационных систем).
20
лётная
эксплуатация
БАС
Программа направлена на развитие в ребенке интереса к проектной,
конструкторской и
предпринимательской деятельности,
значительно
расширяющей кругозор и образованность ребенка.
Задачи:
Образовательные задачи:
- сформировать у обучающихся устойчивые знания в области
моделирования и конструирования БАС;
- сформировать у обучающихся технологические навыки
Развивающие задачи:
- поддержать
самостоятельность
в
учебно-познавательной
деятельности;
- развить способность к самореализации и целеустремлённости; формировать техническое мышление и творческий подход к работе;
- развить
навыки
научно-исследовательской, инженерно-
конструкторской и проектной деятельности;
- расширить ассоциативные возможности мышления.
Воспитательные задачи:
- сформировать коммуникативную культуру, внимание, уважение к
людям;
- воспитать трудолюбие, развить трудовые умения и навыки,
расширить политехнический кругозор и умение планировать работу по
реализации замысла, предвидение результата и его достижение;
- сформировать
способности
к
продуктивному
общению
и
сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой
деятельности.
21
Критерии и способы определения результативности
Виды контроля:
−
вводный, который проводится перед началом работы и
предназначен
для
закрепления
знаний,
умений
и
навыков
по
пройденным темам;
−
текущий,
проводимый
в
ходе
учебного
занятия
и
закрепляющий знания по данной теме;
−
итоговый, проводимый после завершения всей учебной
программы.
Формы проверки результатов:
−
наблюдение за детьми в процессе работы;
−
соревнования;
−
самостоятельная работа;
−
практическая работа.
22
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
5.1. Календарный учебный график
Дата
начала
обучени
я
02.09.
Дата
окончани
я
26.05
Количест Количес Количе
Режим
Каникулы
во
тво
ство
занятий
учебных учебных учебны
недель
дней
х часов
34
34
68
1 занятие 25.10.25 – 04.11.25
по 2 часа
31.12.25– 11.01.26
в неделю
21.03.26 – 29.03.26
5.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы.
Обучение по программе проходит в виде теоретических занятий, на
которых обучающимся дается новый материал, практических занятий,
необходимых для закрепления пройденного материала, выполнения типовых и
самостоятельных заданий; а также в виде комбинированных занятий, на
которых объясняется новый теоретический материал и закрепляется на
практике во второй части занятий.
В процессе выполнения практических работ происходит обсуждение
способов выполнения поставленной задачи. Такая форма занятий в сочетании с
теоретической частью обеспечивает смену видов деятельности и перерывы в
работе.
Методическое обеспечение реализации программы направлено на
обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех
участников образовательного процесса к любой информации, связанной с
реализацией общеобразовательной развивающей программы, планируемыми
результатами, организацией образовательного процесса и условиями его
осуществления.
Приемы и методы организация образовательного процесса:
Традиционные: Инструктажи по ТБ, демонстрация узлов БПЛА, разбор
полетных заданий.
23
Наглядные: 3D-модели дронов, FPV-записи сложных маневров
Практические:
Сборка/настройка
квадрокоптеров,
полеты
с
препятствиями, квесты по поиску неисправностей, соревнования на точность
посадки
Инновационные: VR-тренажеры для отработки аварийных ситуаций.
Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в
процессе сотрудничества обучающихся и педагога. На различных стадиях
обучения ведущими становятся те или иные из них. Традиционные методы
организации учебного процесса можно подразделить на: словесные, наглядные
(демонстрационные), практические, репродуктивные, частично-поисковые,
проблемные, исследовательские.
Информационное
обеспечение:
использование
собственного
презентационного материала, видеоролики.
Учебно-методический комплекс: тематические подборки наглядных
материалов, подборка литературных материалов.
Материально-технические и санитарно-гигиенические условия:
Занятия проводятся в специальном кабинете. Кабинет хорошо оборадован. Все материалы и инструменты хранятся в определённом месте.
24
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Занятия проходят в кабинете «Зона формирования цифровых
и
гуманитарных компетенций» центра образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста».
На группу 8 – 10 человек используется:
1. Квадрокоптеры: «TELLO» - 3 шт;
2. Квадрокоптер: GEOSCAN «ПИОНЕР МИНИ» - 5 шт;
3. Рабочее место педагога: стол, стул, компьютер, программное
обеспечение;
4. Рабочие места (парта двухместная, стул) – 6 шт.;
5. Рабочие места (парта одноместная, стул) – 6 шт.;
6. Система хранения (шкаф) – 4 шт.;
7. Телекоммуникационное оборудование;
8. Интерактивный комплекс;
9. Вычислительный блок интерактивного комплекса;
25
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы аттестации
Формами контроля и подведения итогов реализации программы являются:
беседа, выставка творческих работ, выставка проектов.
Формами контроля и подведения итогов реализации программы являются:
практическое
задание,
проектная
деятельность,
опрос,
наблюдение,
презентация и защита проектов.
Для
отслеживания
результативности
образовательного
процесса
используются следующие виды контроля:
1.
Промежуточный контроль.
2.
Итоговый контроль.
Промежуточный контроль осуществляется в течение учебного года в
форме практического или контрольного занятия.
Итоговый контроль проводится по окончании полного обучения в форме
выполнения практического задания, презентации и защиты проектов (правила
выбора тем проектов представлены в приложении 1).
Мониторинг результатов обучения ребенка указан в приложении 3.
Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного
образования указан в приложении 2.
26
8. АННОТАЦИЯ
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Квадрокоптеры» имеет техническую направленность.
Отличительной особенностью программы является комплексный подход к
освоению беспилотных авиационных систем через поэтапное изучение полного
цикла
работы:
от
основ
аэродинамики
и
безопасности
полетов
до
пилотирования, управления и реализации инженерных проектов. Акцент сделан
на формировании практических навыков в сочетании с развитием инженерного
мышления.
Обучающиеся:
Освоят принципы сборки, настройки и диагностики квадрокоптеров;
Научатся выполнять полетные миссии в ручном и FPV-режимах;
Приобретут опыт командной работы при создании проектов.
Программа развивает:
Техническую грамотность и навыки работы с электрооборудованием;
Критическое мышление при анализе полетных данных и решении
нештатных ситуаций;
Коммуникативные компетенции через распределение ролей (пилот,
штурман) в групповых заданиях.
Практические
тренажерами
занятия
формируют
с
квадрокоптерами,
ответственность
за
симуляторами
результаты
и
VR-
деятельности,
инженерную смекалку и интерес к авиатехнологиям.
Содержание включает:
Теорию мультироторных систем и безопасность полетов;
Сборку, калибровку оборудования и учебные полеты;
Разработку и защиту проектов (например, автономные миссии или
аэросъемка).
Это динамичный вид технического творчества, позволяющий подросткам
применять знания физики, электроники и программирования в реальных
задачах.
27
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа (включая перемену 15 минут) на
базе центра «Точка роста».
Возраст: 10–14 лет. Срок обучения: 1 год (68 часов).
28
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
9.
ПРОГРАММЫ
Название
программы:
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа «Квадрокоптеры».
Автор-составитель:
Бондарь
Иван
Владимирович,
педагог
дополнительного образования.
Вид программы: Общеразвивающая.
Направленность программы: Техническая.
Срок реализации программы: 1 год.
Возраст учащихся:10–14 лет.
Форма обучения - Очная.
Цель программы:
Развитие
инженерно-технического
потенциала
обучающихся
через
формирование компетенций в области проектирования, программирования и
эксплуатации беспилотных авиационных систем.
Задачи программы:
Обучающие:
−
Сформировать
навыки
сборки,
настройки
и
диагностики
квадрокоптеров.
−
Научить анализировать конструкцию БПЛА, идентифицировать
компоненты и их взаимодействие.
−
Освоить техники пилотирования в стандартных и сложных
условиях.
Развивающие:
−
Развивать пространственное мышление через 3D-визуализацию
полетных траекторий.
−
Стимулировать
исследовательскую
активность
при
решении
технических задач.
−
Формировать системное техническое мышление для оптимизации
полетных миссий.
29
Воспитательные:
−
Воспитывать
культуру
безопасности
при
работе
с
работы
при
электрооборудованием.
−
Формировать
навыки
продуктивной
командной
реализации проектов.
−
Развивать ответственность за результаты деятельности через
управление техникой.
Актуальность программы:
Обусловлена стремительным развитием беспилотных технологий и
растущим спросом на квалифицированных операторов БАС в различных
отраслях экономики. Программа сочетает инженерно-техническую подготовку
с ранней профориентацией, развивает критическое мышление, навыки анализа
данных аэросъемки и командной работы в проектах.
Отличительные особенности программы:
−
Многоуровневое обучение: Поэтапное освоение цикла работы с
БПЛА (от симуляторов до реальных полетов).
−
Интеграция дисциплин: Применение знаний физики, электроники и
программирования в практических задачах.
−
Инновационные форматы: Использование VR-тренажеров, квестов
по диагностике неисправностей, соревнований по точности пилотирования.
30
10. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Для педагога:
Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырехвинтового
вертолета. Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Электрон. журн. 2013. №4. Режим доступа: http://sntbul.bmstu.ru/doc/551872.html
(дата обращения 31.08.2023).
Гурьянов А.Е. Моделирование управления квадрокоптером. Инженерный
вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2014. №8. Режим доступа:
http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html (дата обращения 31.08.2023).
Ефимов Е. Программируем квадрокоптер на Arduino. Режим доступа:
http://habrahabr.ru/post/227425/ (дата обращения 31.08.2023).
Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета.
Рига,
2010.
Режим
доступа:
http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/Osnovy_ajerodtnamiki_Riga.pdf
(дата
обращения 31.08.2023).
Канатников
А.Н.,
пространственные
Крищенко
траектории
А.П.,
беспилотного
Ткачев
С.Б.
летательного
Допустимые
аппарата
в
вертикальной плоскости. Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Электрон.
журн.
2012.
№3.
Режим
доступа:
http://technomag.bmstu.ru/doc/367724.html (дата обращения 31.08.2023).
Для родителей (законных представителей):
Что такое беспилотные летательные аппараты? [электронный ресурс] Режим доступа: https://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=c5664d74-70fe-416e892f-9b3da834e59e (дата обращения 31.08.2023).
Беспилотный летательный аппарат [электронный ресурс] - Режим
доступа:
https://cyclowiki.org/wiki/Беспилотный_летательный_аппарат
обращения 31.08.2023).
31
(дата
FPV-мультикоптеры: обзор технологии [электронный ресурс] - Режим
доступа:
http://www.thg.ru/consumer/obzor_fpv_multicopterov/print.html
(дата
обращения 31.08.2023).
Плата управления квадрокоптером. Немного теории. [электронный
ресурс]
Режим
-
доступа:
https://we.easyelectronics.ru/quadro_and_any_copters/plata-upravleniyakvadrokopterom-nemnogo-teorii.html (дата обращения 31.08.2023).
Для обучающихся:
Плата управления квадрокоптером [электронный ресурс] - Режим
доступа:
https://we.easyelectronics.ru/quadro_and_any_copters/plata-upravleniya-
kvadrokopterom-prodolzhaem-razgovor.html (дата обращения 31.08.2023).
Плата
[электронный
управления
квадрокоптером.
ресурс]
Комплементарный
-
Режим
фильтр
доступа:
https://we.easyelectronics.ru/quadro_and_any_copters/plata-upravleniyakvadrokopterom-komplementarnyy-filtr.html (дата обращения 31.08.2023).
Квадрокоптеры и дроны [электронный ресурс] - Режим доступа:
http://kvadrokoptery.com/ (дата обращения 31.08.2023).
Что умеют современные квадрокоптеры? [электронный ресурс] - Режим
доступа: http://habrahabr.ru/company/nordavind/blog/181540/ (дата обращения
31.08.2023).
Интернет-ресурсы:
Авиация [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.planers32.ru/
(дата обращения 31.08.2023).
Атлас авиации [электронный ресурс] - Режим доступа: http://aviaclub33.ru/
(дата обращения 31.08.2023).
Начинаем знакомство с квадрокоптерами [электронный ресурс] - Режим
доступа:
http://heliblog.ru/multikoptery/nachinaem-
znakomstvoskvadrokopterami.html (дата обращения 31.08.2023).
32
Мир
квадрокоптеров
[электронный
ресурс]
-
Режим
http://ardupilotmega.ru/wiki/arducopter/build-your-ownmulticopter.html
доступа:
(дата
обращения 31.08.2023).
Лекции от «Коптер-экспресс» [электронный ресурс] - Режим доступа:
https://youtu.be/GtwG5ajQJvA?t=1344 (дата обращения 31.08.2023).
33
Правила выбора темы проекта
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Способы решения проблем начинающими исследователями во многом
зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к
достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные,
альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема,
навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст
должного эффекта.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть
полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой
он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны
своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, –
сложная, но необходимая задача для педагога.
Правило 3.
Тема должна
быть оригинальной
элементами неожиданности, необычности.
с
Оригинальность следует
понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы
и явления.
Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть
выполнена
относительно
быстро.
Способность
долго
концентрировать
собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно
работать в одном направлении, у школьника ограниченна.
Правило 5. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать
возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы
исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и
та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных
этапах обучения.
Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог
должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской
34
базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно
приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает
развитию
критического
мышления,
основанного
на
доказательном
исследовании и надежных знаниях.
Правило 7. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся не
имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.
Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Примерные темы проектов:
1.
Моделирование квадрокоптера.
2.
Проектирование полета над трассой с препятствиями.
3.
Программирование автономного взлета и посадки квадрокоптера.
4.
Видео нарезка полетов вокруг поселка.
5.
Организация гонки квадрокоптеров.
6.
Применение квадрокоптеров в поселке.
7.
Проектирование квадрокоптера-траспортировщика.
8.
Автономный полет по заданной траектории. 9.
Создание
помощника для преподавателя на контрольных работах.
35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пример кейса
Аэросъемка
«Для
чего
на
самом
деле
нужен беспилотный
летательный аппарат?»
Описание реальной ситуации (кейса)
Мы работаем в администрации технопарка и нам необходимо набрать
красочные и интересные материалы для сайта, чтобы привлечь больше
клиентов и компаний. Также многие резиденты технопарка жалуются, что,
учитывая большую территорию технопарка, они до сих пор не знают, как он
выглядит целиком, отсутствует навигация по территории технопарка. В
дополнение необходимо определить точную площадь территории технопарка.
Общие вопросы
•
Что такое БПЛА?
•
Как устроен и работает БПЛА?
•
Какие данные он позволяет получить? Чем аэросъёмка с
БПЛА отличается от космической съемки?
Термины:
•
Аэросъемка
•
Носители и полезная нагрузка
•
Классификация (маршрутная, линейная) аэросъемки
•
Высота, перекрытие, базис, интервал фотографирования
•
Фотомозаика
•
Ортофотоплан
Материалы:
•
Компьютер
•
Интернет
36
•
Архивные материалы аэросъемки
•
ПО для обработки данных Аэросъемки (Agisoft Photoscan)
•
Квадрокоптер
•
Фотоаппарат
•
Штатив
•
Google Maps
•
Квадрокоптер с устройством аэрофотосъемки
37
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных
учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных,
познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые
направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К
ним относятся:
•
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и
задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в
познавательную; умение планировать собственную деятельность в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать
средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои
действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта
характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в
обучении;
•
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников;
•
умение использовать знаково-символические средства для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач;
•
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению
аналогий, отнесению к известным понятиям;
•
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных
проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих
действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных
компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных
в обязательной части учебного плана.
38
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень выраженности Оцениваемого
Возможное
качества
кол-во баллов
I. Теоретическая подготовка
Соответствие
минимальный
ребенка:
теоретических
овладел менее чем 1/2 объема знаний,
знаний
предусмотренных программой);
1. Теоретические знания (по
основным разделам учебнотематического
плана
ребенка
программным
уровень
(ребенок
средний уровень (объем усвоенных
требованиям;
1-3
Методы диагностик
Наблюдение,
собеседование
4-7
знаний составляет более 1/2);
программы)
максимальный
освоил
уровень
практически
(ребенок
весь
8-10
объем
знаний, предусмотренных программой
за конкретный период).
2.
Владение
терминологией
специальной
Осмысленность
и
минимальный уровень (ребенок, как
правильность
правило,
использования
специальные термины);
специальной
терминологии
избегает
употреблять
средний уровень (ребенок сочетает
специальную
1-3
терминологию
4-7
с
бытовой);
8-10
максимальный уровень (специальные
39
Собеседование
беседа,
термины употребляет осознанно и в
полном
соответствии
с
их
содержанием)
II.
Практическая
под
готовка ребенка:
1.Практические умения и
навыки,
предусмотренные
программой (по основным
разделам
тематического
программы)
учебноплана
Соответствие
•минимальный уровень (ребенок
практических
овладел менее чем 1/2
умений и навыков
предусмотренных умений и навыков);
программным
требованиям
•средний уровень (объем усвоенных
умений и навыков составляет более
1/2);
•максимальный уровень (ребенок
овладел практически всеми умениями
и навыками, предусмотренными
программой за конкретный период).
40
1-3
4-7
8-10
Практические работы
2.Владение
специальным
оборудованием
оснащением
и
Отсутствие
затруднений
•минимальный уровень умений
в
1-3
(ребенок испытывает серьезные
использовании
затруднения при работе с
специального
оборудованием);
4-7
•средний уровень (работает с
8-10
оборудования
оснащения
и
Практические работы
оборудованием с помощью педагога);
•максимальный уровень (работает с
оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).
3.Творческие навыки
Креативность
в• начальный (элементарный) уровень
выполнении
развития креативности (ребенок в
практических
состоянии выполнять лишь
заданий
простейшие практические задания
педагога);
•
1-3
4-7
8-10
репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания на
основе образца);
творческий
уровень
(выполняет
практические задания с элементами
творчества)
41
Практические работы
4.
Учебно-
коммуникативные умения:
4.1.Умение
слушать
и
слышать педагога
Адекватность
минимальный
восприятия
(обучающийся испытывает серьезные
способов
информации,
затруднения
учащегося
идущей
от
педагога
уровень
в
умений
1-3
восприятия
Наблюдение,
деятельности
информации, идущей от педагога,
нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога);
•
средний
уровень
(воспринимает
4-7
информацию с помощью педагога или
родителей)
•
8-10
максимальный
уровень
(в
восприятии информации, идущей от
педагога,
не
испытывает
особых
трудностей)
5. Учебно-организационные
Способность
умения и навыки:
самостоятельно
5.1. Умение организовать свое
рабочее (учебное) место
готовить
рабочее
свое
место
к
деятельности
и
убирать
за
его
минимальный уровень умений
1-3
• средний уровень
4-7
• максимальный уровень
8-10
минимальный уровень умений
1-3
Наблюдение
собой
5.2. Навыки соблюдения в
Соответствие
процессе
реальных навыков
деятельности
42
анализ
Наблюдение,
правил безопасности
соблюдения
правил
безопасности
• средний уровень
4-7
• максимальный уровень
8-10
удовлетворительно
1-3
хорошо
4-7
отлично
8-10
собеседование
программным
требованиям
5.3.
Умение
выполнять работу
аккуратно
Аккуратность
и
ответственность в
работе
43
Наблюдение,
практическая работа
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования
Параметры
Мотивация
Самооценка
Нравственноэтические
установки
Критерии
Выраженность
интереса к занятия
м
Самооценка
деятельности на
занятиях
Ориентация на
общепринятые
моральные
Степень выраженности качества (оценивается педагогом в
процессе наблюдения за учебно-практической
деятельностью ребенка и ее результатами)
Интерес практически не обнаруживается
Интерес возникает лишь к новому материалу
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам
решения
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не
выходит за пределы изучаемого материала
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к
предмету, стремится получить дополнительную информацию
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности
в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по
просьбе учителя
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои
возможности относительно ее решения, однако при этом
учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность
изменения известных ему способов действия
Может с помощью учителя оценить свои возможности в
решении задачи, учитывая изменения известных ему
способов действий
Может самостоятельно оценить свои возможности в
решении задачи, учитывая изменения известных способов
действия
Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения
Допускает нарушения общепринятых норм и правил
поведения
44
Баллы
1
2
3
4
5
1
2
3
4
1
2
нормы и их
выполнение в
поведении
Познавательная
сфера
Уровень
развития
познавательной
активности,
самостоятельност
и
Произвольность
деятельности
Регулятивная
сфера
Уровень
развития
контроля
Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в
основном их выполняет
Осознает моральные нормы и правила поведения в
социуме, но иногда частично их нарушает
Всегда следует общепринятым нормам и правилам
поведения, осознанно их принимает
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий,
при выполнении заданий требуется постоянная внешняя
стимуляция, любознательность не проявляется
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при
выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг
интересующих вопросов довольно узок
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с
интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных
внешних стимулах, находит новые способы решения заданий
Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает
деятельность
из-за
возникающих
трудностей,
стимулирующая и организующая помощь малоэффективна
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает
адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе
деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает
только при психологической поддержке
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план,
выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам
преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца
Ученик не контролирует учебные действия, не замечает
допущенных ошибок
Контроль носит случайный непроизвольный характер;
заметив ошибку, ученик не может обосновать своих
действий
45
3
4
5
1
2
3
1
2
3
1
2
Коммуникативн
ая сфера
Способность к
сотрудничеству
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется
одновременно
выполнять
учебные
действия
и
контролировать их
При выполнении действия ученик ориентируется на
правило контроля и успешно использует его в процессе
решения задач, почти не допуская ошибок
Самостоятельно
обнаруживает
ошибки,
вызванные
несоответствием усвоенного способа действия и условий
задачи, и вносит коррективы
В совместной деятельности не пытается договориться, не
может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует
или игнорирует других
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет
аргументировать свою позицию и слушать партнера
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и
парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных
задач)
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу
сотрудничества; ориентируется на партнера по общению,
умеет слушать собеседника, совместно планировать,
договариваться и распределять функции в ходе выполнения
задания, осуществлять взаимопомощь
46
3
4
5
1
2
3
4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Вариативный план с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
№ п/п
Тема
1.
Вводная лекция о
содержании курса.
Кол-во часов
Формат
обучения
1
Синхронны
й
2.
Принципы
управления и
строение
мультикоптеров.
1
Асинхронн
ый
3.
Основы техники
безопасности
полётов.
1
Синхронны
й
4.
Основы
электричества.
Литий-полимерные
1
Асинхронн
ый
47
Ресурсы и задания
Видеоконференция в
Сферум. Презентация
курса. Задание: В
чате конференции
написать свои
ожидания от курса.
Видеоурок: "Как
устроен
квадрокоптер? Разбор
полетов"
(Rutube). Задание: Со
ставить глоссарий из
10 ключевых
терминов.
Интерактивный
вебинар в Сферум с
демонстрацией
оборудования. Задани
е: Ответить на
вопросы викторины в
режиме реального
времени.
Видеоурок: "Всё о
LiPo аккумуляторах
для квадрокоптеров"
Средства
коммуникации
Форма контроля
Сферум, Эл.
почта
Устный опрос,
активность в чате
Эл. почта,
Сферум (для
сдачи заданий)
Проверка глоссария
Сферум
Онлайн-викторина
Эл. почта
Проверка
расчетного задания
аккумуляторы.
5.
Практика с
аккумуляторами
(зарядка/разрядка/ба
лансировка).
5
Асинхронн
ый
6.
Полёты на
симуляторе.
7
Асинхронн
ый
7.
Обучение
пилотированию
заводского
квадрокоптера.
2
Синхронны
й
8.
Управление
полётом.
2
Асинхронн
ый
48
(Rutube). Задание: Рас
считать время полета
для заданной
конфигурации дрона и
аккумулятора.
Инструкция в
PDF, скриншоты с
симулятора. Задание:
Сделать фотоотчет
(или скриншоты с
симулятора) процесса
балансировки
аккумулятора.
Задание: Используя
симулятор (например,
VelociDrone), записать
видео выполнения 3
основных маневров:
взлет/посадка,
зависание, движение
по квадрату.
Онлайн-сессия в
Сферум. Задание: По
д присмотром
педагога через видеотрансляцию
выполнить базовые
действия на реальном
дроне (если есть) или
в симуляторе.
Видеоурок: "Настрой
ка Betaflight с нуля"
Сферум
(загрузка
файлов)
Оценка фотоотчета
Мессенджер
(для
консультаций),
Эл. почта (для
сдачи)
Анализ видеозаписи
полета
Сферум
(видеосвязь)
Наблюдение в
реальном времени
Эл. почта
Проверка скриншота
Функционирование
полётного
контроллера.
9.
Бесколлекторные
двигатели и
регуляторы. Платы
разводки питания.
3
Асинхронн
ый
10.
Настройка
полётного
контроллера и
аппаратуры
управления.
2
Синхронны
й
11.
Учебные полёты
(«взлёт/посадка»,
«удержание
высоты»).
8
Асинхронн
ый
12.
Сложные манёвры
(«коробочка»,
6
Асинхронн
ый
49
(Rutube). Задание: Сд
елать скриншот
главной страницы
настроек своего дрона
в Betaflight
Configurator.
Задание: В онлайнсервисе Tinkercad соб
рать принципиальную
схема питания
двигателя от
аккумулятора через
регулятор хода (ESC).
Предоставить ссылку
на проект.
Вебинар с
демонстрацией экрана
преподавателя. Задан
ие: Повторить
основные настройки
на своем виртуальном
стенде.
Задание: Провести 5
тренировочных
полетов в симуляторе.
Результаты каждого
полета
(успехи/ошибки)
записать в таблицу
Google Docs.
Видеоурок: "Трениро
вка маневров на
Tinkercad, Эл.
почта
Проверка
корректности
сборки схемы
Сферум
(демонстрация
экрана)
Ответы на вопросы в
чате вебинара
Google Docs
(общий доступ)
Анализ дневника
тренировок
Эл. почта,
Облачное
Оценка техники
выполнения по
«восьмёрка»,
«змейка»).
13.
Соревнования по
пилотированию.
1
Синхронны
й
14.
Установка FPVоборудования.
2
Асинхронн
ый
15.
Пилотирование с
FPV.
8
Синхронны
й/Асинхро
нный
50
симуляторе"
(Rutube). Задание: Зап
исать и прислать
видео выполнения
маневра "восьмерка".
Онлайнтрансляция в
Сферум. Задание: Пр
инять участие в
соревнованиях,
выполняя задания
трассы в симуляторе в
реальном времени.
Инструкция в
формате
PDF, фотографии
процесса. Задание: Со
здать пошаговую
инструкцию по
подключению FPVаппаратуры (в виде
презентации или
текстового
документа).
Задание: Выполнить
полет по FPV-очкам в
симуляторе. На
усмотрение
преподавателя: орган
изовать групповую
сессию, где учащиеся
по очереди летают, а
хранилище
видео
Сферум
Подсчет очков,
определенные места
Сферум
Проверка
инструкции
Сферум, Эл.
почта
Наблюдение, анализ
записи экрана
16.
Создание
инженерного
проекта
«Беспилотная
авиационная
система».
17.
Защита
инженерного
проекта.
14
Асинхронн
ый
1
Синхронны
й
51
остальные наблюдают
за их экраном в
Сферум.
Задание: Используя T
inkercad (для схем) и
Google
Docs/Презентации
(для документации),
разработать проект
БПЛА для конкретной
цели (доставка,
наблюдение и т.д.).
Задание: Подготовить
презентацию и
выступить с 5минутным докладом
на итоговой
видеоконференции
в Сферум. Ответить
на вопросы
преподавателя и
группы.
Tinkercad,
Google Docs, Эл.
почта
Защита проекта (см.
след. пункт)
Сферум
Оценка презентации,
доклада и ответов на
вопросы
Лист корректировки реализации рабочей программы
Наименование программы: «Квадрокоптер»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ФИО педагога: Бондарь Иван Владимирович
№
заняти
я
Кол-во часов
Наименование
разделов и тем
по
план
у
по
факт
у
Форма
корректировк
и
(объединение
тем, перенос на
другую дату,
др,)
Причина
корректировки
(болезнь
педагога,
праздничный
день, др.)
Согласовано: ______________________________________________________________
52