РП ДО Фотопиксель

Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Фотопиксель»
(далее – Программа) технической направленности с элементами художественного освоения
искусства фотографии. Программа предназначена для обучения школьников, интересующихся
современными творческими специальностями. Программа направлена на формирование и
развитие творческой индивидуальности обучающихся, способствует приобретению навыков
работы с персональным компьютером и фотокамерой. Основное внимание уделяется
развитию у учащихся образного мышления. Обучающиеся знакомятся со спецификой
создания изображения, получают конкретные знания о фотографии, овладевают техникой и
технологией фотосъёмки.
Направленность программы: техническая
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Фотопиксель»
является составительской и разработана в соответствии с
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ,
- Концепцией развития дополнительного образования детей.
Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р,
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных образовательных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства
образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242,
- Приказом Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных программ»,
- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 (новая редакция
Минпросвещения России от 30.09.2022 г. №533) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам»,
- «Методическими рекомендациями для субъектов РФ программ в сетевой форме (утв.
Минпросвещения России от 28.06.2019 г. №МР-81/02вн)»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2022 №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,
- «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской
области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. №136-д),
- Уставом МАОУ СОШ № 10.
На смену традиционной фотографии с плёнкой и химической обработкой материалов
пришла цифровая фотография с быстрым получением изображения и широчайшими
возможностями творческого изменения первоначального изображения при помощи
компьютерных технологий. Цифровая графика востребована в настоящиймомент и пользуется
большой популярностью у детей и молодежи, а умение работать с различными графическими
редакторами является важной частью информационной компетентности ученика. Программа
предоставляет возможность обучающимся приобрести навыки работы с фотоаппаратурой,
овладеть технологией фотодела, сформировать эстетический вкус и креативные

способности.Дело фотографии неразрывно связано с другими предметами, например, физикой
и химией, пробуждая интерес к познанию свойств света, фотоэффектов, оптических явлений.
И наконец, актуальность программы определяется потребностями самих подростков.
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех
категорий обучающихся.
Адресат программы: обучающиеся 13-16 лет.
Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Продолжительность
занятий – 45 минут, перерыв между занятиями 15 минут. Число обучающихся, одновременно
находящихся в учебной группе, составляет 8- 10 человек. Программа реализуется в центре
образования
цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МАОУ СОШ №10
(зона для проектной деятельности), П Морозова, д.56.
Объем программы – 70 часов.
Срок освоения программы: 1 год
Основные методы и формы:
- словесный (беседа, рассказ, лекция, сообщение);
- наглядный (использование мультимедийных устройств, личный показпедагога, подборки
фоторабот, книги, журналы, альбомы и т.д.);
практический (практические занятия в объединении, экскурсии, работа напленэре,
обработка отснятого материала).
- самостоятельной работы (самостоятельная съемка дома, выполнениедомашних заданий и
т.д.).
Усвоение материала контролируется при помощи выполнения практическихзаданий и
творческих заданий.
Итоговое (заключительное) занятие объединения проводится в формефотовыставки.
Форма организации деятельности обучающихся на занятиях: групповая, индивидуальногрупповая, индивидуальная.
Уровень программы – стартовый.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы:раскрытие личностного творческого потенциала учащихся и его развитие
средствами фотоискусства, стимулирование развития интереса к фотографии и потребности в
получении дополнительных знаний, способности к личностному самоопределению и
самореализации.
Обучающие задачи:
- познакомить с основными жанрами, особенностями пейзажной, репортажной и портретной
фотосъемки.
- формировать знания об основных композиционных правилах построения изображения,
законах зрительского восприятия, технических приемах при съемке фотографий различных
жанров.
- обучать приёмам фотографирования в различных внешних условиях.
- обучать основам цифровой обработки фотографий, различным видам фотомонтажа, коллажа,
приемам экспериментальной фотографии, основам технологий цифровой фотографии с
использованием современного программного обеспечения.
Развивающие задачи:
- развивать позитивное мировосприятие, способность к самопознанию, творческому
самовыражению и конструктивным способам взаимодействия с миром.
- развивать зрительское восприятие, фотографическое видение, творческое мышление,
личную активность, чувство цвета и композиции, художественный вкус.

- развивать умение применять полученные теоретические знания на практике, объективно
анализировать произведения художественной фотографии всех видов и жанров.
- развивать компетенции в области использования информационно-коммуникационных
технологий.
- формировать у обучающихся готовность к выбору направления профессиональной
деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать культуру поведения и общения с людьми (внимательность,
доброжелательность, готовность сотрудничать).
- воспитывать целеустремлённость, настойчивость, ответственность за достижение высоких
творческих результатов.
- формироватькультурологическоемировоззрение, художественный вкус, широкий кругозор.
Учебный (тематический) план

№ п/п

Название
раздела/темы

Количество часов
Всего

Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Входная
опрос

1

1

Наблюдение, опрос

Основы
фотографии

30

13

17

3.1

Знакомство с миром
фототехники.

3

2

1

Наблюдение

3.2

Экспозиция.
Выдержка,
диафрагма, ISO

4

1

3

Практическое задание,
наблюдение

3.3

Как правильно
построить кадр.
Композиционное
построение кадры.

4

2

2

Наблюдение,
практическое задание

3.4

Свет и цвет в
фотографии.
Световые схемы.

4

2

2

Творческое задание

3.5

Разнообразие
ракурсов.

3

1

2

Практическое задание

3.6

Фотожанры.

8

4

4

Практическое задание,
наблюдение

1

Вводное занятие

1

2

Фотография
вокруг нас

1

Что такое
фотография. Кого
называют
фотографом.

2.1

3

диагностика,

Креативная
фотография

4

1

3

Основы обработки
фотографии

17

5

12

4.1

Программа
Photoshop

6

2

4

Практическая работа

4.2

Программа
Lightroom

6

2

4

Наблюдение, опрос

4.3

Ретушь портретной
фотографии

5

1

4

Практическое задание

5

Профессия
фотографа

21

5

16

5.1

Профессия
фотографа.
Комерческая
фотография

3

2

1

Наблюдение

5.2

Фотопроекты.

5

1

4

Практическое задание

5.3

Фотосъемка. От
задумки до
реализации.

5

1

4

Практическое задание

5.4

Съемка
собственного
фотопроекта в
выбранном жанре.

4

-

4

Итоговая творческая
работа, участие в выставке

5.5

Рекламная
предметная съёмка.

3

1

2

Практическое задание

5.6

Итоговая выставка
работ

1

-

1

Выставка

Итого

70

25

45

3.7
4

Творческое задание

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с целями и задачами, порядком и планом работы на учебный год.
Инструктаж по технике безопасности. Формы и методы деятельности объединения.
Практика: Входная диагностика: Анкета-тест «Что я знаю о фотографии». Домашнее
задание: на следующее занятие принести свою лучшую фотографию, для анализа и
определения уже имеющихся знаний и навыков в области фотографии.
Раздел 2.Фотография вокруг нас
2.1 Что такое фотография. Кого называют фотографом.
Теория:Что такое фотография. Кого называют фотографом. Первая фотография –
гелиография. Первый известный фотограф Жозеф НисефорНьепс. Знакомство с
фотографиями старых мастеров.
Раздел 3.Основы фотографии
3.1 Знакомство с миром фототехники.

Теория:Фотонаследие «Как развивалась фотография». Этапы развития фотоаппаратуры.
Этапы развития фотоаппаратуры. История создания и развития фотоаппаратуры.
3.2 Экспозиция. Выдержка, диафрагма, ISO
Теория: Установка экспозиции. ISO, диафрагма и выдержка. Глубина резко изображаемого
пространства (ГРИП).
Практика: Проведение фотосъёмки с использованием разных режимов диафрагмы и
выдержки, практическая работа по установке экспозиции.
3.3 Как правильно построить кадр. Композиционное построение кадры.
Теория: Основы композиция кадра, ритм, статика и динамика, симметрия и ассиметрия,
линейная и воздушная перспектива.
Практика: Игра «Создание своей композиции на плоскости и пространстве». Основы
фотосъемки с использованием композиции.
3.4 Свет и цвет в фотографии. Световые схемы.
Теория: Понятие «Свет» в фотографии. Нюансы работы с естественным и искусственным
светом.
Виды студийного света. Изучение световых схем.
Практика: Съемка портрета. Обзор и обсуждение результатов.
3.5 Разнообразие ракурсов.
Теория:Виды внесения разнообразия в построение ракурса.
Практика: Тренировка умений по созданию оригинальных ракурсов. Обзор и обсуждение
результатов. Фиксирование выявленных в ходе обсуждения нюансов. Съемка портрета для
дальнейшей ретуши.
3.6 Фотожанры.
Теория: Что такое фотожанр. Портрет. Пейзаж. Предметная фотография. Фоторепортаж.
Практика: Обучение навыкам работы в разных жанрах. Основы уличной фотографии.
Мужской и женский портрет. Предметная съемка.
3.7 Креативная фотография
Теория:Рисование дымом, съемка летающих фруктов, кроссполяризация, мыльная пленка,
эффект преломления и т.д.
Практика:Использование разнообразных творческих идей в фотографии, работа с
проектором.Фотосъемка.
Раздел 4.Основы обработки фотографии
4.1 Программа Photoshop
Теория: Описание программы. Настройка рабочего пространства. Принципы обработки
фотографий. Практика: Работа с компьютером.
4.2 Программа Lightroom
Теория: Описание программы. Настройка рабочего пространства. Принципы обработки
фотографий.
4.3 Ретушь портретной фотографии
Теория: Описание действий. Настройка рабочего пространства. Принципы создание ретуши.
Практика: Создание ретуши на фотографии.
Раздел 5.Профессия фотографа
5.1 Профессия фотографа. Коммерческая фотография
Теория:В каких областях может работать фотограф. Грань между собственным виденьем и
желанием клиента.

Практика: Представь себя в роли коммерческого фотографа
5.2 Фотопроекты.
Теория: Рассмотрение известных фотопроектов современности.
Практика: Игра: Придумай свой фотопроект.
5.3 Фотосъемка. От задумки до реализации.
Теория: Идеи для съемок. От идеи до конкретной фотографии.
Практика:Выбор жанра, героя и места съемки. Разработка образа, выбор цветового и
композиционного решения.
5.4 Съемка фотографии в выбранном жанре. Обработка.
Практика:Самостоятельное выполнение обучающимися итоговой творческой работы на
выбранную тему в любом жанре на основе полученных знаний. Просмотр и обсуждение.
Формирование и дополнение творческого портфолио каждого обучающегося из фотографий,
наработанных за год.
5.5 Рекламная предметная съёмка.
Теория:Виды рекламной фотографии, основы коммерческой фотосъемки.
Практика:Создание собственного рекламного проекта.
5.6Итоговая выставка работ.
Практика: Участие обучающихся в итоговой выставке фотографий.
Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты – приобретение определенных знаний, умений и навыков,
освоенных обучающимися в ходе изучения предмета:
знать:
- жанры фотографии(портрет, пейзаж, предметная фотография, репортаж);
- композиционное построение кадра;
- основы компьютерной обработки фотографий;
- устройство и характеристики различных типов фотоаппаратуры и приспособлений для
фотосъемки;
- основы смысловой, цветовой и тональной композиции, художественно выразительные
средства фотографии,наиболее распространенные художественные фото-приемы.
- предназначение, основные элементы интерфейса и принципы работы в графических
редакторах Photoshop, Lightroom.
уметь:
- правильно обращаться с фотоаппаратурой различных типов и основными приспособлениями
для фотосъемки;
- создавать изображения в соответствии с правилами композиции;
- находить и исправлять ошибки в собственных фотоработах;
- проводить съёмку в различных жанрах и условиях;
- обрабатывать изображения в графических редакторах, корректировать контрастность и
резкость фотоснимков;
- выполнять качественную фотосъёмку в различных жанрах;
- использовать приёмы, наиболее адекватные конкретным условиям фотосъёмки;
- обрабатывать и ретушировать изображения в графических редакторах.
Метапредметные результаты:
- развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности,
активности;
- определение общей цели и пути ее достижения: умение договариваться о распределении
ролей в совместной деятельности; осуществлять контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, устранять причины
возникших трудностей и вносить необходимые коррективы в исполнение, как и в конце
действия, так и по ходу его реализации;
- умение творчески решать учебные и практические задачи.
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла обучения;
- формирование эстетических ценностей и чувств;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками;
- повышение образовательного уровня;
- рост познавательного интереса.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы
Программа реализуется в кабинете «Зона для проектной деятельности» центра образования
цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»,с применением технических средств
обучения, таких как:
Мультимедийный комплект
Мобильная стойка
Ноутбук с программным обеспечением
МФУ (принтер, сканер, копир)
Мобильная транспортно-зарядочная система
Ноутбук мобильного класса– 10 шт.
Рабочее место педагога (стол, стул, компьютер)
Рабочие места (стол - трансформер, стулья) – 6 шт.
Рабочие места (парта одноместная, стулья) – 4 шт.
Система хранения (шкаф) – 2 шт.
Штатив – 1 шт.
Фотоаппарат с объективом – 1 шт.
Телекоммуникационное оборудование - 1 комплект
Смартфон – 1 шт.
Карта памяти – 3 шт
Зарядное устройство – 2 шт.
Цифровые зеркальные фотоаппараты - 1 шт.
Штатив-1 шт.
Фотовспышка-1 шт.
Съемные фотообъективы-1 шт.
Рреквизит для съемки
Бумага для печати работ
Бумага писчая
Ручки, карандаши, линейки, фломастеры, маркеры, скотч
Рамки для выставочных работ.
Программы Lightroom, Photoshop.
Информационное обеспечение
1. О цифровой фотографии: http:tipfoto.ru/002-cip.html
2. Студийный свет http://www.exvid.ru/
3. Фотосайтhttp://www.photosight.ru
4. Фотошкола http://photo-school/
5. Цифровое искусство фотографии http://club422244

6. Юныефотографыhttp://club18522856
Электронныеобразовательныересурсы

1. Фотография с нуля: [Электронный ресурс] // Мир цифровойфотографии.
URL:https://dphotoworld.net/school/photo_s_nulya/urok_1_ustrojstvo_cifrovoj_fotokamery/11-0-3(Дата обращения:08.04.2022).

2. Как пользоваться цифровым зеркальным фотоаппаратом - 44 совета:[Электронный
ресурс] // Cameralabs. URL:https://cameralabs.org/2782-kak-uluchshit-izobrazhenie-stsifrovoy-fotokameroy-sorok-chetire-soveta(Датаобращения: 08.04.2022).

3. Пять важных настроек фотокамеры и как их использовать. Урокфотографии:

[Электронный ресурс] // Про фото и видео простымязыком.
URL:https://profotovideo.ru/uroki-fotografii/pyat-vazhnich-nastroek-fotokameri-i-kak-ichispolzovat-urok-fotografii(Дата обращения:08.04.2022).

4. Как пользоваться зеркальным фотоаппаратом. Просто о сложном:[Электронный
ресурс] // ТОР 100. Рейтинг фотошкол. URL:http://top100photo.ru/blog/azbukafotografii/kak-polzovatsja-zerkalnym-fotoapparatom-prosto-oslozhnom(Датаобращения:08.04.2022).

5. ТОП-15лучшихпрограммдляобработкифотографий:[Электронный
ресурс] // AVS. URL: https://amssoft.ru/photo/top-15-luchshih-programm-dlya-obtabotkifoto.php(Датаобращения: 08.04.2022).

6. Лучшиепрограммыдляобработкифотографии:[Электронныйресурс]
// GEEKSUS. Гаджеты и техника. URL:https://geeksus.ru/rejtingi/programmi-dlyaobrabotki-fotografij/(Датаобращения:08.04.2022).

7. 8 лучших принтеров для печати фотографий: [Электронный ресурс] //Эксперт цен.
URL:https://www.expertcen.ru/article/ratings/luchshiefotoprintery.html(Датаобращения:08.04.2022).

8. Выбор ZOOM.CNEWS: десятка лучших домашних фотопринтеров:[Электронный
ресурс] // ZOOM.CNEWS.
URL:https://zoom.cnews.ru/publication/item/843(Датаобращения:08.04.2022).
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее
педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом
практической деятельности в области фотографии.
Методические материалы
В основе педагогического процесса лежит познавательно-творческая деятельность,
базирующаяся на формировании различных интересов к фотографии, а также развитии
способностей, навыков и умений. Это предполагает самые прямые связи творческого процесса
с реальной живой действительностью и предоставляет неисчерпаемые возможности для
развития для развития наблюдательности, для творческого осмысления жизненного
материала.
При реализации программы в учебном процессе используются методические пособия,
дидактические материалы, журналы и книги, материалы наэлектронных носителях.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- развивающего и воспитывающего обучения;
-научности;
-систематичности;
-связи обучения с практикой;

-доступности;
-наглядности;
-сознательности
В основу программы заложен принцип воздействия, производимый педагогом на
воспитанника, представляющий ему возможность самостоятельно и осознанно проводить
выбор, становясь субъектом собственной жизни. Используемые формы работы чаще всего
индивидуально-ориентированные, формирующие самостоятельность, уверенность и
ответственность обучающихся. Среди них: съемка на пленере, посещение выставок,
фотостудий, съемки событийных репортажей.
Гибкая система дополнительного образования позволяет подходить к обучению
дифференцированно, в зависимости от потребностей обучающихся, их желания и
способностей.
В процессе обучения педагог ориентируется на стимулирование обучающихся, на создание
благоприятной эмоциональной обстановки, атмосферы сотворчества, сотрудничества,
комфортного климата.
Основные слагаемые комфортного психологического климата:
1. Четкая организация занятий (когда каждый обучающийся занят интересной
деятельностью)
2. Похвала за любой маленький и большой успех.
3. Доверительные и доброжелательные отношения педагога с обучающимися.
4. Товарищеские и дружеские отношения между обучающимися.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации,
обучающихся по программе, осуществляется согласно календарного учебного графика.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:
Входной контроль проводится в форме собеседования с целью выявления стартовых
возможностей обучающихся, мотивов выбора творческого объединения (оценочный материал
- опросник).
Текущий контроль успеваемости проводится после прохождения каждой темы учебного
плана программы в форме тестов по теоретическим знаниям и практическим умениям,
творческих заданий в рамках изучаемых разделов программы.
Проведение итогового контроля в форме выставки.
Показателями уровня образовательной результативности обучающихся являются:
-интерес к учебному материалу;
- самооценка профессиональных интересов;
- активность на занятии;
- полнота и качество выполненной работы;
- уверенность в себе, самостоятельность.
Методы контроля:
- наблюдение за качеством выполнения практического задания обучающимися в процессе
работы;
- анализ продуктов деятельности;
- контрольное задание на выполнение практической работы.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
проводится в соответствии с приложением 1.
Список литературы для педагогов
1. Джонсон Дэйв. Всё о цифровой съемке и последующей обработке снимков. Настольная
книга начинающего фотографа: [выбор цифрового фотоаппарата, основы композиции, выбор
сюжета, работа с освещением, искусство различных типов съемки, редактирование и печать
снимков, импортирование на КПК и в Интернет]/ Дэйв Джонсон; [пер. с англ. М. В.
Турышева]. – Москва:HT Пресс, 2008. – 415 с.

2. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии в фотографии – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Высш. шк., 1988. – 171 с.
3. Ефремов А. ФотоMaster. Взгляд через объектив. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. –
127 с.
4. Зотов Д.А. Цифровая фотография: от любителя к профессионалу / Д. А. Зотов. – СанктПетербург: БХВ-Петербург, 2014. – 385 с.
5. Смирнов В.Д. Цифровые фотоаппараты: Базовые модели и основы теории / В.Д. Смирнов;
М-во образования Российской Федерации. Сев.- Зап. ин-т печати СПГУТД. – Спю.: Петерб.
Ин-т печати, 2002. – 187 с.
Список литературы для учащихся (родителей, законных представителей)
1. Джонсон Дэйв. Всё о цифровой съемке и последующей обработке снимков. Настольная
книга начинающего фотографа: [выбор цифрового фотоаппарата, основы композиции, выбор
сюжета, работа с освещением, искусство различных типов съемки, редактирование и печать
снимков, импортирование на КПК и в Интернет]/ Дэйв Джонсон; [пер. с англ. М. В.
Турышева]. – Москва:HT Пресс, 2008. – 415 с.
2. Ефремов А. ФотоMaster. Взгляд через объектив. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. –
127 с.
3. Зотов Д.А. Цифровая фотография: от любителя к профессионалу / Д. А. Зотов. – СанктПетербург: БХВ-Петербург, 2014. – 385 с.
4. Клиновский В.И. Цифровая фотография = Digitalphoto: фотоэнциклопедия / Владимир
Клиновский. – Москва: Астрель: АСТ, 2011. – 302
5.Понаморев А.А. Фотофишки цифровой и пленочной фотографии: [фотоаппарат как основа
основ фотографии, полезные приемы съемки, проявка, печать, сканирование, уход за
фотоаппаратом, вопросы безопасности, фотография как коммерческое предприятие, авторские
чертежи и фотоработы] / Алексей Пономарев. – Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2010. – 416
с.
6. ТаттлСьюзан. Фотографируй каждый день [Текст]: от основ к ручному режиму /
СьюзанТаттл; пер. с англ. Л. Лаврухиной. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 142 с.
7. Тимофеев С.М. Основы PhotoshopCS3 / С.М. Тимофеев. – Москва: Эксмо, 2008. – 96 с.

Приложение 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые
параметры)
I. Теоретическая подготовка
ребенка:
1. Теоретические знания (по
основным разделам учебнотематического плана программы)

Критерии
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям;

Степень выраженности Оцениваемого
качества

Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

1-3

средний уровень (объем усвоенных знаний
составляет более 1/2);

4-7

средний уровень (ребенок сочетает
специальную терминологию с бытовой);

Соответствие
практических
умений и навыков
1.Практические умения и навыки, программным
предусмотренные программой (по требованиям
основным разделам учебнотематического плана программы)

Наблюдение, тестирование,
выполнение практических
работ

Собеседование

4-7

8-10

 минимальный уровень (ребенок овладел
менее чем 1/2 предусмотренных умений и
навыков);

1-3

 средний уровень (объем усвоенных умений
и навыков составляет более 1/2);

4-7

 максимальный уровень (ребенок овладел
практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за

Методы диагностик

8-10

минимальный уровень (ребенок, как правило, 1-3
избегает употреблять специальные
термины);

максимальный уровень (специальные
термины употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием)
II. Практическая подготовка
ребенка:

кол-во баллов

минимальный уровень (ребенок овладел
менее чем 1/2 объема знаний,
предусмотренных программой);

максимальный уровень (ребенок освоил
практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период).
2. Владение специальной
терминологией

Возможное

8-10

Практические задания

конкретный период).

2.Владение специальным
оборудованием и оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

 минимальный уровень умений (ребенок
испытывает серьезные затруднения при
работе с оборудованием);

1-3

Практические задания

 средний уровень (работает с оборудованием 4-7
с помощью педагога);
8-10
 максимальный уровень (работает с
оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).

3.Творческие навыки

Креативность в  начальный (элементарный) уровень развития 1-3
выполнении
креативности (ребенок в состоянии
практических
выполнять лишь простейшие практические
заданий
задания педагога);
4-7

Практические задания


репродуктивный уровень (выполняет в 8-10
основном задания на основе образца);
творческий уровень (выполняет
практические задания с элементами
творчества)
III. Общеучебные умения и
навыки ребенка:
1. Учебно-интеллектуальные
умения:
1.1 Умение подбирать и
анализировать специальную
литературу

Самостоятельнос
ть в подборе и
анализе
литературы

1-3
• минимальный уровень умений
(обучающийся испытывает серьезные
затруднения при работе с литературой,
нуждается в постоянной помощи и контроле
педагога);
• средний уровень (работает с литературой с
помощью педагога или родителей)

4-7

• максимальный уровень (работает с
литературой самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)
8-10

Наблюдение, анализ
способов деятельности
детей, их практических
работ

1.2. Умение пользоваться
компьютерными источниками
информации

Самостоятельнос
ть в пользовании
компьютерными
источниками
информации

минимальный уровень умений (обучающийся 1-3
испытывает серьезные затруднения при
работе с компьютерными источниками
информации, нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);
• средний уровень (работает с
компьютерными источниками информации
с помощью педагога или родителей)
• максимальный уровень (работает с
компьютерными источниками информации
самостоятельно, не испытывает особых
трудностей)

1.3. Умение осуществлять учебноисследовательскую работу (писать
рефераты, проводить
самостоятельные учебные
исследования)

Самостоятельнос
ть в учебноисследовательской
работе

Наблюдение, анализ
способов деятельности
детей, их практических
работ

4-7

8-10

минимальный уровень умений (обучающийся 1-3
испытывает серьезные затруднения при
выполнении самостоятельнойработы,
нуждается в постоянной помощи и контроле
педагога);

Наблюдение, анализ
способов деятельности
детей, их практических
работ

• средний уровень (выполнение
самостоятельнойработы с помощью педагога 4-7
или родителей)
• максимальный уровень (работает
самостоятельно, не испытывает особых
трудностей)
2. Учебно-коммуникативные
умения:
2.1. Умение слушать и слышать
педагога

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от педагога

8-10

минимальный уровень умений (обучающийся 1-3
испытывает серьезные затруднения в
восприятия информации, идущей от
педагога, нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога);
• средний уровень (воспринимает
информацию с помощью педагога или
родителей)
• максимальный уровень (в восприятии
информации, идущей от педагога, не
испытывает особых трудностей)

4-7

8-10

Наблюдение, анализ
способов деятельности
учащегося

2.2. Умение выступать перед
аудиторией

2.3. Умение вести полемику,
участвовать в дискуссии

3. Учебно-организационные
умения и навыки:
3.1. Умение организовать свое
рабочее (учебное) место

Свобода владения
и подачи
обучающимся
подготовленной
информации

минимальный уровень умений (…)

1-3

• средний уровень (…)

4-7

• максимальный уровень (…)

8-10

Самостоятельность минимальный уровень умений (…)
в построении
• средний уровень (…)
дискуссионного
выступления,
• максимальный уровень (…)
логика в
построении
доказательств

1-3

минимальный уровень умений (…)

1-3

• средний уровень (…)

4-7

• максимальный уровень (…)

8-10

Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой

4-7
8-10

минимальный уровень умений (…)
3.2. Навыки соблюдения в процессе Соответствие
деятельности правил безопасности реальных навыков
соблюдения правил • средний уровень (…)
безопасности
• максимальный уровень (…)
программным
требованиям

1-3

3.3. Умение аккуратно выполнять
работу

1-3

Аккуратность и
ответственность в
работе

удовл.-хорошо-отлично

Наблюдение

Наблюдение, собеседование

4-7
8-10

4-7
8-10

Наблюдение, практическая
работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».