Комплекс основных характеристик образования Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Фотопиксель» (далее – Программа) технической направленности с элементами художественного освоения искусства фотографии. Программа предназначена для обучения школьников, интересующихся современными творческими специальностями. Программа направлена на формирование и развитие творческой индивидуальности обучающихся, способствует приобретению навыков работы с персональным компьютером и фотокамерой. Основное внимание уделяется развитию у учащихся образного мышления. Обучающиеся знакомятся со спецификой создания изображения, получают конкретные знания о фотографии, овладевают техникой и технологией фотосъёмки. Направленность программы: техническая Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Фотопиксель» является составительской и разработана в соответствии с - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, - Концепцией развития дополнительного образования детей. Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р, - Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных образовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242, - Приказом Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных программ», - Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2022 г. №533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», - «Методическими рекомендациями для субъектов РФ программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России от 28.06.2019 г. №МР-81/02вн)», - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2022 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», - «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. №136-д), - Уставом МАОУ СОШ № 10. На смену традиционной фотографии с плёнкой и химической обработкой материалов пришла цифровая фотография с быстрым получением изображения и широчайшими возможностями творческого изменения первоначального изображения при помощи компьютерных технологий. Цифровая графика востребована в настоящиймомент и пользуется большой популярностью у детей и молодежи, а умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика. Программа предоставляет возможность обучающимся приобрести навыки работы с фотоаппаратурой, овладеть технологией фотодела, сформировать эстетический вкус и креативные способности.Дело фотографии неразрывно связано с другими предметами, например, физикой и химией, пробуждая интерес к познанию свойств света, фотоэффектов, оптических явлений. И наконец, актуальность программы определяется потребностями самих подростков. Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех категорий обучающихся. Адресат программы: обучающиеся 13-16 лет. Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий – 45 минут, перерыв между занятиями 15 минут. Число обучающихся, одновременно находящихся в учебной группе, составляет 8- 10 человек. Программа реализуется в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МАОУ СОШ №10 (зона для проектной деятельности), П Морозова, д.56. Объем программы – 70 часов. Срок освоения программы: 1 год Основные методы и формы: - словесный (беседа, рассказ, лекция, сообщение); - наглядный (использование мультимедийных устройств, личный показпедагога, подборки фоторабот, книги, журналы, альбомы и т.д.); практический (практические занятия в объединении, экскурсии, работа напленэре, обработка отснятого материала). - самостоятельной работы (самостоятельная съемка дома, выполнениедомашних заданий и т.д.). Усвоение материала контролируется при помощи выполнения практическихзаданий и творческих заданий. Итоговое (заключительное) занятие объединения проводится в формефотовыставки. Форма организации деятельности обучающихся на занятиях: групповая, индивидуальногрупповая, индивидуальная. Уровень программы – стартовый. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы:раскрытие личностного творческого потенциала учащихся и его развитие средствами фотоискусства, стимулирование развития интереса к фотографии и потребности в получении дополнительных знаний, способности к личностному самоопределению и самореализации. Обучающие задачи: - познакомить с основными жанрами, особенностями пейзажной, репортажной и портретной фотосъемки. - формировать знания об основных композиционных правилах построения изображения, законах зрительского восприятия, технических приемах при съемке фотографий различных жанров. - обучать приёмам фотографирования в различных внешних условиях. - обучать основам цифровой обработки фотографий, различным видам фотомонтажа, коллажа, приемам экспериментальной фотографии, основам технологий цифровой фотографии с использованием современного программного обеспечения. Развивающие задачи: - развивать позитивное мировосприятие, способность к самопознанию, творческому самовыражению и конструктивным способам взаимодействия с миром. - развивать зрительское восприятие, фотографическое видение, творческое мышление, личную активность, чувство цвета и композиции, художественный вкус. - развивать умение применять полученные теоретические знания на практике, объективно анализировать произведения художественной фотографии всех видов и жанров. - развивать компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий. - формировать у обучающихся готовность к выбору направления профессиональной деятельности. Воспитательные задачи: - воспитывать культуру поведения и общения с людьми (внимательность, доброжелательность, готовность сотрудничать). - воспитывать целеустремлённость, настойчивость, ответственность за достижение высоких творческих результатов. - формироватькультурологическоемировоззрение, художественный вкус, широкий кругозор. Учебный (тематический) план № п/п Название раздела/темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля 1 Входная опрос 1 1 Наблюдение, опрос Основы фотографии 30 13 17 3.1 Знакомство с миром фототехники. 3 2 1 Наблюдение 3.2 Экспозиция. Выдержка, диафрагма, ISO 4 1 3 Практическое задание, наблюдение 3.3 Как правильно построить кадр. Композиционное построение кадры. 4 2 2 Наблюдение, практическое задание 3.4 Свет и цвет в фотографии. Световые схемы. 4 2 2 Творческое задание 3.5 Разнообразие ракурсов. 3 1 2 Практическое задание 3.6 Фотожанры. 8 4 4 Практическое задание, наблюдение 1 Вводное занятие 1 2 Фотография вокруг нас 1 Что такое фотография. Кого называют фотографом. 2.1 3 диагностика, Креативная фотография 4 1 3 Основы обработки фотографии 17 5 12 4.1 Программа Photoshop 6 2 4 Практическая работа 4.2 Программа Lightroom 6 2 4 Наблюдение, опрос 4.3 Ретушь портретной фотографии 5 1 4 Практическое задание 5 Профессия фотографа 21 5 16 5.1 Профессия фотографа. Комерческая фотография 3 2 1 Наблюдение 5.2 Фотопроекты. 5 1 4 Практическое задание 5.3 Фотосъемка. От задумки до реализации. 5 1 4 Практическое задание 5.4 Съемка собственного фотопроекта в выбранном жанре. 4 - 4 Итоговая творческая работа, участие в выставке 5.5 Рекламная предметная съёмка. 3 1 2 Практическое задание 5.6 Итоговая выставка работ 1 - 1 Выставка Итого 70 25 45 3.7 4 Творческое задание Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Вводное занятие Теория: Знакомство с целями и задачами, порядком и планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Формы и методы деятельности объединения. Практика: Входная диагностика: Анкета-тест «Что я знаю о фотографии». Домашнее задание: на следующее занятие принести свою лучшую фотографию, для анализа и определения уже имеющихся знаний и навыков в области фотографии. Раздел 2.Фотография вокруг нас 2.1 Что такое фотография. Кого называют фотографом. Теория:Что такое фотография. Кого называют фотографом. Первая фотография – гелиография. Первый известный фотограф Жозеф НисефорНьепс. Знакомство с фотографиями старых мастеров. Раздел 3.Основы фотографии 3.1 Знакомство с миром фототехники. Теория:Фотонаследие «Как развивалась фотография». Этапы развития фотоаппаратуры. Этапы развития фотоаппаратуры. История создания и развития фотоаппаратуры. 3.2 Экспозиция. Выдержка, диафрагма, ISO Теория: Установка экспозиции. ISO, диафрагма и выдержка. Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). Практика: Проведение фотосъёмки с использованием разных режимов диафрагмы и выдержки, практическая работа по установке экспозиции. 3.3 Как правильно построить кадр. Композиционное построение кадры. Теория: Основы композиция кадра, ритм, статика и динамика, симметрия и ассиметрия, линейная и воздушная перспектива. Практика: Игра «Создание своей композиции на плоскости и пространстве». Основы фотосъемки с использованием композиции. 3.4 Свет и цвет в фотографии. Световые схемы. Теория: Понятие «Свет» в фотографии. Нюансы работы с естественным и искусственным светом. Виды студийного света. Изучение световых схем. Практика: Съемка портрета. Обзор и обсуждение результатов. 3.5 Разнообразие ракурсов. Теория:Виды внесения разнообразия в построение ракурса. Практика: Тренировка умений по созданию оригинальных ракурсов. Обзор и обсуждение результатов. Фиксирование выявленных в ходе обсуждения нюансов. Съемка портрета для дальнейшей ретуши. 3.6 Фотожанры. Теория: Что такое фотожанр. Портрет. Пейзаж. Предметная фотография. Фоторепортаж. Практика: Обучение навыкам работы в разных жанрах. Основы уличной фотографии. Мужской и женский портрет. Предметная съемка. 3.7 Креативная фотография Теория:Рисование дымом, съемка летающих фруктов, кроссполяризация, мыльная пленка, эффект преломления и т.д. Практика:Использование разнообразных творческих идей в фотографии, работа с проектором.Фотосъемка. Раздел 4.Основы обработки фотографии 4.1 Программа Photoshop Теория: Описание программы. Настройка рабочего пространства. Принципы обработки фотографий. Практика: Работа с компьютером. 4.2 Программа Lightroom Теория: Описание программы. Настройка рабочего пространства. Принципы обработки фотографий. 4.3 Ретушь портретной фотографии Теория: Описание действий. Настройка рабочего пространства. Принципы создание ретуши. Практика: Создание ретуши на фотографии. Раздел 5.Профессия фотографа 5.1 Профессия фотографа. Коммерческая фотография Теория:В каких областях может работать фотограф. Грань между собственным виденьем и желанием клиента. Практика: Представь себя в роли коммерческого фотографа 5.2 Фотопроекты. Теория: Рассмотрение известных фотопроектов современности. Практика: Игра: Придумай свой фотопроект. 5.3 Фотосъемка. От задумки до реализации. Теория: Идеи для съемок. От идеи до конкретной фотографии. Практика:Выбор жанра, героя и места съемки. Разработка образа, выбор цветового и композиционного решения. 5.4 Съемка фотографии в выбранном жанре. Обработка. Практика:Самостоятельное выполнение обучающимися итоговой творческой работы на выбранную тему в любом жанре на основе полученных знаний. Просмотр и обсуждение. Формирование и дополнение творческого портфолио каждого обучающегося из фотографий, наработанных за год. 5.5 Рекламная предметная съёмка. Теория:Виды рекламной фотографии, основы коммерческой фотосъемки. Практика:Создание собственного рекламного проекта. 5.6Итоговая выставка работ. Практика: Участие обучающихся в итоговой выставке фотографий. Планируемые результаты реализации программы Предметные результаты – приобретение определенных знаний, умений и навыков, освоенных обучающимися в ходе изучения предмета: знать: - жанры фотографии(портрет, пейзаж, предметная фотография, репортаж); - композиционное построение кадра; - основы компьютерной обработки фотографий; - устройство и характеристики различных типов фотоаппаратуры и приспособлений для фотосъемки; - основы смысловой, цветовой и тональной композиции, художественно выразительные средства фотографии,наиболее распространенные художественные фото-приемы. - предназначение, основные элементы интерфейса и принципы работы в графических редакторах Photoshop, Lightroom. уметь: - правильно обращаться с фотоаппаратурой различных типов и основными приспособлениями для фотосъемки; - создавать изображения в соответствии с правилами композиции; - находить и исправлять ошибки в собственных фотоработах; - проводить съёмку в различных жанрах и условиях; - обрабатывать изображения в графических редакторах, корректировать контрастность и резкость фотоснимков; - выполнять качественную фотосъёмку в различных жанрах; - использовать приёмы, наиболее адекватные конкретным условиям фотосъёмки; - обрабатывать и ретушировать изображения в графических редакторах. Метапредметные результаты: - развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности; - определение общей цели и пути ее достижения: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; осуществлять контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, устранять причины возникших трудностей и вносить необходимые коррективы в исполнение, как и в конце действия, так и по ходу его реализации; - умение творчески решать учебные и практические задачи. Личностные результаты: - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; - формирование эстетических ценностей и чувств; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; - повышение образовательного уровня; - рост познавательного интереса. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-технические условия реализации программы Программа реализуется в кабинете «Зона для проектной деятельности» центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»,с применением технических средств обучения, таких как: Мультимедийный комплект Мобильная стойка Ноутбук с программным обеспечением МФУ (принтер, сканер, копир) Мобильная транспортно-зарядочная система Ноутбук мобильного класса– 10 шт. Рабочее место педагога (стол, стул, компьютер) Рабочие места (стол - трансформер, стулья) – 6 шт. Рабочие места (парта одноместная, стулья) – 4 шт. Система хранения (шкаф) – 2 шт. Штатив – 1 шт. Фотоаппарат с объективом – 1 шт. Телекоммуникационное оборудование - 1 комплект Смартфон – 1 шт. Карта памяти – 3 шт Зарядное устройство – 2 шт. Цифровые зеркальные фотоаппараты - 1 шт. Штатив-1 шт. Фотовспышка-1 шт. Съемные фотообъективы-1 шт. Рреквизит для съемки Бумага для печати работ Бумага писчая Ручки, карандаши, линейки, фломастеры, маркеры, скотч Рамки для выставочных работ. Программы Lightroom, Photoshop. Информационное обеспечение 1. О цифровой фотографии: http:tipfoto.ru/002-cip.html 2. Студийный свет http://www.exvid.ru/ 3. Фотосайтhttp://www.photosight.ru 4. Фотошкола http://photo-school/ 5. Цифровое искусство фотографии http://club422244 6. Юныефотографыhttp://club18522856 Электронныеобразовательныересурсы 1. Фотография с нуля: [Электронный ресурс] // Мир цифровойфотографии. URL:https://dphotoworld.net/school/photo_s_nulya/urok_1_ustrojstvo_cifrovoj_fotokamery/11-0-3(Дата обращения:08.04.2022). 2. Как пользоваться цифровым зеркальным фотоаппаратом - 44 совета:[Электронный ресурс] // Cameralabs. URL:https://cameralabs.org/2782-kak-uluchshit-izobrazhenie-stsifrovoy-fotokameroy-sorok-chetire-soveta(Датаобращения: 08.04.2022). 3. Пять важных настроек фотокамеры и как их использовать. Урокфотографии: [Электронный ресурс] // Про фото и видео простымязыком. URL:https://profotovideo.ru/uroki-fotografii/pyat-vazhnich-nastroek-fotokameri-i-kak-ichispolzovat-urok-fotografii(Дата обращения:08.04.2022). 4. Как пользоваться зеркальным фотоаппаратом. Просто о сложном:[Электронный ресурс] // ТОР 100. Рейтинг фотошкол. URL:http://top100photo.ru/blog/azbukafotografii/kak-polzovatsja-zerkalnym-fotoapparatom-prosto-oslozhnom(Датаобращения:08.04.2022). 5. ТОП-15лучшихпрограммдляобработкифотографий:[Электронный ресурс] // AVS. URL: https://amssoft.ru/photo/top-15-luchshih-programm-dlya-obtabotkifoto.php(Датаобращения: 08.04.2022). 6. Лучшиепрограммыдляобработкифотографии:[Электронныйресурс] // GEEKSUS. Гаджеты и техника. URL:https://geeksus.ru/rejtingi/programmi-dlyaobrabotki-fotografij/(Датаобращения:08.04.2022). 7. 8 лучших принтеров для печати фотографий: [Электронный ресурс] //Эксперт цен. URL:https://www.expertcen.ru/article/ratings/luchshiefotoprintery.html(Датаобращения:08.04.2022). 8. Выбор ZOOM.CNEWS: десятка лучших домашних фотопринтеров:[Электронный ресурс] // ZOOM.CNEWS. URL:https://zoom.cnews.ru/publication/item/843(Датаобращения:08.04.2022). Кадровое обеспечение Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области фотографии. Методические материалы В основе педагогического процесса лежит познавательно-творческая деятельность, базирующаяся на формировании различных интересов к фотографии, а также развитии способностей, навыков и умений. Это предполагает самые прямые связи творческого процесса с реальной живой действительностью и предоставляет неисчерпаемые возможности для развития для развития наблюдательности, для творческого осмысления жизненного материала. При реализации программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, журналы и книги, материалы наэлектронных носителях. Обучение основывается на следующих педагогических принципах: - развивающего и воспитывающего обучения; -научности; -систематичности; -связи обучения с практикой; -доступности; -наглядности; -сознательности В основу программы заложен принцип воздействия, производимый педагогом на воспитанника, представляющий ему возможность самостоятельно и осознанно проводить выбор, становясь субъектом собственной жизни. Используемые формы работы чаще всего индивидуально-ориентированные, формирующие самостоятельность, уверенность и ответственность обучающихся. Среди них: съемка на пленере, посещение выставок, фотостудий, съемки событийных репортажей. Гибкая система дополнительного образования позволяет подходить к обучению дифференцированно, в зависимости от потребностей обучающихся, их желания и способностей. В процессе обучения педагог ориентируется на стимулирование обучающихся, на создание благоприятной эмоциональной обстановки, атмосферы сотворчества, сотрудничества, комфортного климата. Основные слагаемые комфортного психологического климата: 1. Четкая организация занятий (когда каждый обучающийся занят интересной деятельностью) 2. Похвала за любой маленький и большой успех. 3. Доверительные и доброжелательные отношения педагога с обучающимися. 4. Товарищеские и дружеские отношения между обучающимися. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся по программе, осуществляется согласно календарного учебного графика. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся: Входной контроль проводится в форме собеседования с целью выявления стартовых возможностей обучающихся, мотивов выбора творческого объединения (оценочный материал - опросник). Текущий контроль успеваемости проводится после прохождения каждой темы учебного плана программы в форме тестов по теоретическим знаниям и практическим умениям, творческих заданий в рамках изучаемых разделов программы. Проведение итогового контроля в форме выставки. Показателями уровня образовательной результативности обучающихся являются: -интерес к учебному материалу; - самооценка профессиональных интересов; - активность на занятии; - полнота и качество выполненной работы; - уверенность в себе, самостоятельность. Методы контроля: - наблюдение за качеством выполнения практического задания обучающимися в процессе работы; - анализ продуктов деятельности; - контрольное задание на выполнение практической работы. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе проводится в соответствии с приложением 1. Список литературы для педагогов 1. Джонсон Дэйв. Всё о цифровой съемке и последующей обработке снимков. Настольная книга начинающего фотографа: [выбор цифрового фотоаппарата, основы композиции, выбор сюжета, работа с освещением, искусство различных типов съемки, редактирование и печать снимков, импортирование на КПК и в Интернет]/ Дэйв Джонсон; [пер. с англ. М. В. Турышева]. – Москва:HT Пресс, 2008. – 415 с. 2. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии в фотографии – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – 171 с. 3. Ефремов А. ФотоMaster. Взгляд через объектив. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. – 127 с. 4. Зотов Д.А. Цифровая фотография: от любителя к профессионалу / Д. А. Зотов. – СанктПетербург: БХВ-Петербург, 2014. – 385 с. 5. Смирнов В.Д. Цифровые фотоаппараты: Базовые модели и основы теории / В.Д. Смирнов; М-во образования Российской Федерации. Сев.- Зап. ин-т печати СПГУТД. – Спю.: Петерб. Ин-т печати, 2002. – 187 с. Список литературы для учащихся (родителей, законных представителей) 1. Джонсон Дэйв. Всё о цифровой съемке и последующей обработке снимков. Настольная книга начинающего фотографа: [выбор цифрового фотоаппарата, основы композиции, выбор сюжета, работа с освещением, искусство различных типов съемки, редактирование и печать снимков, импортирование на КПК и в Интернет]/ Дэйв Джонсон; [пер. с англ. М. В. Турышева]. – Москва:HT Пресс, 2008. – 415 с. 2. Ефремов А. ФотоMaster. Взгляд через объектив. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. – 127 с. 3. Зотов Д.А. Цифровая фотография: от любителя к профессионалу / Д. А. Зотов. – СанктПетербург: БХВ-Петербург, 2014. – 385 с. 4. Клиновский В.И. Цифровая фотография = Digitalphoto: фотоэнциклопедия / Владимир Клиновский. – Москва: Астрель: АСТ, 2011. – 302 5.Понаморев А.А. Фотофишки цифровой и пленочной фотографии: [фотоаппарат как основа основ фотографии, полезные приемы съемки, проявка, печать, сканирование, уход за фотоаппаратом, вопросы безопасности, фотография как коммерческое предприятие, авторские чертежи и фотоработы] / Алексей Пономарев. – Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2010. – 416 с. 6. ТаттлСьюзан. Фотографируй каждый день [Текст]: от основ к ручному режиму / СьюзанТаттл; пер. с англ. Л. Лаврухиной. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 142 с. 7. Тимофеев С.М. Основы PhotoshopCS3 / С.М. Тимофеев. – Москва: Эксмо, 2008. – 96 с. Приложение 1 Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе Показатели (оцениваемые параметры) I. Теоретическая подготовка ребенка: 1. Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) Критерии Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; Степень выраженности Оцениваемого качества Осмысленность и правильность использования специальной терминологии 1-3 средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); 4-7 средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); Соответствие практических умений и навыков 1.Практические умения и навыки, программным предусмотренные программой (по требованиям основным разделам учебнотематического плана программы) Наблюдение, тестирование, выполнение практических работ Собеседование 4-7 8-10 минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); 1-3 средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2); 4-7 максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за Методы диагностик 8-10 минимальный уровень (ребенок, как правило, 1-3 избегает употреблять специальные термины); максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) II. Практическая подготовка ребенка: кол-во баллов минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). 2. Владение специальной терминологией Возможное 8-10 Практические задания конкретный период). 2.Владение специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); 1-3 Практические задания средний уровень (работает с оборудованием 4-7 с помощью педагога); 8-10 максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). 3.Творческие навыки Креативность в начальный (элементарный) уровень развития 1-3 выполнении креативности (ребенок в состоянии практических выполнять лишь простейшие практические заданий задания педагога); 4-7 Практические задания репродуктивный уровень (выполняет в 8-10 основном задания на основе образца); творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) III. Общеучебные умения и навыки ребенка: 1. Учебно-интеллектуальные умения: 1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу Самостоятельнос ть в подборе и анализе литературы 1-3 • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) 4-7 • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 8-10 Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их практических работ 1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации Самостоятельнос ть в пользовании компьютерными источниками информации минимальный уровень умений (обучающийся 1-3 испытывает серьезные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 1.3. Умение осуществлять учебноисследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) Самостоятельнос ть в учебноисследовательской работе Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их практических работ 4-7 8-10 минимальный уровень умений (обучающийся 1-3 испытывает серьезные затруднения при выполнении самостоятельнойработы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их практических работ • средний уровень (выполнение самостоятельнойработы с помощью педагога 4-7 или родителей) • максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 2. Учебно-коммуникативные умения: 2.1. Умение слушать и слышать педагога Адекватность восприятия информации, идущей от педагога 8-10 минимальный уровень умений (обучающийся 1-3 испытывает серьезные затруднения в восприятия информации, идущей от педагога, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (воспринимает информацию с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (в восприятии информации, идущей от педагога, не испытывает особых трудностей) 4-7 8-10 Наблюдение, анализ способов деятельности учащегося 2.2. Умение выступать перед аудиторией 2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии 3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации минимальный уровень умений (…) 1-3 • средний уровень (…) 4-7 • максимальный уровень (…) 8-10 Самостоятельность минимальный уровень умений (…) в построении • средний уровень (…) дискуссионного выступления, • максимальный уровень (…) логика в построении доказательств 1-3 минимальный уровень умений (…) 1-3 • средний уровень (…) 4-7 • максимальный уровень (…) 8-10 Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой 4-7 8-10 минимальный уровень умений (…) 3.2. Навыки соблюдения в процессе Соответствие деятельности правил безопасности реальных навыков соблюдения правил • средний уровень (…) безопасности • максимальный уровень (…) программным требованиям 1-3 3.3. Умение аккуратно выполнять работу 1-3 Аккуратность и ответственность в работе удовл.-хорошо-отлично Наблюдение Наблюдение, собеседование 4-7 8-10 4-7 8-10 Наблюдение, практическая работа