2. Основные задачи
Основными задачами библиотеки являются:
2.1. Обеспечение участникам образовательного процесса — учащимся, педагогическим
работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее –
пользователям) —доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом
(CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
2.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
учащегося, развитии его творческого потенциала.
2.3. Формирование навыков независимого читателя: обучение поиску, отбору и
критической оценке информации.
2.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3. Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно – информационных ресурсов общеобразовательного
учреждения:
комплектует универсальный фонд учебными (в соответствии с Федеральным
Перечнем учебников), художественными, справочными, педагогическими и
научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях
информации, периодическими изданиями;
осуществляет обработку, размещение, организацию и сохранность документов;
размещает документы в фонде в соответствие с классификацией информационной
продукции по возрастным категориям на основании Федерального закона от 29.12.2010
№ 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
(статья 6) в отношении печатной (книжной) продукции (в ред. от 28.07.2012 № 139-ФЗ).
б) создает информационную продукцию:
осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (тематическая картотека);
разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т. п.);
обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно – информационное обслуживание
учащихся:
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности;
организует обучение навыкам работы с информацией: поиск, обработка, анализ и
т.д.;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации;
осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций);
способствует проведению занятий по формированию информационной культуры,
является базой для проведения практических занятий по работе с
информационными ресурсами;
содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в
организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр
видеофильмов, CD-дисков, презентации);
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
консультирует по вопросам учебных изданий обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки
4.1. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел
учебников.
4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы,
программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
4.3. Пожертвования, полученные библиотекой в виде денежных средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, а так же подаренные библиотеке книги,
не влекут за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования
из бюджета общеобразовательного учреждения.
4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает
библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных
ресурсов;
• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров и в соответствии с положениями СанПиН, ремонтом и сервисным
обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
• современной электронно- вычислительной, телекоммуникационной и копировальномножительной техникой и необходимыми программными продуктами; библиотечной
техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.5. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом ОУ.
4.7. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой в
соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима
работы библиотеки предусматривается выделение:
часа рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится.
4.8. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно- информационные услуги,
перечень которых определяется Уставом общеобразовательного учреждения.
5. Управление. Штаты
5.1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор
школы.
5.3. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который
несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором
школы, за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и Уставом школы.
5.4. Заведующий библиотекой назначается директором школы, может являться членом
педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета
общеобразовательного учреждения.
5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист
(методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образования.
5.6. Трудовые отношения работника школьной библиотеки регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.
6. Права и обязанности библиотеки
6.1. Заведующий библиотекой имеет право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в Уставе школы и Положении о школьной библиотеке;
б) определять источники комплектования информационных ресурсов;
в) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
г) определять в соответствии с Правилами пользования школьной библиотекой,
утвержденными директором школы, вид компенсации ущерба, нанесенного
пользователями библиотеки;
д) иметь ежегодный отпуск в соответствии с Российским законодательством и
локальными нормативными актами;
е) быть представленным к различным формам поощрения.
6.2. Заведующий библиотекой обязан:
а) обеспечить читателям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б) информировать читателей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и
запросами всех перечисленных выше категорий читателей;
г) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
читателей;
д) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
е) систематически следить за отсутствием в фонде библиотеки литературы из
Федерального списка экстремистских материалов (ФСЭМ) (регулярно обновлять Список
экстремистских материалов в печатном виде, вести Журнал регистрации работы с
Федеральным списком экстремистских материалов, составлять акты сверки
библиотечного фонда с ФСЭМ);
ё) проверять содержание печатных изданий, находящихся в школьной библиотеке,
используемых в образовательном процессе, на предмет выявления в них информации,
способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию учащихся;
ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
з) повышать квалификацию.
7. Права и обязанности читателей библиотеки
7.1. Читатели библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки
на основе фонда библиотеки;
д) получать во временное пользование на абонементе печатные издания и другие
источники информации;
е) продлевать срок пользования документами;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
з) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу
общеобразовательного учреждения и Положению о платных услугах, утвержденному
руководителем общеобразовательного учреждения;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
7.2. Читатели библиотеки обязаны:
а) соблюдать Правила пользования школьной библиотекой, Правила пользования
учебниками из фонда школьной библиотеки;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
карточек в каталожном ящике;
г) пользоваться документами из читального зала только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки (соответствующие пометки делаются
работником библиотеки в формуляре читателя). Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний читатель.
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: учащиеся 1—4 классов);
ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными в порядке, установленном Правилами пользования школьной библиотекой;
и) за утрату несовершеннолетними читателями произведений печати из библиотечных
фондов или причинение им невосполнимого вреда ответственность должны нести родители (или законные представители);
к) полностью рассчитаться со школьной библиотекой по истечении срока обучения или
работы в школе.
8. Порядок пользования школьной библиотекой
8.1. Порядок пользования школьной библиотекой отражён в Правилах пользования
школьной библиотекой, Правилах пользования учебниками из фонда школьной
библиотеки.
8.2. Регистрация пользователей:
а) запись в школьную библиотеку учащихся, педагогических и иных работников школы в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся –
по паспорту;
б) перерегистрация читателей школьной библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
8.3. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом не более пяти документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия — учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература —1 месяц;
в) читатели могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос
со стороны других читателей.
8.4. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале.
8.5. Порядок работы с компьютером для пользователей, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится только в
присутствии заведующей библиотекой и после предварительной беседы с ней c
соответствующей отметкой в Тетради работы пользователей за компьютером;
б) разрешается работа за персональным компьютером не более двух человек
одновременно в течение 30 мин. (без повышенного спроса);
в) работа с компьютером производится согласно утверждённым санитарно-гигиеническим
требованиям;
г) при работе со съёмными носителями необходимо их проверять на наличие вирусов;
д) запрещается самостоятельно загружать программы и приложения, играть в
компьютерные игры.
8.6. АРМ заведующего библиотекой для других пользователей является не доступным.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)