ДООП Основы мультипликации

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................................................................... 3
1.1. Нормативно-правовая база программы ........................................................ 3
1.2. Новизна программы: ....................................................................................... 6
1.3. Актуальность программы:.............................................................................. 7
1.4. Отличительные особенности программы ..................................................... 7
1.5. Педагогическая целесообразность ................................................................ 8
1.6. Практическая значимость .............................................................................. 8
1.7. Адресность: ...................................................................................................... 9
1.8. Режим занятий: ............................................................................................. 9
1.9 Формы обучения и подведения итогов: ......................................................... 9
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ .................................................................... 10
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ .......................... 11
3.1. Учебно-тематический план .......................................................................... 11
3.2. Содержание программы ............................................................................... 11
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ......................................................................................................... 14
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ............................. 17
5.1. Календарный учебный график..................................................................... 17
5.2. Условия реализации программы ................................................................. 17
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ......... 20
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ........................................................................... 21
8. АННОТАЦИЯ...................................................................................................... 22
9. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ......................................................................................................... 23
10. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ................................................................................ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ ....................................................................................................... 27
2

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ................................................................................................. 27
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ....................... 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ................................................................................................. 32
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ......................................................... 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ................................................................................................. 37
ВАРИАТИВНЫЙ ПЛАН С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО
ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ .................................................................................................... 37
1 ГОД ОБУЧЕНИИ .............................................................................................. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ................................................................................................. 39
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ........ 39

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы

мультипликации»

ориентирована

на

имеет

удовлетворение

техническую

направленность

индивидуальных

и

потребностей

обучающихся и родителей (законных представителей) в цифровом творчестве
через организацию учебной деятельности в процессе занятий по созданию
анимационных фильмов с использованием современных компьютерных
технологий.
Программа предоставляет обучающимся возможность освоить основы
двухмерной, получить навыки работы c программным обеспечением (таким
как PowerPoint, Synfig Studio), а также реализовать свой творческий потенциал
на всех этапах производства мультфильма – от разработки идеи и сценария до
монтажа и озвучки готового продукта.
1.1. Нормативно-правовая база программы
Основанием

для

проектирования

и

реализации

данной

общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
4

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации

от

22

сентября

2021

г.

N

652н

«Об

утверждении

профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

общеобразовательных

реализации

адаптированных

программ,

способствующих
5

дополнительных
социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерство образования и молодежной политики
Свердловской

области

от

06.05.2022

№

434-Д

"Об

утверждении

концептуальных подходов к развитию дополнительного образования детей в
Свердловской области";
13. Приказ Управления образования Администрации Режевского
городского округа от 01.09.2023 № 314/1/01-07 «О внесении изменений в
приказ Управления образования Администрации Режевского городского
округа от 10.08.2023 №302/01-07 «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в Режевском городском
округе в соответствии с социальным сертификатом»;
14. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания

государственной

услуги

в

социальной

сфере

«Реализация

дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
15. Приказ Управления образования Администрации Режевского
городского округа от 10.08.2023 № 302/01-07 «Об утверждении требований к
условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Режевском
городском округе в соответствии с социальным сертификатом»;
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
6

условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
17.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
18. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и
признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N
1726-р»;
19.

Методические

общеобразовательных

рекомендации

общеразвивающих

«Разработка
программ

в

дополнительных
образовательных

организациях» ГАНОУ «Дворец молодежи» от 26.10.2023 г.;
20. Постановление АРГО от 20.08.2024 года № 1470 «О муниципальных
(государственных) услугах (функциях), предоставляемых на территории
Режевского городского округа»
21. Устав МАОУ СОШ №10;
22.Образовательная программа МАОУ СОШ №10.
1.2. Новизна программы:
Программа «Основы мультипликации» предлагает системный подход к
развитию креативного потенциала через создание анимации. Ее новизна
заключается в последовательном переходе («от простого к сложному») от
изучения базовых принципов и использования простых инструментов (MS
PowerPoint, видеоредактор ОС) к самостоятельной реализации творческих
замыслов с помощью программного обеспечения для 2D-анимации (Synfig
Studio). В основе программы лежит приобщение детей к современным
цифровым технологиям и методам визуального повествования, что развивает
7

дизайн-мышление и навыки проектной деятельности через интеграцию
рисования, создания сценария, раскадровки, съемки и монтажа готового
продукта.
1.3. Актуальность программы:
Определяется растущим спросом на специалистов в сфере креативных
индустрий, digital-дизайна и визуального контента. Данная программа имеет
техническую направленность, развивает цифровое творчество и является
эффективным инструментом ранней профессиональной ориентации детей в
мире современных медиатехнологий. Она способствует формированию
устойчивого интереса к цифровому искусству, анимации и кинопроизводству,
стимулируя развитие образного мышления, художественного вкуса и
изобретательских способностей. Программа знакомит детей с миром
мультипликации, позволяя обучающимся в увлекательной игровой форме
освоить основы режиссуры, сценарного мастерства и операторской работы. В
процессе создания анимационного фильма обучающиеся сталкиваются с
задачами из разных областей знания – от основ компьютерной грамотности и
графического дизайна до элементов драматургии и звукорежиссуры. В
содержание программы включены коллективные творческие проекты, в
совместной работе дети развивают индивидуальные творческие способности,
учатся коллективно преодолевать творческие и технические задачи, получая
важные фундаментальные знания и практические навыки работы в цифровой
среде.
1.4. Отличительные особенности программы
Программа построена по принципу "от простого к сложному" с
поэтапным освоением анимации:
−

От базовых техник в PowerPoint к более продвинутым инструментам
(Synfig Studio)

−

Акцент на развитии визуального мышления и композиции
8

−

Индивидуальный подход с выбором тематики проектов

−

Сочетание технических навыков и творческой свободы

−

Развитие ключевых компетенций: креативное мышление, визуальная
грамотность, работа в команде.

1.5. Педагогическая целесообразность
Программа направлена на выявление интереса обучающихся к
цифровому творчеству и формирование устойчивой мотивации к созданию
анимационных проектов. В процессе создания мультфильмов обучающиеся
учатся сочетать художественное творчество с техническими навыками, что
способствует развитию образного мышления, фантазии и визуального
восприятия.
Осваивая программу, учащиеся открывают новые возможности для
овладения цифровыми технологиями, расширяют кругозор через выполнение
заданий на разработку сюжета, создание персонажей и анимацию. Обучение
по программе учит детей поэтапному планированию и реализации творческих
замыслов. Осознание того, что именно от их усилий зависит качество и
выразительность

готового

мультфильма,

развивает

ответственность,

внимательность и концентрацию при работе над каждым этапом проекта.
1.6. Практическая значимость
Ориентирована на систематизацию знаний и умений в области создания
2D-анимации. Практические

задания,

выполняемые

в ходе

изучения

материала программы, готовят обучающихся к решению творческих задач,
связанных с разработкой анимационных проектов, созданием персонажей и
сцен, монтажом и озвучкой готовых работ. Полученные навыки работы с
различными программами (MS PowerPoint, , Synfig Studio) позволяют
учащимся создавать законченные анимационные продукты, которые могут
быть использованы в учебных проектах, творческих конкурсах и фестивалях.
Программа формирует базовые компетенции, необходимые для дальнейшего
освоения

профессиональных

инструментов
9

цифрового

творчества

и

мультипликации.
1.7. Адресность:
Программа рассчитана на детей 8-11 лет. Количество обучающихся,
одновременно находящихся в группе, составляет от 8 до 10 человек. Набор
обучающихся свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не
требуется.
1.8.

Режим занятий:
Программа ведется 1 год обучения: занятия 1 раз в неделю,

длительность занятия 2 часа (время занятия включает одно занятие по 40
минут учебного времени) с переменой 10 минут

в центре образования

цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МАОУ СОШ
№10 (зона формирования цифровых и гуманитарных компетенций), ул.
П.Морозова, д.56.
Срок реализации и объем программы: данная программа рассчитана
на 1 учебный год, 68 учебных часов в год.
1.9 Формы обучения и подведения итогов:
Форма обучения - очная.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: беседа,
выставка, защита проекта.
Программа базового уровня: используются и реализуются
общедоступные и универсальные формы организации материала, оптимальная
сложность содержания программы соответствует возрастным особенностям
обучающихся.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс.

10

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие творческого потенциала личности ребенка
через обучение основам создания анимации и мультипликации.
Задачи программы:
Обучающие:
−

сформировать навыки создания анимации с использованием

различных техник и программных средств;
−

научить

разрабатывать

сюжет

и

раскадровку

будущего

мультфильма;
−

научить создавать и анимировать персонажей, использовать

монтаж со звуком и титрами.
Развивающие:
−

развивать образное мышление, фантазию и художественный вкус;

−

формировать

навыки

проектной

деятельности

и

исследовательской активности;
−

развивать интерес к анимации и цифровому творчеству;

−

стимулировать

творческое

самовыражение

через

создание

мультипликационных работ.
Воспитательные:
−

способствовать воспитанию потребности в творческом труде и

самореализации;
−

формировать

позитивное

отношение

к

интеллектуальному

развитию и цифровой культуре;
−

воспитывать умение работать в коллективе и ответственность за

результат совместной деятельности.

11

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебно-тематический план
№
п/п

Название разделов и тем

1.

Введение в основы
мультипликации
Знакомство. Инструктаж
по технике безопасности
Основные понятия и
виды анимации
Создание первой
анимации
2D анимация
Создание мультфильмов
в MS PowerPoint
Работа с программой
"Видеоредактор" ОС
Windows
Основы работы в Synfig
Studio
Создание персонажей и
раскадровки
Монтаж и озвучка
мультфильма
Проектная деятельность
Разработка
индивидуального проекта
Создание итогового
анимационного проекта
Итого:

1.1
1.2
1.3
2.
2.1
2.2

2.3
2.4
2.5
3.
3.1
3.2

Количество часов

Формы контроля

Всего Теория Практика
4
1
3
Практическая работа
1

-

1

Педагогическое наблюдение

2

1

1

Устный опрос

1

-

1

Практическая работа

52
12

6
1

46
11

Проектная деятельность
Практическая работа

12

1

11

Практическая работа

16

2

14

Практическая работа

8

1

7

Практическая работа

4

1

3

Практическая работа

12
6

1
-

11
6

Защита проекта
Промежуточный просмотр

6

1

5

Защита проекта

68

8

60

3.2. Содержание программы
1. Введение в основы мультипликации
1.1.

Знакомство.

Инструктаж

по

технике

безопасности

Практическая часть: Игры на знакомство и сплочение коллектива. Проверка
базовых навыков работы с компьютером. Отработка правил безопасной
работы с оборудованием.
1.2.

Основные

понятия

и

виды

анимации

Теоретические сведения: История развития анимации. Основные виды и
техники анимации (stop-motion, рисованная, компьютерная). Понятие кадра,
сцены, раскадровки.
12

Практическая часть: Сравнительный анализ различных видов анимации.
Создание простейшей анимации в технике перекладки.
1.3. Создание первой анимации
Практическая часть: Разработка простого анимационного сюжета (3-5
секунд). Отработка принципов покадровой съемки. Создание мини-проекта
"Живая открытка".
2. 2D анимация
2.1. Создание мультфильмов в MS PowerPoint
Теоретические сведения: Интерфейс программы. Инструменты для создания
анимации.

Принципы

работы

Практическая

часть: Создание

с

временной

анимированной

шкалой.

презентации.

Разработка

простого мультфильма с 2-3 персонажами. Использование эффектов
переходов и анимации объектов.
2.2.

Работа

с

программой

"Видеоредактор"

ОС

Windows

Теоретические сведения: Основы видеомонтажа. Форматы видеофайлов.
Принципы

работы

с

временной

шкалой.

Практическая часть: Монтаж отснятого материала. Добавление титров и
звукового сопровождения. Создание простого видеоролика.
2.3. Основы работы в Synfig Studio
Теоретические сведения: Интерфейс программы. Основные инструменты
рисования.

Работа

со

слоями

и

костями

персонажей.

Практическая часть: Создание простого персонажа. Анимация движения
объекта. Разработка сцены с изменением планов.
2.4. Создание персонажей и раскадровки
Теоретические сведения: Основы разработки персонажей. Принципы создания
экспрессии
Практическая

и

характера.

часть: Разработка

Правила

составления

оригинального

раскадровки.

персонажа.

Создание

раскадровки для короткометражного мультфильма. Проработка эмоций и
движений персонажа.

13

2.5. Монтаж и озвучка мультфильма
Теоретические сведения: Основы звукорежиссуры. Принципы синхронизации
звука

и

изображения.

Техники

записи

и

обработки

звука.

Практическая часть: Запись диалогов и шумов. Сведение звуковой дорожки.
Финальный монтаж проекта с учетом звукового оформления.
3. Проектная деятельность
3.1. Разработка индивидуального проекта
Практическая часть: Выбор темы итогового проекта. Разработка сценария и
раскадровки.

Создание

аниматика.

Поэтапная

реализация

проекта

с

консультациями педагога.
3.2. Создание итогового анимационного проекта
Теоретические сведения: Особенности демонстрации анимационных работ.
Практическая

часть: Завершение

работы

над

проектом.

Подготовка

презентации работы. Организация мини-фестиваля с показом готовых работ и
их обсуждением.

14

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
−

у

детей

развиты

познавательные

интересы

и

творческие

способности;
−

обучающиеся активно участвуют в диалоге на занятии;

−

дети

аргументированно

отвечают

на

вопросы

педагога и

товарищей по объединению;
−

обучающиеся эффективно работают в паре, группе, коллективе;

−

обучающиеся четко формулируют собственное мнение и позицию;

−

обучающиеся проявляют уважение к окружающим - умеют

слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение;
−

обучающиеся ориентируются на позицию других людей, уважают

иную точку зрения.
Метапредметными

результатами изучения

курса

является

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД
−

планировать

последовательность

действий

при

создании

анимационного проекта;
−

учиться высказывать свое предположение (версию) по реализации

творческого замысла;
−

самостоятельно

готовить

рабочее

место

и

выполнять

практическую работу;
−

совместно с учителем и другими учениками давать оценку

деятельности на занятии.
2. Познавательные УУД
−

ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже

известного;
−

осуществлять поиск и обработку информации для реализации
15

творческих проектов;
−

развивать пространственное и образное мышление через создание

анимации.
3. Коммуникативные УУД
−

донести свою позицию до других: оформлять свои идеи в раскадровках
и проектах;

−

слушать и понимать речь других, эффективно взаимодействовать в
группе;

−

участвовать в коллективном обсуждении проблем и задач.
Предметными результатами изучения курса является формирование

следующих знаний и умений:
−

обучающиеся знают историю развития анимации и основные

анимационные техники;
−

обучающиеся освоят основные приемы и принципы создания 2D-

анимации;
−

обучающиеся научатся создавать анимационные проекты по

образцу и собственному замыслу;
−

обучающиеся знают и применяют различные методы и техники

анимации;
−

обучающиеся применяют способы и приемы создания персонажей

и сцен;
−

обучающиеся объединяют созданные элементы в целостные

анимационные проекты;
−

обучающиеся знают закономерности композиции и цветоведения

в анимации.
Условия реализации программы:
−

современная цифровая образовательная среда;

−

организация специализированного рабочего пространства: наличие
компьютеров, программного обеспечения;

−

изучение

педагогом

современной
16

литературы

по

анимации

и

цифрововму-искусству;
−

свободный

доступ

детей

к

необходимому

оборудованию

и

программному обеспечению;
−

тесное взаимодействие с семьей, сотрудничество между педагогами,
детьми и родителями.
Таким образом:
−

происходит формирование ценностных ориентаций и творческого

интереса участников программы;
−

обучающиеся включаются в социально-значимую творческую

деятельность;
−

обеспечивается организация эффективной деятельности детского

коллектива на основе творческого подхода.
К концу учебного года дети должны знать:
−

правила безопасности при работе с компьютерной техникой;

−

основные понятия и термины анимации;

−

особенности различных анимационных техник и программ.

К концу учебного года дети должны уметь:
−

подготавливать рабочее место для работы над анимационным

проектом;
−

применять полученные знания в самостоятельной творческой

деятельности;
−

создавать раскадровки и сценарии для анимационных проектов;

−

самостоятельно работать с программами для создания анимации;

−

создавать законченные анимационные работы;

−

комбинировать различные анимационные техники и приемы;

−

представлять и защищать свои творческие проекты.

17

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
5.1. Календарный учебный график
Дата
начала
обучения

Дата
окончания

Количество
учебных
недель

02.09.

26.05

34

Количест
во
учебных
дней
34

Количес
тво
учебных
часов
68

Режим
занятий

Каникулы

1 занятие
по 2 часа в
неделю

25.10.25 – 04.11.25
31.12.25– 11.01.26
21.03.26 – 29.03.26

5.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы.
Обучение по программе проходит в виде теоретических занятий, на
которых обучающимся дается новый материал, практических занятий,
необходимых для закрепления пройденного материала, выполнения типовых
и самостоятельных заданий; а также в виде комбинированных занятий, на
которых объясняется новый теоретический материал и закрепляется на
практике во второй части занятий.
Теоретическая часть проходит в виде бесед, лекций с использованием
мультимедийных презентаций; практическая часть - закрепление пройденного
материала посредством выполнения практических заданий по разделам и
темам программы. На занятиях используется индивидуальны, особенно при
выполнении

творческих

проектов

и

работе

над

персональными

анимационными работами.
В процессе выполнения практических работ происходит обсуждение
способов выполнения поставленной задачи, анализ возможных решений и
выбор оптимальных методов реализации творческого замысла. Такая форма
занятий в сочетании с теоретической частью обеспечивает смену видов
деятельности и предотвращает переутомление обучающихся.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
−

инструктажи,

беседы,
18

лекции

с

мультимедийным

сопровождением;
−

наглядный

метод

(демонстрация

примеров

анимации,

видеоуроки, мастер-классы);
−

практическая работа с программным обеспечением (MS

PowerPoint, видеоредактор ОС, Synfig Studio);
−

инновационные методы (проектный, исследовательский,

игровой);
−

метод стимулирования (участие в конкурсах, фестивалях,

выставках работ).
Основные формы работы с обучающимися:
−

учебные занятия с поэтапным освоением материала;

−

практикумы и мастер-классы;

−

индивидуальные консультации;

−

проектная деятельность;

−

творческие выставки и презентации работ;

−

участие в конкурсах.

Информационное

обеспечение: использование

авторских

презентационных материалов, видеоуроков, онлайн-ресурсов по анимации,
цифровых библиотек и баз данных.
Учебно-методический комплекс:
−

тематические подборки наглядных материалов (примеры

анимационных техник, образцы раскадровок, модели персонажей);
−

библиотека материалов (видео, изображения, текстовые

материалы);
19

−

разработки теоретических и практических занятий;

−

инструкции и методические рекомендации по работе с

программным обеспечением;
Темы бесед и презентаций: "История развития анимации", "Профессии
в анимационной индустрии", "Основы композиции", "Техники и технологии
создания анимации".
Материально-технические и санитарно-гигиенические условия:
Занятия проводятся в специальном кабинете. Кабинет хорошо оборадован. Все материалы и инструменты хранятся в определённом месте.

20

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия проходят в кабинете «Зона формирования цифровых и
гуманитарных компетенций» центра образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста».
На группу 8 – 10 человек используется:
1. Ноутбуки мобильного класса — 10 шт.;
2. Мобильная транспортно-зарядочная система — 1 комплект;
3. Цифровой зеркальный фотоаппарат — 1 шт.;
4. Штативы — 3 шт.;
5. Карты памяти — 2 шт.;
6. Зарядные устройства — 1 шт.;
7. Канцелярские принадлежности для создания персонажей и
декораций: Цветная бумага и картон, пластилин для лепки,
краски, кисти, карандаши, ножницы, клей, линейки
8. Телекоммуникационное оборудование;
9. Интерактивный комплекс;
10.Вычислительный блок интерактивного комплекса;
11.Рабочее место педагога: стол, стул, компьютер, программное
обеспечение;
12.Рабочие места (парта двухместная, стул) – 6 шт.;
13.Рабочие места (парта одноместная, стул) – 6 шт.;
14.Система хранения (шкаф) – 4 шт.;

21

7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы аттестации
Формами контроля и подведения итогов реализации программы
являются: беседа, практическая работа, защита проекта, выставка творческих
работ.
Для

отслеживания

результативности

образовательного

процесса

используются следующие виды контроля:
1.

Предварительный

контроль -

осуществляется

в

форме

собеседования для выявления начального уровня знаний и навыков работы с
компьютером.
2.

Промежуточный контроль - осуществляется через:

−

наблюдение

−

практические работы

−

устные опросы

−

промежуточные просмотры проектов

3.

Итоговый контроль - проводится в конце учебного года в форме

защиты итогового анимационного проекта и выставки творческих работ.
Оценочные материалы
Мониторинг

результатов

обучения

ребенка

по

дополнительной

образовательной программе "Основы мультипликации" указан в приложении
1.
Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного
образования указан в приложении 2.

22

8. АННОТАЦИЯ
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Основы мультипликации» имеет техническую направленность.
Отличительной особенностью данной программы является ее структура,
построенная по принципу "от простого к сложному", и акцент на развитии
цифрового творчества и визуального мышления через освоение технологий
создания анимации.
Обучающиеся освоят принципы создания анимации от простых
движущихся объектов до сложных проектов, разовьют образное мышление и
художественный вкус, раскроют творческий потенциал, создавая уникальные
анимационные работы по собственным замыслам.
Программа носит личностно-ориентированный характер, предоставляя
обучающимся возможность выбора тем и стилей для реализации творческих
проектов в соответствии с их интересами и возможностями.
Занятия развивают:
1. Цифровую грамотность и навыки работы с программным обеспечением;
2. Креативное мышление и умение визуализировать идеи;
3. Навыки проектной деятельности и командной работы;
Практическое

создание

анимации

в

игровой

форме

развивает

художественные способности, техническое мышление и проектное видение.
Содержание программы включает освоение основ анимации, создание
2D-графики, работу с различными программами (PowerPoint, видеоредактор,
Synfig Studio), разработку персонажей и сценариев, а также реализацию
авторских проектов (мультфильмы, анимированные открытки).
Это современный и увлекательный вид цифрового творчества,
позволяющий ребенку воплощать свои фантазии в динамичных визуальных
образах.
Режим занятий: Режим занятий: 2 занятия по 1 часу с переменой 15
минут, 1 раз в неделю.

23

9. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Название

программы: Дополнительная

общеобразовательная

(общеразвивающая) программа «Основы мультипликации».
Автор-составитель: Бондарь

Иван

Владимирович,

педагог

дополнительного образования.
Вид программы: Общеразвивающая.
Направленность программы: Техническая.
Срок реализации программы: 1 год.
Возраст учащихся: 8-11 лет.
Форма обучения: Очная.
Цель

программы: Развитие

творческого

потенциала

детей

через

освоение основ создания 2D-анимации и мультипликации.
Задачи программы:
Обучающие:
−

Сформировать навыки создания анимации с использованием

различных техник и программных средств.
−

Научить разрабатывать сюжет и раскадровку будущего

мультфильма.
−

Научить создавать и анимировать персонажей, использовать

монтаж со звуком и титрами.
−

Научить основам работы с программами для создания

анимации.
Развивающие:
−

Развивать образное мышление, фантазию и художественный

−

Развивать цифровую грамотность и навыки работы с

вкус.
компьютерными технологиями.
−

Развивать интерес к анимации и цифровому творчеству.

−

Развивать творческое воображение и визуальное восприятие.
24

Воспитательные:
Воспитывать

−

потребность

в

творческом

труде

и

самореализации.
Формировать позитивное отношение к интеллектуальному

−

развитию и цифровой культуре.
Воспитывать

−

умение

работать

в

коллективе

и

ответственность за результат совместной деятельности.
Воспитывать бережное отношение к оборудованию и

−

программному обеспечению.
Актуальность

программы: Обусловлена

растущим

спросом

на

специалистов в сфере цифровых технологий и креативных индустрий.
Программа предоставляет возможность в доступной форме развивать
цифровую грамотность, творческие способности и проектное мышление,
знакомит

с

основами

анимации,

способствует

формированию

коммуникативных навыков и умения работать в команде.
Отличительные особенности программы:
−

Построение содержания по принципу "от простого к

сложному" с постепенным освоением технологий анимации.
−

Акцент на развитии визуального мышления и цифрового

творчества через работу с современным программным обеспечением.
−

Личностно-ориентированный

подход,

предоставляющий

обучающимся выбор тем и стилей для творческой реализации.
−

Ориентация на практическую проектную деятельность

(индивидуальную

и

коллективную)

анимационных продуктов.

25

с

созданием

законченных

10. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Для педагога:
1. Харт К. Как нарисовать все, что вы узнали о мультяшках. - М.: Попурри,
2020.
2. Анимация. Создаем персонажей вместе со студией Walt Disney. - СПб.:
Питер, 2021.
3. Оживи рисунок: мастер-классы. 20 золотых лет Диснея. Часть 1. - М.:
Эксмо, 2019.
4. Сегер Л. Как хороший сценарий сделать великим. - М.: Альпина нонфикшн, 2018.
5. Солин А.И., Пшеничная И.А. Задумать и нарисовать мультфильм. - М.:
Искусство, 2022.
Для родителей (законных представителей):
1. Джонсон О. "Искусство анимации: от идеи до реализации", - М.:
"КоЛибри", 2021.
2. Сборник практических заданий по созданию простой анимации.
3. Томас Ф. "Искусство Disney: путь к успеху", - М.: "Эксмо", 2019.
4. Журналы "Мир анимации" за 2020-2023 годы.
5. Уильямс Р. "Анимация: основы и секреты мастерства"
Для обучающихся:
1. Харт К. Как нарисовать все, что вы узнали о мультяшках. - М.: Попурри,
2020.
2. Анимация. Создаем персонажей вместе со студией Walt Disney. - СПб.:
Питер, 2021.
3. Солин А.И., Пшеничная И.A. Задумать и нарисовать мультфильм. - М.:
Искусство, 2022.
4. Петров А.И. Классическая анимация. Нарисованное движение. - М.:
ВГИК, 2018.
5. Гилберт У. Упрощённое рисование для планирования анимации.

26

Интернет-ресурсы:
1. 2D

и

3D:

в

чем

разница

[Электронный

ресурс].

-

URL: https://raznicynet.com/format/2d-i-3d-v-chem-raznica/ (дата
обращения: 24.06.2025)
2. Технологии

создания

презентаций

[Электронный

ресурс].

-

URL: https://sites.google.com/site/tehnologiisozdaniaprezentacij/home/prakti
ceskaa-rabota-po-teme-obsaa-harakteristika-ms-powerpoint (дата
обращения: : 24.06.2025)
3. Synfig Studio: уроки для начинающих [Электронный ресурс]. URL: https://user-life.com/programs/3495-synfig-studio-kak-polzovatsyauroki-dlya-nachinayuschih-skachat-na-russkom.html (дата
24.06.2025)

27

обращения:

:

ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
Показатели (оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности Оцениваемого

Возможное

качества

кол-во баллов

I. Теоретическая подготовка

Соответствие

минимальный уровень (ребенок овладел

ребенка:

теоретических

менее чем 1/2 объема знаний,

знаний ребенка

предусмотренных программой);

1. Теоретические знания (по
основным разделам учебнотематического плана
программы)

программным
требованиям;

средний уровень (объем усвоенных

1-3

практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период).

28

Наблюдение, беседа,
собеседование

4-7

знаний составляет более 1/2);
максимальный уровень (ребенок освоил

Методы диагностик

8-10

2. Владение специальной

Осмысленность и минимальный уровень (ребенок, как

терминологией

правильность

правило, избегает употреблять

использования

специальные термины);

специальной
терминологии

средний уровень (ребенок сочетает

1-3

Собеседование

4-7

специальную терминологию с бытовой);
максимальный уровень (специальные

8-10

термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием)
II. Практическая под готовка Соответствие

•минимальный уровень (ребенок овладел 1-3

ребенка:

практических

менее чем 1/2 предусмотренных умений

умений и

и навыков);

1.Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой (по основным
разделам учебнотематического плана
программы)

навыков
программным
требованиям

•средний уровень (объем усвоенных

4-7

умений и навыков составляет более 1/2); 8-10
•максимальный уровень (ребенок
овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными
программой за конкретный период).

29

Практические работы

2.Владение специальным

Отсутствие

оборудованием и оснащением затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

•минимальный уровень умений (ребенок 1-3

Практические работы

испытывает серьезные затруднения при
работе с оборудованием);
•средний уровень (работает с
оборудованием с помощью педагога);

4-7
8-10

•максимальный уровень (работает с
оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).
3.Творческие навыки

Креативность в • начальный (элементарный) уровень
выполнении

развития креативности (ребенок в

практических

состоянии выполнять лишь простейшие

заданий

практические задания педагога);
•

репродуктивный уровень

(выполняет в основном задания на
основе образца);
творческий уровень (выполняет
практические задания с элементами
творчества)

30

1-3

4-7
8-10

Практические работы

4. Учебно-коммуникативные
умения:

Адекватность

минимальный уровень умений

восприятия

(обучающийся испытывает серьезные

способов деятельности

информации,

затруднения в восприятия информации,

учащегося

4.1.Умение слушать и слышать идущей от

идущей от педагога, нуждается в

педагога

постоянной помощи и контроле

педагога

1-3

Наблюдение, анализ

педагога);
• средний уровень (воспринимает

4-7

информацию с помощью педагога или
родителей)

8-10

• максимальный уровень (в восприятии
информации, идущей от педагога, не
испытывает особых трудностей)
5. Учебно-организационные

Способность

умения и навыки:

самостоятельно

5.1. Умение организовать свое
рабочее (учебное) место

готовить свое
рабочее место к

минимальный уровень умений

1-3

• средний уровень

4-7

• максимальный уровень

8-10

деятельности и
убирать его за
собой

31

Наблюдение

5.2. Навыки соблюдения в

Соответствие

процессе деятельности правил

реальных

безопасности

навыков
соблюдения

минимальный уровень умений

1-3

• средний уровень

4-7

• максимальный уровень

8-10

удовлетворительно

1-3

хорошо

4-7

отлично

8-10

Наблюдение,
собеседование

правил
безопасности
программным
требованиям
5.3. Умение аккуратно

Аккуратность и

выполнять работу

ответственность
в работе

32

Наблюдение,
практическая работа

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Степень выраженности качества (оценивается педагогом в
Параметры

Критерии

процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью

Баллы

ребенка и ее результатами)

Мотивация

Выраженность интереса к
занятиям

Интерес практически не обнаруживается

1

Интерес возникает лишь к новому материалу

2

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения

3

Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за
пределы изучаемого материала
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету,
стремится получить дополнительную информацию
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке

Самооценка

Самооценка деятельности
на занятиях

своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

4

5

1

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои
возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает
лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных

33

2

ему способов действия
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении
задачи, учитывая изменения известных ему способов действий
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи,
учитывая изменения известных способов действия

Ориентация на
Нравственноэтические установки

поведении

1

Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения

2

Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их

Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда
частично их нарушает
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения,
осознанно их принимает

Познавательная
сфера

Уровень развития
познавательной
активности,

4

Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения

общепринятые моральные выполняет
нормы и их выполнение в

3

3

4

5

Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при
выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция,
любознательность не проявляется

34

1

самостоятельности

Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении
заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов

2

довольно узок
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом,
самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах,

3

находит новые способы решения заданий
Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из-за
возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь

1

малоэффективна
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные
Произвольность
Регулятивная сфера

деятельности

средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто
отвлекается, трудности преодолевает только при психологической

2

поддержке
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает
адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности

3

в работе, доводит дело до конца
Уровень развития
контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных
ошибок

35

1

Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив
ошибку, ученик не может обосновать своих действий
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно
выполнять учебные действия и контролировать их

2

3

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля
и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская

4

ошибок
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием
усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

5

В совместной деятельности не пытается договориться, не может
прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует

1

других
Коммуникативная
сфера

Способность к
сотрудничеству

Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою
позицию и слушать партнера
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная
работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу
сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать
36

2

3

4

собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять
функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь

37

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВАРИАТИВНЫЙ ПЛАН С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1 ГОД ОБУЧЕНИИ
№
п/п

Тема

Колво
часов

Формат обучения
(синхронный/асинхронный)

Ресурс, задания

1.

История
возникновения
анимации. Техника
безопасности.

2

Синхронный

2.

Основы 2D-анимации
в MS PowerPoint

12

Асинхронный

3.

Работа с
видеоредактором ОС
Windows

12

Асинхронный

4.

Создание анимации в
Synfig Studio

16

Асинхронный

Видео-урок: "История развития
анимации: от первых опытов до
современности" (Rutube).
Задание: Найти и описать один
интересный факт из истории
анимации.
Видео-урок: "Создание
анимации в PowerPoint: базовые
приемы" (Rutube).
Задание: Создать
анимированную открытку с
использованием изученных
техник.
Видео-урок: "Основы монтажа в
видеоредакторе Windows"
(Rutube).
Задание: Смонтировать
короткий видеофрагмент с
добавлением титров.
Видео-урок: "Интерфейс и
основные инструменты Synfig
38

Средства
коммуникации (соц.
сеть, электронная
почта)
Сферум, эл. почта

Форма контроля
(творческая
работа, эссе, тест и
т.д.)
Устный опрос

Сферум, эл. почта

Практическая
работа

Сферум, эл. почта

Практическая
работа

Сферум, эл. почта

Практическая
работа

5.

Разработка сюжета и
раскадровки

8

Синхронный

6.

Монтаж и озвучка
мультфильма

4

Асинхронный

7.

Итоговый проект

14

Синхронный + Асинхронный

Studio" (Rutube).
Задание: Создать простого
анимированного персонажа.
Видео-урок: "Основы
сторителлинга в анимации"
(Rutube).
Задание: Разработать
раскадровку для короткого
мультфильма.
Видео-урок: "Основы
звукорежиссуры для анимации"
(Rutube).
Задание: Записать и свести
звуковую дорожку для проекта.
Видео-урок: "Создание
завершенного анимационного
проекта" (Rutube).
Задание: Разработать и
представить итоговый
анимационный проект.

39

Сферум

Защита проекта

Сферум, эл. почта

Практическая
работа

Сферум, эл. почта

Защита проекта

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: ««Основы мультипликации»
ФИО педагога: Бондарь Иван Владимирович

№
занятия

Кол-во часов
Наименование разделов и тем

по
плану

по
факту

Форма корректировки
(объединение тем,
перенос на другую
дату, др,)

Согласовано: ______________________________________________________________
40

Причина
корректировки
(болезнь
педагога,
праздничный
день, др.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».