СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................................................................... 3
1.1. Нормативно-правовая база программы ........................................................ 3
1.2. Новизна программы: ....................................................................................... 6
1.3. Актуальность программы:.............................................................................. 7
1.4. Отличительные особенности программы ..................................................... 7
1.5. Педагогическая целесообразность ................................................................ 8
1.6. Практическая значимость .............................................................................. 8
1.7. Адресность: ...................................................................................................... 9
1.8. Режим занятий: ............................................................................................. 9
1.9 Формы обучения и подведения итогов: ......................................................... 9
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ .................................................................... 10
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ .......................... 11
3.1. Учебно-тематический план .......................................................................... 11
3.2. Содержание программы ............................................................................... 11
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ......................................................................................................... 14
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ............................. 17
5.1. Календарный учебный график..................................................................... 17
5.2. Условия реализации программы ................................................................. 17
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ......... 20
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ........................................................................... 21
8. АННОТАЦИЯ...................................................................................................... 22
9. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ......................................................................................................... 23
10. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ................................................................................ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ ....................................................................................................... 27
2
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ................................................................................................. 27
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ....................... 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ................................................................................................. 32
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ......................................................... 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ................................................................................................. 37
ВАРИАТИВНЫЙ ПЛАН С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО
ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ .................................................................................................... 37
1 ГОД ОБУЧЕНИИ .............................................................................................. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ................................................................................................. 39
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ........ 39
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы
мультипликации»
ориентирована
на
имеет
удовлетворение
техническую
направленность
индивидуальных
и
потребностей
обучающихся и родителей (законных представителей) в цифровом творчестве
через организацию учебной деятельности в процессе занятий по созданию
анимационных фильмов с использованием современных компьютерных
технологий.
Программа предоставляет обучающимся возможность освоить основы
двухмерной, получить навыки работы c программным обеспечением (таким
как PowerPoint, Synfig Studio), а также реализовать свой творческий потенциал
на всех этапах производства мультфильма – от разработки идеи и сценария до
монтажа и озвучки готового продукта.
1.1. Нормативно-правовая база программы
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
4
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации
от
22
сентября
2021
г.
N
652н
«Об
утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
общеобразовательных
реализации
адаптированных
программ,
способствующих
5
дополнительных
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерство образования и молодежной политики
Свердловской
области
от
06.05.2022
№
434-Д
"Об
утверждении
концептуальных подходов к развитию дополнительного образования детей в
Свердловской области";
13. Приказ Управления образования Администрации Режевского
городского округа от 01.09.2023 № 314/1/01-07 «О внесении изменений в
приказ Управления образования Администрации Режевского городского
округа от 10.08.2023 №302/01-07 «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в Режевском городском
округе в соответствии с социальным сертификатом»;
14. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания
государственной
услуги
в
социальной
сфере
«Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
15. Приказ Управления образования Администрации Режевского
городского округа от 10.08.2023 № 302/01-07 «Об утверждении требований к
условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Режевском
городском округе в соответствии с социальным сертификатом»;
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
6
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
17.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
18. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и
признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N
1726-р»;
19.
Методические
общеобразовательных
рекомендации
общеразвивающих
«Разработка
программ
в
дополнительных
образовательных
организациях» ГАНОУ «Дворец молодежи» от 26.10.2023 г.;
20. Постановление АРГО от 20.08.2024 года № 1470 «О муниципальных
(государственных) услугах (функциях), предоставляемых на территории
Режевского городского округа»
21. Устав МАОУ СОШ №10;
22.Образовательная программа МАОУ СОШ №10.
1.2. Новизна программы:
Программа «Основы мультипликации» предлагает системный подход к
развитию креативного потенциала через создание анимации. Ее новизна
заключается в последовательном переходе («от простого к сложному») от
изучения базовых принципов и использования простых инструментов (MS
PowerPoint, видеоредактор ОС) к самостоятельной реализации творческих
замыслов с помощью программного обеспечения для 2D-анимации (Synfig
Studio). В основе программы лежит приобщение детей к современным
цифровым технологиям и методам визуального повествования, что развивает
7
дизайн-мышление и навыки проектной деятельности через интеграцию
рисования, создания сценария, раскадровки, съемки и монтажа готового
продукта.
1.3. Актуальность программы:
Определяется растущим спросом на специалистов в сфере креативных
индустрий, digital-дизайна и визуального контента. Данная программа имеет
техническую направленность, развивает цифровое творчество и является
эффективным инструментом ранней профессиональной ориентации детей в
мире современных медиатехнологий. Она способствует формированию
устойчивого интереса к цифровому искусству, анимации и кинопроизводству,
стимулируя развитие образного мышления, художественного вкуса и
изобретательских способностей. Программа знакомит детей с миром
мультипликации, позволяя обучающимся в увлекательной игровой форме
освоить основы режиссуры, сценарного мастерства и операторской работы. В
процессе создания анимационного фильма обучающиеся сталкиваются с
задачами из разных областей знания – от основ компьютерной грамотности и
графического дизайна до элементов драматургии и звукорежиссуры. В
содержание программы включены коллективные творческие проекты, в
совместной работе дети развивают индивидуальные творческие способности,
учатся коллективно преодолевать творческие и технические задачи, получая
важные фундаментальные знания и практические навыки работы в цифровой
среде.
1.4. Отличительные особенности программы
Программа построена по принципу "от простого к сложному" с
поэтапным освоением анимации:
−
От базовых техник в PowerPoint к более продвинутым инструментам
(Synfig Studio)
−
Акцент на развитии визуального мышления и композиции
8
−
Индивидуальный подход с выбором тематики проектов
−
Сочетание технических навыков и творческой свободы
−
Развитие ключевых компетенций: креативное мышление, визуальная
грамотность, работа в команде.
1.5. Педагогическая целесообразность
Программа направлена на выявление интереса обучающихся к
цифровому творчеству и формирование устойчивой мотивации к созданию
анимационных проектов. В процессе создания мультфильмов обучающиеся
учатся сочетать художественное творчество с техническими навыками, что
способствует развитию образного мышления, фантазии и визуального
восприятия.
Осваивая программу, учащиеся открывают новые возможности для
овладения цифровыми технологиями, расширяют кругозор через выполнение
заданий на разработку сюжета, создание персонажей и анимацию. Обучение
по программе учит детей поэтапному планированию и реализации творческих
замыслов. Осознание того, что именно от их усилий зависит качество и
выразительность
готового
мультфильма,
развивает
ответственность,
внимательность и концентрацию при работе над каждым этапом проекта.
1.6. Практическая значимость
Ориентирована на систематизацию знаний и умений в области создания
2D-анимации. Практические
задания,
выполняемые
в ходе
изучения
материала программы, готовят обучающихся к решению творческих задач,
связанных с разработкой анимационных проектов, созданием персонажей и
сцен, монтажом и озвучкой готовых работ. Полученные навыки работы с
различными программами (MS PowerPoint, , Synfig Studio) позволяют
учащимся создавать законченные анимационные продукты, которые могут
быть использованы в учебных проектах, творческих конкурсах и фестивалях.
Программа формирует базовые компетенции, необходимые для дальнейшего
освоения
профессиональных
инструментов
9
цифрового
творчества
и
мультипликации.
1.7. Адресность:
Программа рассчитана на детей 8-11 лет. Количество обучающихся,
одновременно находящихся в группе, составляет от 8 до 10 человек. Набор
обучающихся свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не
требуется.
1.8.
Режим занятий:
Программа ведется 1 год обучения: занятия 1 раз в неделю,
длительность занятия 2 часа (время занятия включает одно занятие по 40
минут учебного времени) с переменой 10 минут
в центре образования
цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МАОУ СОШ
№10 (зона формирования цифровых и гуманитарных компетенций), ул.
П.Морозова, д.56.
Срок реализации и объем программы: данная программа рассчитана
на 1 учебный год, 68 учебных часов в год.
1.9 Формы обучения и подведения итогов:
Форма обучения - очная.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: беседа,
выставка, защита проекта.
Программа базового уровня: используются и реализуются
общедоступные и универсальные формы организации материала, оптимальная
сложность содержания программы соответствует возрастным особенностям
обучающихся.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс.
10
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие творческого потенциала личности ребенка
через обучение основам создания анимации и мультипликации.
Задачи программы:
Обучающие:
−
сформировать навыки создания анимации с использованием
различных техник и программных средств;
−
научить
разрабатывать
сюжет
и
раскадровку
будущего
мультфильма;
−
научить создавать и анимировать персонажей, использовать
монтаж со звуком и титрами.
Развивающие:
−
развивать образное мышление, фантазию и художественный вкус;
−
формировать
навыки
проектной
деятельности
и
исследовательской активности;
−
развивать интерес к анимации и цифровому творчеству;
−
стимулировать
творческое
самовыражение
через
создание
мультипликационных работ.
Воспитательные:
−
способствовать воспитанию потребности в творческом труде и
самореализации;
−
формировать
позитивное
отношение
к
интеллектуальному
развитию и цифровой культуре;
−
воспитывать умение работать в коллективе и ответственность за
результат совместной деятельности.
11
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебно-тематический план
№
п/п
Название разделов и тем
1.
Введение в основы
мультипликации
Знакомство. Инструктаж
по технике безопасности
Основные понятия и
виды анимации
Создание первой
анимации
2D анимация
Создание мультфильмов
в MS PowerPoint
Работа с программой
"Видеоредактор" ОС
Windows
Основы работы в Synfig
Studio
Создание персонажей и
раскадровки
Монтаж и озвучка
мультфильма
Проектная деятельность
Разработка
индивидуального проекта
Создание итогового
анимационного проекта
Итого:
1.1
1.2
1.3
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.
3.1
3.2
Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
4
1
3
Практическая работа
1
-
1
Педагогическое наблюдение
2
1
1
Устный опрос
1
-
1
Практическая работа
52
12
6
1
46
11
Проектная деятельность
Практическая работа
12
1
11
Практическая работа
16
2
14
Практическая работа
8
1
7
Практическая работа
4
1
3
Практическая работа
12
6
1
-
11
6
Защита проекта
Промежуточный просмотр
6
1
5
Защита проекта
68
8
60
3.2. Содержание программы
1. Введение в основы мультипликации
1.1.
Знакомство.
Инструктаж
по
технике
безопасности
Практическая часть: Игры на знакомство и сплочение коллектива. Проверка
базовых навыков работы с компьютером. Отработка правил безопасной
работы с оборудованием.
1.2.
Основные
понятия
и
виды
анимации
Теоретические сведения: История развития анимации. Основные виды и
техники анимации (stop-motion, рисованная, компьютерная). Понятие кадра,
сцены, раскадровки.
12
Практическая часть: Сравнительный анализ различных видов анимации.
Создание простейшей анимации в технике перекладки.
1.3. Создание первой анимации
Практическая часть: Разработка простого анимационного сюжета (3-5
секунд). Отработка принципов покадровой съемки. Создание мини-проекта
"Живая открытка".
2. 2D анимация
2.1. Создание мультфильмов в MS PowerPoint
Теоретические сведения: Интерфейс программы. Инструменты для создания
анимации.
Принципы
работы
Практическая
часть: Создание
с
временной
анимированной
шкалой.
презентации.
Разработка
простого мультфильма с 2-3 персонажами. Использование эффектов
переходов и анимации объектов.
2.2.
Работа
с
программой
"Видеоредактор"
ОС
Windows
Теоретические сведения: Основы видеомонтажа. Форматы видеофайлов.
Принципы
работы
с
временной
шкалой.
Практическая часть: Монтаж отснятого материала. Добавление титров и
звукового сопровождения. Создание простого видеоролика.
2.3. Основы работы в Synfig Studio
Теоретические сведения: Интерфейс программы. Основные инструменты
рисования.
Работа
со
слоями
и
костями
персонажей.
Практическая часть: Создание простого персонажа. Анимация движения
объекта. Разработка сцены с изменением планов.
2.4. Создание персонажей и раскадровки
Теоретические сведения: Основы разработки персонажей. Принципы создания
экспрессии
Практическая
и
характера.
часть: Разработка
Правила
составления
оригинального
раскадровки.
персонажа.
Создание
раскадровки для короткометражного мультфильма. Проработка эмоций и
движений персонажа.
13
2.5. Монтаж и озвучка мультфильма
Теоретические сведения: Основы звукорежиссуры. Принципы синхронизации
звука
и
изображения.
Техники
записи
и
обработки
звука.
Практическая часть: Запись диалогов и шумов. Сведение звуковой дорожки.
Финальный монтаж проекта с учетом звукового оформления.
3. Проектная деятельность
3.1. Разработка индивидуального проекта
Практическая часть: Выбор темы итогового проекта. Разработка сценария и
раскадровки.
Создание
аниматика.
Поэтапная
реализация
проекта
с
консультациями педагога.
3.2. Создание итогового анимационного проекта
Теоретические сведения: Особенности демонстрации анимационных работ.
Практическая
часть: Завершение
работы
над
проектом.
Подготовка
презентации работы. Организация мини-фестиваля с показом готовых работ и
их обсуждением.
14
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
−
у
детей
развиты
познавательные
интересы
и
творческие
способности;
−
обучающиеся активно участвуют в диалоге на занятии;
−
дети
аргументированно
отвечают
на
вопросы
педагога и
товарищей по объединению;
−
обучающиеся эффективно работают в паре, группе, коллективе;
−
обучающиеся четко формулируют собственное мнение и позицию;
−
обучающиеся проявляют уважение к окружающим - умеют
слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение;
−
обучающиеся ориентируются на позицию других людей, уважают
иную точку зрения.
Метапредметными
результатами изучения
курса
является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД
−
планировать
последовательность
действий
при
создании
анимационного проекта;
−
учиться высказывать свое предположение (версию) по реализации
творческого замысла;
−
самостоятельно
готовить
рабочее
место
и
выполнять
практическую работу;
−
совместно с учителем и другими учениками давать оценку
деятельности на занятии.
2. Познавательные УУД
−
ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже
известного;
−
осуществлять поиск и обработку информации для реализации
15
творческих проектов;
−
развивать пространственное и образное мышление через создание
анимации.
3. Коммуникативные УУД
−
донести свою позицию до других: оформлять свои идеи в раскадровках
и проектах;
−
слушать и понимать речь других, эффективно взаимодействовать в
группе;
−
участвовать в коллективном обсуждении проблем и задач.
Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих знаний и умений:
−
обучающиеся знают историю развития анимации и основные
анимационные техники;
−
обучающиеся освоят основные приемы и принципы создания 2D-
анимации;
−
обучающиеся научатся создавать анимационные проекты по
образцу и собственному замыслу;
−
обучающиеся знают и применяют различные методы и техники
анимации;
−
обучающиеся применяют способы и приемы создания персонажей
и сцен;
−
обучающиеся объединяют созданные элементы в целостные
анимационные проекты;
−
обучающиеся знают закономерности композиции и цветоведения
в анимации.
Условия реализации программы:
−
современная цифровая образовательная среда;
−
организация специализированного рабочего пространства: наличие
компьютеров, программного обеспечения;
−
изучение
педагогом
современной
16
литературы
по
анимации
и
цифрововму-искусству;
−
свободный
доступ
детей
к
необходимому
оборудованию
и
программному обеспечению;
−
тесное взаимодействие с семьей, сотрудничество между педагогами,
детьми и родителями.
Таким образом:
−
происходит формирование ценностных ориентаций и творческого
интереса участников программы;
−
обучающиеся включаются в социально-значимую творческую
деятельность;
−
обеспечивается организация эффективной деятельности детского
коллектива на основе творческого подхода.
К концу учебного года дети должны знать:
−
правила безопасности при работе с компьютерной техникой;
−
основные понятия и термины анимации;
−
особенности различных анимационных техник и программ.
К концу учебного года дети должны уметь:
−
подготавливать рабочее место для работы над анимационным
проектом;
−
применять полученные знания в самостоятельной творческой
деятельности;
−
создавать раскадровки и сценарии для анимационных проектов;
−
самостоятельно работать с программами для создания анимации;
−
создавать законченные анимационные работы;
−
комбинировать различные анимационные техники и приемы;
−
представлять и защищать свои творческие проекты.
17
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
5.1. Календарный учебный график
Дата
начала
обучения
Дата
окончания
Количество
учебных
недель
02.09.
26.05
34
Количест
во
учебных
дней
34
Количес
тво
учебных
часов
68
Режим
занятий
Каникулы
1 занятие
по 2 часа в
неделю
25.10.25 – 04.11.25
31.12.25– 11.01.26
21.03.26 – 29.03.26
5.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы.
Обучение по программе проходит в виде теоретических занятий, на
которых обучающимся дается новый материал, практических занятий,
необходимых для закрепления пройденного материала, выполнения типовых
и самостоятельных заданий; а также в виде комбинированных занятий, на
которых объясняется новый теоретический материал и закрепляется на
практике во второй части занятий.
Теоретическая часть проходит в виде бесед, лекций с использованием
мультимедийных презентаций; практическая часть - закрепление пройденного
материала посредством выполнения практических заданий по разделам и
темам программы. На занятиях используется индивидуальны, особенно при
выполнении
творческих
проектов
и
работе
над
персональными
анимационными работами.
В процессе выполнения практических работ происходит обсуждение
способов выполнения поставленной задачи, анализ возможных решений и
выбор оптимальных методов реализации творческого замысла. Такая форма
занятий в сочетании с теоретической частью обеспечивает смену видов
деятельности и предотвращает переутомление обучающихся.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
−
инструктажи,
беседы,
18
лекции
с
мультимедийным
сопровождением;
−
наглядный
метод
(демонстрация
примеров
анимации,
видеоуроки, мастер-классы);
−
практическая работа с программным обеспечением (MS
PowerPoint, видеоредактор ОС, Synfig Studio);
−
инновационные методы (проектный, исследовательский,
игровой);
−
метод стимулирования (участие в конкурсах, фестивалях,
выставках работ).
Основные формы работы с обучающимися:
−
учебные занятия с поэтапным освоением материала;
−
практикумы и мастер-классы;
−
индивидуальные консультации;
−
проектная деятельность;
−
творческие выставки и презентации работ;
−
участие в конкурсах.
Информационное
обеспечение: использование
авторских
презентационных материалов, видеоуроков, онлайн-ресурсов по анимации,
цифровых библиотек и баз данных.
Учебно-методический комплекс:
−
тематические подборки наглядных материалов (примеры
анимационных техник, образцы раскадровок, модели персонажей);
−
библиотека материалов (видео, изображения, текстовые
материалы);
19
−
разработки теоретических и практических занятий;
−
инструкции и методические рекомендации по работе с
программным обеспечением;
Темы бесед и презентаций: "История развития анимации", "Профессии
в анимационной индустрии", "Основы композиции", "Техники и технологии
создания анимации".
Материально-технические и санитарно-гигиенические условия:
Занятия проводятся в специальном кабинете. Кабинет хорошо оборадован. Все материалы и инструменты хранятся в определённом месте.
20
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия проходят в кабинете «Зона формирования цифровых и
гуманитарных компетенций» центра образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста».
На группу 8 – 10 человек используется:
1. Ноутбуки мобильного класса — 10 шт.;
2. Мобильная транспортно-зарядочная система — 1 комплект;
3. Цифровой зеркальный фотоаппарат — 1 шт.;
4. Штативы — 3 шт.;
5. Карты памяти — 2 шт.;
6. Зарядные устройства — 1 шт.;
7. Канцелярские принадлежности для создания персонажей и
декораций: Цветная бумага и картон, пластилин для лепки,
краски, кисти, карандаши, ножницы, клей, линейки
8. Телекоммуникационное оборудование;
9. Интерактивный комплекс;
10.Вычислительный блок интерактивного комплекса;
11.Рабочее место педагога: стол, стул, компьютер, программное
обеспечение;
12.Рабочие места (парта двухместная, стул) – 6 шт.;
13.Рабочие места (парта одноместная, стул) – 6 шт.;
14.Система хранения (шкаф) – 4 шт.;
21
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы аттестации
Формами контроля и подведения итогов реализации программы
являются: беседа, практическая работа, защита проекта, выставка творческих
работ.
Для
отслеживания
результативности
образовательного
процесса
используются следующие виды контроля:
1.
Предварительный
контроль -
осуществляется
в
форме
собеседования для выявления начального уровня знаний и навыков работы с
компьютером.
2.
Промежуточный контроль - осуществляется через:
−
наблюдение
−
практические работы
−
устные опросы
−
промежуточные просмотры проектов
3.
Итоговый контроль - проводится в конце учебного года в форме
защиты итогового анимационного проекта и выставки творческих работ.
Оценочные материалы
Мониторинг
результатов
обучения
ребенка
по
дополнительной
образовательной программе "Основы мультипликации" указан в приложении
1.
Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного
образования указан в приложении 2.
22
8. АННОТАЦИЯ
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Основы мультипликации» имеет техническую направленность.
Отличительной особенностью данной программы является ее структура,
построенная по принципу "от простого к сложному", и акцент на развитии
цифрового творчества и визуального мышления через освоение технологий
создания анимации.
Обучающиеся освоят принципы создания анимации от простых
движущихся объектов до сложных проектов, разовьют образное мышление и
художественный вкус, раскроют творческий потенциал, создавая уникальные
анимационные работы по собственным замыслам.
Программа носит личностно-ориентированный характер, предоставляя
обучающимся возможность выбора тем и стилей для реализации творческих
проектов в соответствии с их интересами и возможностями.
Занятия развивают:
1. Цифровую грамотность и навыки работы с программным обеспечением;
2. Креативное мышление и умение визуализировать идеи;
3. Навыки проектной деятельности и командной работы;
Практическое
создание
анимации
в
игровой
форме
развивает
художественные способности, техническое мышление и проектное видение.
Содержание программы включает освоение основ анимации, создание
2D-графики, работу с различными программами (PowerPoint, видеоредактор,
Synfig Studio), разработку персонажей и сценариев, а также реализацию
авторских проектов (мультфильмы, анимированные открытки).
Это современный и увлекательный вид цифрового творчества,
позволяющий ребенку воплощать свои фантазии в динамичных визуальных
образах.
Режим занятий: Режим занятий: 2 занятия по 1 часу с переменой 15
минут, 1 раз в неделю.
23
9. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Название
программы: Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа «Основы мультипликации».
Автор-составитель: Бондарь
Иван
Владимирович,
педагог
дополнительного образования.
Вид программы: Общеразвивающая.
Направленность программы: Техническая.
Срок реализации программы: 1 год.
Возраст учащихся: 8-11 лет.
Форма обучения: Очная.
Цель
программы: Развитие
творческого
потенциала
детей
через
освоение основ создания 2D-анимации и мультипликации.
Задачи программы:
Обучающие:
−
Сформировать навыки создания анимации с использованием
различных техник и программных средств.
−
Научить разрабатывать сюжет и раскадровку будущего
мультфильма.
−
Научить создавать и анимировать персонажей, использовать
монтаж со звуком и титрами.
−
Научить основам работы с программами для создания
анимации.
Развивающие:
−
Развивать образное мышление, фантазию и художественный
−
Развивать цифровую грамотность и навыки работы с
вкус.
компьютерными технологиями.
−
Развивать интерес к анимации и цифровому творчеству.
−
Развивать творческое воображение и визуальное восприятие.
24
Воспитательные:
Воспитывать
−
потребность
в
творческом
труде
и
самореализации.
Формировать позитивное отношение к интеллектуальному
−
развитию и цифровой культуре.
Воспитывать
−
умение
работать
в
коллективе
и
ответственность за результат совместной деятельности.
Воспитывать бережное отношение к оборудованию и
−
программному обеспечению.
Актуальность
программы: Обусловлена
растущим
спросом
на
специалистов в сфере цифровых технологий и креативных индустрий.
Программа предоставляет возможность в доступной форме развивать
цифровую грамотность, творческие способности и проектное мышление,
знакомит
с
основами
анимации,
способствует
формированию
коммуникативных навыков и умения работать в команде.
Отличительные особенности программы:
−
Построение содержания по принципу "от простого к
сложному" с постепенным освоением технологий анимации.
−
Акцент на развитии визуального мышления и цифрового
творчества через работу с современным программным обеспечением.
−
Личностно-ориентированный
подход,
предоставляющий
обучающимся выбор тем и стилей для творческой реализации.
−
Ориентация на практическую проектную деятельность
(индивидуальную
и
коллективную)
анимационных продуктов.
25
с
созданием
законченных
10. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Для педагога:
1. Харт К. Как нарисовать все, что вы узнали о мультяшках. - М.: Попурри,
2020.
2. Анимация. Создаем персонажей вместе со студией Walt Disney. - СПб.:
Питер, 2021.
3. Оживи рисунок: мастер-классы. 20 золотых лет Диснея. Часть 1. - М.:
Эксмо, 2019.
4. Сегер Л. Как хороший сценарий сделать великим. - М.: Альпина нонфикшн, 2018.
5. Солин А.И., Пшеничная И.А. Задумать и нарисовать мультфильм. - М.:
Искусство, 2022.
Для родителей (законных представителей):
1. Джонсон О. "Искусство анимации: от идеи до реализации", - М.:
"КоЛибри", 2021.
2. Сборник практических заданий по созданию простой анимации.
3. Томас Ф. "Искусство Disney: путь к успеху", - М.: "Эксмо", 2019.
4. Журналы "Мир анимации" за 2020-2023 годы.
5. Уильямс Р. "Анимация: основы и секреты мастерства"
Для обучающихся:
1. Харт К. Как нарисовать все, что вы узнали о мультяшках. - М.: Попурри,
2020.
2. Анимация. Создаем персонажей вместе со студией Walt Disney. - СПб.:
Питер, 2021.
3. Солин А.И., Пшеничная И.A. Задумать и нарисовать мультфильм. - М.:
Искусство, 2022.
4. Петров А.И. Классическая анимация. Нарисованное движение. - М.:
ВГИК, 2018.
5. Гилберт У. Упрощённое рисование для планирования анимации.
26
Интернет-ресурсы:
1. 2D
и
3D:
в
чем
разница
[Электронный
ресурс].
-
URL: https://raznicynet.com/format/2d-i-3d-v-chem-raznica/ (дата
обращения: 24.06.2025)
2. Технологии
создания
презентаций
[Электронный
ресурс].
-
URL: https://sites.google.com/site/tehnologiisozdaniaprezentacij/home/prakti
ceskaa-rabota-po-teme-obsaa-harakteristika-ms-powerpoint (дата
обращения: : 24.06.2025)
3. Synfig Studio: уроки для начинающих [Электронный ресурс]. URL: https://user-life.com/programs/3495-synfig-studio-kak-polzovatsyauroki-dlya-nachinayuschih-skachat-na-russkom.html (дата
24.06.2025)
27
обращения:
:
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
Показатели (оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень выраженности Оцениваемого
Возможное
качества
кол-во баллов
I. Теоретическая подготовка
Соответствие
минимальный уровень (ребенок овладел
ребенка:
теоретических
менее чем 1/2 объема знаний,
знаний ребенка
предусмотренных программой);
1. Теоретические знания (по
основным разделам учебнотематического плана
программы)
программным
требованиям;
средний уровень (объем усвоенных
1-3
практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период).
28
Наблюдение, беседа,
собеседование
4-7
знаний составляет более 1/2);
максимальный уровень (ребенок освоил
Методы диагностик
8-10
2. Владение специальной
Осмысленность и минимальный уровень (ребенок, как
терминологией
правильность
правило, избегает употреблять
использования
специальные термины);
специальной
терминологии
средний уровень (ребенок сочетает
1-3
Собеседование
4-7
специальную терминологию с бытовой);
максимальный уровень (специальные
8-10
термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием)
II. Практическая под готовка Соответствие
•минимальный уровень (ребенок овладел 1-3
ребенка:
практических
менее чем 1/2 предусмотренных умений
умений и
и навыков);
1.Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой (по основным
разделам учебнотематического плана
программы)
навыков
программным
требованиям
•средний уровень (объем усвоенных
4-7
умений и навыков составляет более 1/2); 8-10
•максимальный уровень (ребенок
овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными
программой за конкретный период).
29
Практические работы
2.Владение специальным
Отсутствие
оборудованием и оснащением затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения
•минимальный уровень умений (ребенок 1-3
Практические работы
испытывает серьезные затруднения при
работе с оборудованием);
•средний уровень (работает с
оборудованием с помощью педагога);
4-7
8-10
•максимальный уровень (работает с
оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).
3.Творческие навыки
Креативность в • начальный (элементарный) уровень
выполнении
развития креативности (ребенок в
практических
состоянии выполнять лишь простейшие
заданий
практические задания педагога);
•
репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания на
основе образца);
творческий уровень (выполняет
практические задания с элементами
творчества)
30
1-3
4-7
8-10
Практические работы
4. Учебно-коммуникативные
умения:
Адекватность
минимальный уровень умений
восприятия
(обучающийся испытывает серьезные
способов деятельности
информации,
затруднения в восприятия информации,
учащегося
4.1.Умение слушать и слышать идущей от
идущей от педагога, нуждается в
педагога
постоянной помощи и контроле
педагога
1-3
Наблюдение, анализ
педагога);
• средний уровень (воспринимает
4-7
информацию с помощью педагога или
родителей)
8-10
• максимальный уровень (в восприятии
информации, идущей от педагога, не
испытывает особых трудностей)
5. Учебно-организационные
Способность
умения и навыки:
самостоятельно
5.1. Умение организовать свое
рабочее (учебное) место
готовить свое
рабочее место к
минимальный уровень умений
1-3
• средний уровень
4-7
• максимальный уровень
8-10
деятельности и
убирать его за
собой
31
Наблюдение
5.2. Навыки соблюдения в
Соответствие
процессе деятельности правил
реальных
безопасности
навыков
соблюдения
минимальный уровень умений
1-3
• средний уровень
4-7
• максимальный уровень
8-10
удовлетворительно
1-3
хорошо
4-7
отлично
8-10
Наблюдение,
собеседование
правил
безопасности
программным
требованиям
5.3. Умение аккуратно
Аккуратность и
выполнять работу
ответственность
в работе
32
Наблюдение,
практическая работа
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Степень выраженности качества (оценивается педагогом в
Параметры
Критерии
процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью
Баллы
ребенка и ее результатами)
Мотивация
Выраженность интереса к
занятиям
Интерес практически не обнаруживается
1
Интерес возникает лишь к новому материалу
2
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения
3
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за
пределы изучаемого материала
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету,
стремится получить дополнительную информацию
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке
Самооценка
Самооценка деятельности
на занятиях
своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя
4
5
1
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои
возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает
лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных
33
2
ему способов действия
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении
задачи, учитывая изменения известных ему способов действий
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи,
учитывая изменения известных способов действия
Ориентация на
Нравственноэтические установки
поведении
1
Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения
2
Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда
частично их нарушает
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения,
осознанно их принимает
Познавательная
сфера
Уровень развития
познавательной
активности,
4
Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения
общепринятые моральные выполняет
нормы и их выполнение в
3
3
4
5
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при
выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция,
любознательность не проявляется
34
1
самостоятельности
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении
заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов
2
довольно узок
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом,
самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах,
3
находит новые способы решения заданий
Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из-за
возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь
1
малоэффективна
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные
Произвольность
Регулятивная сфера
деятельности
средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто
отвлекается, трудности преодолевает только при психологической
2
поддержке
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает
адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности
3
в работе, доводит дело до конца
Уровень развития
контроля
Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных
ошибок
35
1
Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив
ошибку, ученик не может обосновать своих действий
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно
выполнять учебные действия и контролировать их
2
3
При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля
и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская
4
ошибок
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием
усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы
5
В совместной деятельности не пытается договориться, не может
прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует
1
других
Коммуникативная
сфера
Способность к
сотрудничеству
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою
позицию и слушать партнера
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная
работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу
сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать
36
2
3
4
собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять
функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь
37
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВАРИАТИВНЫЙ ПЛАН С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1 ГОД ОБУЧЕНИИ
№
п/п
Тема
Колво
часов
Формат обучения
(синхронный/асинхронный)
Ресурс, задания
1.
История
возникновения
анимации. Техника
безопасности.
2
Синхронный
2.
Основы 2D-анимации
в MS PowerPoint
12
Асинхронный
3.
Работа с
видеоредактором ОС
Windows
12
Асинхронный
4.
Создание анимации в
Synfig Studio
16
Асинхронный
Видео-урок: "История развития
анимации: от первых опытов до
современности" (Rutube).
Задание: Найти и описать один
интересный факт из истории
анимации.
Видео-урок: "Создание
анимации в PowerPoint: базовые
приемы" (Rutube).
Задание: Создать
анимированную открытку с
использованием изученных
техник.
Видео-урок: "Основы монтажа в
видеоредакторе Windows"
(Rutube).
Задание: Смонтировать
короткий видеофрагмент с
добавлением титров.
Видео-урок: "Интерфейс и
основные инструменты Synfig
38
Средства
коммуникации (соц.
сеть, электронная
почта)
Сферум, эл. почта
Форма контроля
(творческая
работа, эссе, тест и
т.д.)
Устный опрос
Сферум, эл. почта
Практическая
работа
Сферум, эл. почта
Практическая
работа
Сферум, эл. почта
Практическая
работа
5.
Разработка сюжета и
раскадровки
8
Синхронный
6.
Монтаж и озвучка
мультфильма
4
Асинхронный
7.
Итоговый проект
14
Синхронный + Асинхронный
Studio" (Rutube).
Задание: Создать простого
анимированного персонажа.
Видео-урок: "Основы
сторителлинга в анимации"
(Rutube).
Задание: Разработать
раскадровку для короткого
мультфильма.
Видео-урок: "Основы
звукорежиссуры для анимации"
(Rutube).
Задание: Записать и свести
звуковую дорожку для проекта.
Видео-урок: "Создание
завершенного анимационного
проекта" (Rutube).
Задание: Разработать и
представить итоговый
анимационный проект.
39
Сферум
Защита проекта
Сферум, эл. почта
Практическая
работа
Сферум, эл. почта
Защита проекта
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: ««Основы мультипликации»
ФИО педагога: Бондарь Иван Владимирович
№
занятия
Кол-во часов
Наименование разделов и тем
по
плану
по
факту
Форма корректировки
(объединение тем,
перенос на другую
дату, др,)
Согласовано: ______________________________________________________________
40
Причина
корректировки
(болезнь
педагога,
праздничный
день, др.)