СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................ 3
1.1. Нормативно-правовая база программы .............................................................. 3
1.2. Новизна программы: ............................................................................................. 6
1.3. Актуальность программы:.................................................................................... 6
1.4. Отличительные особенности программы: .......................................................... 7
1.5. Педагогическая целесообразность: ..................................................................... 7
1.6 Практическая значимость: .................................................................................... 7
1.7. Адресность: ............................................................................................................ 8
1.8. Режим занятий: ...................................................................................................... 8
1.9. Формы обучения и подведения итогов ............................................................... 8
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПPOГPAMMЫ ............................................................................. 9
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ...................................... 11
3.1 Учебный план ....................................................................................................... 11
3.2. Содержание учебного (тематического) плана .................................................. 12
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ................................................................................................................ 14
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 17
5.1 Календарный учебный график............................................................................ 17
5.2. Методическое обеспечение программы ........................................................... 17
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ................ 19
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ .................................................................................. 20
8. АННОТАЦИЯ ............................................................................................................ 21
9. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
.......................................................................................................................................... 22
10 . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................................... 23
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ....................................................................................................... 25
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ............................. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ....................................................................................................... 32
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ............................................................... 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ....................................................................................................... 35
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«РОБОТОТЕХНИКА»: .............................................................................................. 35
2
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ....................................................................................................... 36
ВАРИАТИВНЫЙ ПЛАН С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И
ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ........................... 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ....................................................................................................... 38
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ .............. 38
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Робототехника» имеет техническую направленность,
рассчитана на 1 год обучения, разработана с учётом потребностей и возможностей
учащихся МАОУ СОШ №10. Занятия в объединении дополнительного
образования способствуют развитию технического мышления, творческих
способностей, навыков проектирования и программирования.
1.1. Нормативно-правовая база программы
Основанием для проектирования и реализации данной общеразвивающей
программы служит перечень следующих нормативных правовых актов и
государственных программных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г.
№
629
«Об
утверждении
Порядка
4
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении
методических
рекомендациями
по
рекомендаций»
реализации
(вместе
адаптированных
с
«Методическими
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12.
Приказ
Министерство
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 06.05.2022 № 434-Д "Об утверждении концептуальных
подходов к развитию дополнительного образования детей в Свердловской
области";
13. Приказ Управления образования Администрации Режевского городского
округа от 01.09.2023 № 314/1/01-07 «О внесении изменений в приказ Управления
образования Администрации Режевского городского округа от 10.08.2023
№302/01-07 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в Режевском городском округе в соответствии с
социальным сертификатом»;
5
14.
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
15. Приказ Управления образования Администрации Режевского городского
округа от 10.08.2023 № 302/01-07 «Об утверждении требований к условиям и
порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в Режевском городском округе в
соответствии с социальным сертификатом»;
16.
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
17.Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
18. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и
признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N
1726-р»;
19.
Методические
общеобразовательных
рекомендации
общеразвивающих
«Разработка
программ
в
дополнительных
образовательных
организациях» ГАНОУ «Дворец молодежи» от 26.10.2023 г.;
20. Постановление АРГО от 20.08.2024 года № 1470 «О муниципальных
(государственных)
услугах
(функциях),
предоставляемых
Режевского городского округа»
20. Устав МАОУ СОШ №10;
21.Образовательная программа МАОУ СОШ №10.
6
на
территории
1.2. Новизна программы:
Новизна программы: Программа «Робототехника» интегрирует современные
конструкторы нового поколения (Fischertechnic, VEX IQ) с проектным подходом,
адаптированным для младшего школьного возраста. Её уникальность заключается
в сочетании начального технического творчества с элементами инженерного
проектирования
и
визуального
программирования,
что
позволяет
детям
последовательно освоить конструирование, механику.
Программа формирует базовые инженерные компетенции через систему
практико-ориентированных проектов — от простых механизмов до сложных
программируемых моделей — создавая условия для раннего развития системного
мышления и мотивации к техническим специальностям
1.3. Актуальность программы:
Настоящая программа предлагает использование конструкторов нового
поколения,
как
инструмента
для
обучения
детей
конструированию
и моделированию и носит практико-ориентированный характер.
В процессе работы с конструктором дети учатся использовать базовые
датчики и двигатели комплектов для изучения основ программирования. Kypc
предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков
совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как
средство управления робототехнической моделью; его использование направлено
на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети получают
представление об особенностях составления программ управления, автоматизации
механизмов, моделировании работы систем. Простота построения модели в
сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в итоге
увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную
задачу. Комплекс проектных заданий, построенных с использованием двух
наборов: базового и ресурсного, позволяет детям в ходе работы над проектом
развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные
технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность,
нацеленность на результат. Реализация данного курса позволяет расширить и
углубить технические знания и навыки младших школьников, стимулировать
7
устойчивый интерес и любознательность к техническому творчеству, развивает
умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать
гипотезы.
1.4. Отличительные особенности программы:
Программа разработана с учетом того, что на нее могут прийти обучаться
дети, не имеющие представлений о робототехнике и без умений и навыков
моделирования, поэтому в содержании программы выделен ознакомительный
раздел, позволяющий обучающимся сформировать начальные знания, умения и
навыки, необходимые для работы с робототехническим конструктором и
позволяющие участвовать в проектной деятельности.
1.5. Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной
организации образовательных, воспитательных и творческих процессов,
основывающихся
на
единстве
формирования
сознания,
восприятия
и
поведения детей в условиях социума.
В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия
педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система
жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.
Через практическое создание и программирование моделей формируются
системное мышление, усидчивость, целеустремленность, умение преодолевать
трудности. Программа создает среду для ранней профориентации в технических и
IT-специальностях.
1.6 Практическая значимость:
Программа ориентирована на систематизацию знаний и умений в области
основ конструирования, механики и начального программирования. Практические
задания и проекты, выполняемые в ходе изучения материала, готовят
обучающихся к решению прикладных задач, связанных с проектированием,
сборкой и программированием автоматизированных моделей и устройств,
формируя фундамент для дальнейшего изучения технических дисциплин.
8
1.7. Адресность:
Программа рассчитана на детей 9–11 лет. Количество обучающихся,
одновременно находящихся в группе, составляет от 8 до 10 человек. Набор
обучающихся в объединение — свободный. Наличие какой-либо специальной
подготовки не требуется.
1.8. Режим занятий:
Программа ведется 1 год обучения: занятия 1 раз в неделю, длительность
занятия 2 часа (время занятия включает одно занятие по 40 минут учебного
времени) с переменой 10 минут
в центре образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МАОУ СОШ №10 (зона
формирования цифровых и гуманитарных компетенций), ул. П. Морозова, д.56.
1.9. Формы обучения и подведения итогов
Форма обучения – очная.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая.
Перечень
видов
занятий:
беседа,
лекция,
практическое
занятие,
лабораторное занятие, мастер-класс, открытое занятие.
Перечень форм подведения итогов: мастер-класс, конкурс, презентация,
практическое занятие, открытое занятие
Оценка образовательных результатов обучающихся по программе
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и
реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и
навыков, позволяет строить для каждого обучающегося его индивидуальный путь
развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие
коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения
поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении
диагностических заданий и упражнений, с фронтальных и индивидуальных
опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной
обстановке.
9
• текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется
педагогом в форме наблюдения;
• промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме
различных весёлых заданий и упражнений;
Итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме
комплексной работы и выставки моделей, созданных в процессе выполнения
задания.
Формы аттестации/контроля
Текущий
контроль
уровня
усвоения
материала
осуществляется
по
результатам выполнения обучающихся практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме соревнований (олимпиады) по
робототехнике.
Программой предусмотрен также мониторинг освоения результатов работы
по таким показателям как развитие личных качеств обучающихся, развитие
социально значимых качеств личности, уровень общего развития и уровень
развития коммуникативных способностей.
Формами и методами отслеживания является: педагогическое наблюдение,
анализ самостоятельных и творческих работ, беседы с детьми, отзывы родителей.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПPOГPAMMЫ
Цель
программы
-
формирование
и
развитие
у
обучающихся
конструкторских способностей через работу над проектами по созданию моделей
из наборов для конструирования.
Задачи:
1. Обучающие:
−
Изучить основы конструкции робототехнических устройств, виды
механизмов и передач.
−
Ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами и
оборудованием.
−
Сформировать
начальные
навыки
робототехнических устройств (визуальные среды).
10
программирования
Обучить приемам сборки моделей по инструкциям и основам
−
технического проектирования.
2. Развивающие:
Развивать логическое, пространственное и техническое мышление,
−
память, внимание, воображение.
−
Развивать навыки анализа проблем, поиска нестандартных решений.
−
Развивать мелкую моторику, глазомер.
−
Развивать умение излагать мысли, аргументировать свою точку
зрения.
3. Воспитательные:
−
Воспитывать интерес к техническому творчеству, робототехнике,
инженерии.
−
Формировать культуру труда, аккуратность, ответственность.
−
Воспитывать умение работать в команде, сотрудничать, уважать мнение
других.
−
Воспитывать
настойчивость,
результата.
11
целеустремленность
в
достижении
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1 Учебный план
№ п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.
Наименование
раздела, темы
Введение в
робототехнику
Знакомство с
наборами для
конструирования
Основы
конструирования
Закрепление
материала
Основы
проектирования
Что такое проект?
Проект «Парк
развлечений»
Проект
«Стройплощадка»
Проект «Водный
транспорт»
Творческие проекты
Итоговое занятие
Итого:
Количество часов
вcero Теория Практика
часов
18
8
6
4
Формы
аттестации/
контроля
10
2
Практическая
работа
Практическая
работа
10
4
6
2
-
2
49
12
37
4
2
2
7
2
5
Практическая
работа
Защита проекта
7
2
5
Защита проекта
7
2
5
Защита проекта
24
4
20
3
-
3
68
20
48
12
Практическая
работа
Защита проекта
Комплексная
работа
3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в робототехнику
1.1. Знакомство с наборами для конструирования
Теоретические сведения: Применение роботов в современном мире. Знакомство
с составом базового и ресурсного набора, обозначение деталей в инструкции.
Практическая часть: Конструирование механизмов с различными видами
передачи. Конструирование моделей с использованием шкивов, ремней и
датчиков.
1.2. Основы конструирования и программирования
Теоретические
сведения
Основные
принципы
конструирования,
виды
конструкций и соединений деталей.
Практическая часть: Выполнение практической работы «Ветряная мельница».
Практическая работа «Карусель, качели». Построение и программирование
модели с использованием рычага и кулачка. Конструирование моделей
«Танцующие птицы», «Обезьяна-барабанщица», «Умная вертушка». Построение и
программирование модели с использованием изученных блоков «Цикл»,
«Прибавить к экрану» и «Вычесть из экрана», «Начать при получении письма».
1.3. Закрепление материала
Практическая часть: Практическая работа «Лягушка».
Раздел 2. Основы проектирования
2.1.
Что такое проект?
Теоретические сведения Проект и этапы работы над ним.
Практическая часть: Работа над мини-проектом «Детская площадка».
2.2.
Проект «Парк развлечений»
Теоретические сведения Виды аттракционов в парке развлечений. Принцип
устройства автомобиля и финиша. Устройство колеса обозрения. Устройство
качелей, каруселей. Принцип устройства аттракциона «Маятник».
Практическая часть: Сборка и программирование модели автоматизированной
линии финиша, автомобиля и трека. Проект «Колесо обозрения». Практическая
работа «Качели». Практическая работа «Карусель». Проект по конструированию
13
сложной конструкции карусели. Проект «Маятник». Защита проекта «Парк
развлечений».
Проект «Стройплощадка»
2.3.
Теоретические сведения Техника на стройплощадке. Принцип устройства
разводного моста. Устройство вилочного погрузчика. Принцип устройства
башенного крана. Принцип устройства грузового лифта.
Практическая часть: Проект «Разводной мост». Проект «Вилочный погрузчик».
Проект «Башенный кран». Проект «Грузовой лифт». Защита проектов.
2.4.
Проект «Водный транспорт»
Теоретические сведения: Сведения о водном транспорте. Принцип устройства и
программирования патрульного катера, программируемого авианосца.
Практическая часть: Работа над проектов «Патрульный катер». Проект
«Авианосец». Защита проектов.
2.3.
Творческие проекты
Теоретические
сведения:
Знакомство
с
особенностями
конструкций
предложенных моделей:
«Бурильщик», «Гоночная машина», «Машина с ременной передачей», «Машина с
червячной передачей», «Машина с двумя моторами», «Антропоморфные роботы».
Практическая часть: Разработка модели автомобиля на основе примерных
моделей. Конструирование и программирование модели. Разработка модели
антропоморфного
робота
на
основе
модели
«Лягушка»,
«Робот-ходун».
Конструирование и программирование модели. Защита проектов моделей через
построение сюжетной линии.
Раздел 3. Итоговое занятие
Практическая часть: Выполнение комплексной работы.
14
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
−
Ответственное отношение к информации, соблюдение этических норм.
−
Развитие чувства личной ответственности за результат.
−
Понимание значимости технических знаний в современном мире.
−
Готовность к повышению образовательного уровня в технической сфере.
−
Соблюдение правил безопасной эксплуатации оборудования.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД
−
проговаривать
последовательность
действий
на
занятии
учиться
высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя объяснять выбор
наиболее подходящих для выполнения задания;
−
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы;
−
учиться
совместно
с
учителем
и
другими
учениками
давать
эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
2. Познавательные УУД
−
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
3. Коммуникативные УУД
−
донести свою позицию до других;
−
слушать и понимать речь в других.
Предметными результатами работы в творческом объединении являются
доступные
по
возрасту
начальные
сведения
о
технике,
технологиях
и
технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения
предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и
умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт проектной
15
деятельности.
Условия реализации программы:
−
естественная для ребенка среда жизнедеятельности;
−
организация предметно-развивающего пространства: наличие наглядных
пособий, иллюстраций и т.д.;
−
свободный доступ детей к рабочему материалу (конструктор, схемы, 3D-
модели и т.д.)
−
тесное взаимодействие с семьей, сотрудничество между педагогами,
детьми и родителями.
Таким образом:
−
происходит формирование нравственных ценностных ориентаций и
социального интереса участников программы;
−
общение
обучающиеся
и
включаются
приобретают
знания,
в
социально-значимую
умения
и
навыки
деятельность
и
самообразования
и
самовоспитания;
−
обеспечивается организация эффективной и целесообразной деятельности
детского коллектива на основе ценностного подхода.
К концу учебного года дети должны знать:
−
правила безопасности труда;
−
Основные принципы конструирования, виды конструкций, соединений,
механизмов, передач.
−
Основные приемы сборки моделей с использованием конструкторов
Fischertechnic/VEX IQ.
−
Правила
техники
безопасности
при
работе
с
оборудованием
и
компьютером.
−
Основы визуального программирования робототехнических моделей.
−
Этапы работы над техническим проектом.
К концу учебного года дети должны уметь:
−
готовить
рабочее
место
в
соответствии
с
видом
поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
16
деятельности,
−
применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной
интеллектуальной и практической деятельности;
−
аккуратно и самостоятельно выполнять работу;
−
свободно ориентироваться в конструкциях и сборке деталей;
−
Конструировать модели по инструкциям;
−
Самостоятельно конструировать простые механизмы и модели.
17
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
5.1 Календарный учебный график
Дата
начала
обучения
01.09.
Дата
Количеств о Количеств Количест
Режим
Каникулы
окончания
учебных о учебных
во
занятий
недель
дней
учебных
часов
24.05
34
34
68
1 занятие по 25.10.25 – 04.11.25
2 часа, в
31.12.25– 11.01.26
неделю
21.03.26 – 29.03.26
5.2. Методическое обеспечение программы
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: труд,
познание, учение, общение, творчество.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия
включают в себя следующие виды деятельности:
1. Изложение учебного материала
1. Теоретическая часть подразумевает подробное изучение робототехники,
наборов для робототехники. Изучаются основные конструктивные элементы наборов
для робототехники, моторы, блоки, датчики.
2. Практическая часть подразумевает сборку различных робототехнических
схем. Вначале учащиеся учатся собирать по готовым инструкциям, потом
самостоятельно моделируют различные конструкции и собирают роботов.
Дидактические материалы:
1.
Рабочие тетради и дидактические материалы для конструкторов
FISCHERTECHNIK.
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://pacpac.ru/auxpage_activity_booklets?ysclid=m5upy3zfrb171330354
2.
Занимательная робототехника. Научно-популярный портал [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://edurobots.ru/2017/06/vex-iq-1/
3.
3D - схемы для сборки наборов VEX IQ [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://buildin3d.com/
2. Коллективная практическая работа детей
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-
18
эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
− работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
− договариваться о совместной работе, её содержании;
− планировать свою работу, определять её последовательность, содержание.
3. Обсуждение
− Обсуждение творческих работ детьми и учителем помогает ребёнку видеть мир
не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других
людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, чаще
всего их сочетание. Каждое занятие программы включает теоретическую часть и
практическое выполнение заданий. Теоретические сведения- повторение пройденного
материала, объяснение
нового.
Теория
сопровождается
показом
наглядного
материала, преподносится в форме рассказа или беседы, сопровождаемой вопросами
к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к
материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности,
мышления.
Условия реализации образовательной программы
1. Методическая работа
Для обучающихся в кабинете оформлены:
−
образцы практических работ;
−
различные виды схем.
2. Материально-технические и санитарно-гигиенические условия
Занятия проводятся в специальном кабинете. Кабинет хорошо оборудован. Все
материалы и инструменты хранятся в определённом месте.
19
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На группу используется:
1. Наборы по робототехнике и конструированию - 25 шт.
2. Наборы VEX IQ - 2 шт.
3. Ноутбуки
4. Бумага
5. Ножницы
6. Клей
7. Интерактивный комплекс Smart
Демонстрационный
и
раздаточный
материал:
информационные
мультимедийные презентации, выкройки, картинки и фотографии.
20
стенды,
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Форма аттестации для определения результативности освоения программы:
- участие в конкурсах различного уровня (школьный, муниципальный,
региональный, всероссийский и международный);
- журнал посещаемости;
- участие в выставках.
Оценочные материалы
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление
учебным
процессом
и
выполняет
обучающую,
проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий
контроль в виде педагогического наблюдения, собеседования, анализа и самоанализа
выполненных работ. Результаты аттестации отражаются в следующих приложениях:
Мониторинг
результатов
обучения
ребенка
по
дополнительной
образовательной программе. (Приложение 1)
Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного
образования. (Приложение 2)
Критерии оценки для учеников по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Робототехника». (Приложение 3)
21
8. АННОТАЦИЯ
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Робототехника» имеет техническую направленность.
Отличительная особенность программы заключается в интеграции проектного
подхода с практическим использованием современных конструкторов (Fischertechnic,
VEX IQ), что позволяет обучающимся без предварительной подготовки освоить
основы
инженерного
творчества:
программирования автономных
от
конструирования
механизмов
до
моделей. Через систему реальных проектов
(строительная техника, транспорт, интерактивные аттракционы) дети развивают
системное мышление, учатся решать инженерные задачи и работать в команде,
создавая функциональные робототехнические устройства.
Программа актуальна в условиях цифровизации общества и ориентирована на
формирование
ключевых
компетенций
будущего:
логическое
мышление,
алгоритмизация, навыки работы с технологиями. Несмотря на повсеместное
распространение гаджетов, практическое создание и «оживление» роботов своими
руками вызывает устойчивый интерес у детей, мотивирует к изучению точных наук и
способствует ранней профориентации в сфере IT, инженерии и высоких технологий.
Содержание деятельности объединения включает:
−
Изучение основ механики, кинематики и схемотехники;
−
Разработку программируемых моделей (автомобили, краны, катера,
антропоморфные роботы);
−
Защиту проектов в формате соревнований;
−
Участие в конкурсах технического творчества.
22
9. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Название программы: Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа «Робототехника»
Автор-составитель: Бондарь Иван Владимирович, педагог дополнительного
образования
Вид программы: Общеразвивающая
Направленность: Техническая
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 9–11 лет
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся конструкторских
способностей через работу над проектами по созданию моделей из наборов для
конструирования.
23
10 . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1.
Бедфорд, А. LEGO. Секретная инструкция./ А.Бедфорд. —
М.:
ЭКОМПаблишерз, 2013. - 332 с.: ил.
2.
Варяхова
Т.
Примерные
конспекты
по
конструированию
с
использованием конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. — № 2. - С.
48-50.
3.
Венгер,
Л.А.
Воспитание
и
обучение
(дошкольный
возраст):
учеб.пособие / Л. А. Венгер. — М.: Академия, 2009. —230 с.
4.
ДавидчукА.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. -
М.: Гардарики, 2008. — 118 с.
5.
КомароваЛ. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений
и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). М.: ЛИНКА- ПРЕСС,
2001.
6.
Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный
pecypc]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-P, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей.Режим доступа: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/4429.
7.
Корягин, А.В. Образовательная робототехника (Lego WEDO). Сборник
методических рекомендаций и практикумов./ А.В. Корягин. — М.: ДМК Пресс, 2016.
- 254 с.: ил.
8.
О
комплексной
программе
«Уральская
инженерная
школа»
[Электронный pecypc]: указ губернатора Свердловской области № 453 -УГ от 6
октября 2014 г.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/422448790.
9.
Роботы и робототехника. [Электронный pecypc].- Режим доступа: http:
//www.prorobot.ru/
10.
Рабочие тетради и дидактические материалы для конструкторов
FISCHERTECHNIK
[Электронный
pecypc]
-
Режим
доступа:
https://pacpac.ru/auxpage_activity_booklets
11.
Занимательная робототехника. Научно-популярный портал [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://edurobots.ru/2017/06/vex-iq-1/
24
12. 3D - схемы для сборки наборов VEX IQ [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://buildin3d.com/
13. Рабочие тетради и дидактические материалы для конструкторов
FISCHERTECHNIK.
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://pacpac.ru/auxpage_activity_booklets?ysclid=m5upy3zfrb171330354
Для обучающихся:
1. Корягин, А.В. Образовательная робототехника (Lego WEDO): рабочая
тетрадь./ А.В. Корягин. — М.:
ДМК Пресс, 2016. - 96 с.
2. Филиппов, С.А. Робототехника для детей и родителей. - С-Пб.: «Наука»,
2011 г.
25
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
Показатели (оцениваемые
Критерии
параметры)
I. Теоретическая
Соответствие
подготовка ребенка:
теоретических знаний
ребенка программным
1. Теоретические знания (по требованиям;
основным разделам учебнотематического плана
программы)
2. Владение специальной
терминологией
Степень выраженности Оцениваемого
качества
минимальный уровень (ребенок овладел
менее чем 1/2 объема знаний,
предусмотренных программой);
средний уровень (объем усвоенных
знаний составляет более 1/2);
максимальный уровень (ребенок освоил
практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период).
Осмысленность и
минимальный уровень (ребенок, как
правильность использования правило, избегает употреблять
специальной терминологии специальные термины);
Возможное колМетоды диагностик
во баллов
1-3
Наблюдение,
тестирование,
контрольный опрос и др
4-7
8-10
1-3
4-7
средний уровень (ребенок сочетает
специальную терминологию с бытовой);
максимальный уровень (специальные
8-10
термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием)
26
Собеседование
II. Практическая под
готовка ребенка:
1.Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой (по основным
разделам учебнотематического плана
программы)
Соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям
минимальный уровень (ребенок
1-3
овладел менее чем 1/2 предусмотренных
умений и навыков);
•
4-7
средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков составляет 8-10
более 1/2);
•
максимальный уровень (ребенок
овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными
•
27
Контрольные задания
программой за конкретный период).
2.Владение специальным
оборудованием и
оснащением
Отсутствие затруднений в
•
минимальный уровень умений
1-3
использовании специального (ребенок
испытывает
серьезные
оборудования и оснащения затруднения
при
работе
с
оборудованием);
4-7
•
средний уровень (работает с
оборудованием с помощью педагога);
Контрольные
задания
8-10
•
максимальный уровень (работает с
оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).
З.Творческие навыки
Креативность в выполнении начальный (элементарный) уровень
практических заданий
развития креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь простейшие
практические задания педагога);
1-3
4-7
•
репродуктивный уровень
8-10
(выполняет в основном задания на основе
образца);
творческий уровень (выполняет
практические задания с элементами
творчества)
28
Контрольные
задания
III. Общеучебные умения и Самостоятельность в подборе • минимальный уровень умений
навыки ребенка:
и анализе литературы
(обучающийся испытывает серьезные
затруднения при работе с литературой,
1. Учебнонуждается в постоянной помощи и
интеллектуальные умения:
контроле педагога);
1.1 Умение подбирать и
• средний уровень (работает с
анализировать
литературой с помощью педагога или
родителей)
29
1-3
4-7
Наблюдение,
анализ способов
деятельности
детей, их учебноисследовательских
работ
специальную литературу
1.2. Умение пользоваться
компьютерными
источниками информации
• максимальный уровень (работает с
литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей)
Самостоятельность в
минимальный уровень умений
пользовании компьютерными (обучающийся испытывает серьезные
источниками информации
затруднения при работе с
компьютерными источниками
информации, нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);
• средний уровень (работает с
компьютерными источниками
информации с помощью педагога или
родителей)
8-10
1-3
Наблюдение, анализ
способов деятельности
детей, их учебноисследовательских работ
4-7
• максимальный уровень (работает с
8-10
компьютерными источниками
информации самостоятельно, не
испытывает особых трудностей)
1.3. Умение осуществлять
Самостоятельность в учебно- минимальный уровень умений
1-3
учебно-исследовательскую исследовательской работе
(обучающийся испытывает серьезные
работу (писать рефераты,
затруднения при выполнении
проводить самостоятельные
самостоятельной работы, нуждается в
учебные исследования)
постоянной помощи и контроле педагога);
• средний уровень (выполнение
самостоятельной работы с помощью
педагога или родителей)
• максимальный уровень (работает
самостоятельно, не испытывает особых
трудностей)
30
4-7
8-10
Наблюдение, анализ
способов деятельности
учащегося, его учебно-исследовательских работ
Адекватность восприятия
2. Учебнокоммуникативные информации, идущей от
умения:
педагога
..
Умение слушать и
слышать педагога
минимальный уровень умений
1-3
(обучающийся испытывает серьезные
затруднения в восприятия информации,
идущей от педагога, нуждается в
постоянной помощи и контроле педагога);
Наблюдение, анализ
способов деятельности
учащегося
• средний уровень (воспринимает
информацию с помощью педагога или
родителей)
• максимальный уровень (в восприятии
информации, идущей от педагога, не
испытывает особых трудностей)
’. Умение выступать
перед аудиторией
4-7
8-10
Свобода владения и подачи минимальный уровень умений (...)
обучающимся
подготовленной информации • средний уровень(...)
• максимальный уровень(.)
1-3
2.3. Умение вести полемику, Самостоятельность в
минимальный уровень умений (...)
участвовать в дискуссии
построении дискуссионного
• средний уровень(.)
выступления, логика в
построении доказательств
• максимальный уровень(.)
1-3
3. Учебноорганизационные Способность самостоятельно минимальный уровень умений (...)
1-3
умения и навыки:
готовить свое рабочее место к
деятельности и убирать его за • средний уровень(.)
3.1. Умение организовать
собой
• максимальный уровень(.)
свое рабочее (учебное) место
31
4-7
8-10
4-7
8-10
4-7
8-10
Наблюдение
3.2. Навыки соблюдения в
процессе деятельности
правил безопасности
3.3. Умение аккуратно
выполнять работу
Соответствие реальных
минимальный уровень умений (...)
навыков соблюдения правил
безопасности программным • средний уровень(...)
требованиям
• максимальный уровень(.)
1-3
Аккуратность и
ответственность в работе
1-3
удовл.-хорошо-отлично
4-7
8-10
4-7
8-10
32
Наблюдение,
собеседование
Наблюдение, практическая
работа
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Параметры
Мотивация
Самооценка
Нравственно-этические
установки
Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе
наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее
результатами)
Интерес практически не обнаруживается
Интерес возникает лишь к новому материалу
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения
Выраженность интереса к
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за
занятиям
пределы изучаемого материала
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету,
стремится получить дополнительную информацию
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке
своих действий - ни самостоятельной, ни по просьбе учителя
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои
возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает
Самооценка деятельности
лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных
на занятиях
ему способов действия
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении
задачи, учитывая изменения известных ему способов действий
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи,
учитывая изменения известных способов действия
Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения
Критерии
Ориентация на
общепринятые моральные
нормы и их выполнение в
поведении
Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения
Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их
выполняет
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда
частично их нарушает
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения,
осознанно их принимает
33
Баллы
1
2
3
4
5
1
2
3
4
1
2
3
4
5
Познавательная сфера
Уровень развития
познавательной активности,
самостоятельности
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при
выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция,
любознательность не проявляется
34
1
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий
требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом,
самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит
новые способы решения заданий
Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из- за
возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь
малоэффективна
Произвольность деятельности
3
1
2
3
1
Регулятивная сфера
Уровень развития контроля
Коммуникативная сфера
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства,
проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается,
трудности преодолевает только при психологической поддержке
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает
адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в
работе, доводит дело до конца
Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок
2
Способность к сотрудничеству
Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик
не может обосновать своих действий
2
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять
учебные действия и контролировать их
3
При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и
успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок
4
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием
усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы
5
В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к
согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою
позицию и слушать партнера
35
1
2
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа;
дискуссии; коллективное решение учебных задач)
36
3
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника,
совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе
выполнения задания, осуществлять взаимопомощь
37
4
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «РОБОТОТЕХНИКА»:
Критерии оценки
Описание
Оценка
1. Технические навыки
Умение собирать и разбирать механизмы, роботов, работа со схемами, знание принципов работы
компонентов.
1-5
2. Программирование
Уровень освоения языков программирования, качество написанного кода.
1-5
3. Креативность
Оригинальность идей, способность находить нестандартные решения.
1-5
4. Командная работа
Умение работать в команде, делиться знаниями, участие в обсуждениях.
1-5
5. Проектная
деятельность
Полнота и качество выполненных проектов, умение представить проект.
1-5
6. Проблемное мышление
Умение анализировать проблемы, адаптироваться к изменениям.
1-5
Оценочная шкала:
Отлично (5): Превосходные результаты по всем критериям.
Хорошо (4): Хорошие результаты, есть небольшие недочеты.
Удовлетворительно (3): Удовлетворительные результаты, требуется улучшение.
Неудовлетворительно (2): Значительные проблемы, требуется помощь и поддержка.
Неудовлетворительно (1): Неудовлетворительные результаты, отсутствие активности.
38
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ВАРИАТИВНЫЙ ПЛАН С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1 ГОД ОБУЧЕНИИ
№
п/п
Тема
Колво
часов
18
Формат
обучения
Ресурс, задания
Средства
коммуникации
Форма контроля
1
Введение в
робототехнику
Синхронный
вебинар
Чат вебинара
(Сферум)
Тест в Google
Формах
Знакомство с
наборами
6
Асинхронный
Эл. почта
Таблица с
классификацией
1.2
Основы
конструирования
10
Синхронный +
Асинхронный
Сферум
Видеоотчет
(ссылка на Rutube)
1.3
Закрепление
материала
2
Асинхронный
Эл. почта
Фото готовой
модели
2
Основы
проектирования
Что такое проект?
49
Сферум
4
Синхронный
вебинар
Асинхронный
Сферум
Текстовый план
проекта
Фото схемы
2.2
Проект «Парк
развлечений»
7
Синхронный
Сферум
Скриншот чертежа
2.3
Проект
«Стройплощадка»
7
Асинхронный
Видеолекция на Rutube: "Роботы в
современном мире". Интерактивный
опрос по ТБ во время трансляции.
Фотоальбом деталей конструктора
(Яндекс.Диск). Задание: создать таблицу
классификации в Google Таблицах.
Видеоинструкция на Rutube: "Сборка
ветряной мельницы". Задание:
сконструировать модель из
картона/пластилина, снять процесс на
видео.
Текстовая инструкция: "Модель
«Лягушка»". Интерактивный кроссворд
(LearningApps).
"Этапы создания проекта". Шаблон
проекта в Google Документах.
Текст кейса: "Детская площадка".
Задание: нарисовать схему на бумаге →
сфотографировать.
3D-тур аттракционов (Sketchfab). Задание:
создать чертёж карусели в Tinkercad →
скриншот.
Видеоанализ на Rutube: "Принцип работы
крана". Задание: описать механизм
действия текстом.
1.1
Сферум
Текстовый отчет
2.1
39
2.4
Проект «Водный
транспорт»
7
Синхронный
2.5
Творческие
проекты
24
Асинхронный
3
Итоговое занятие
3
Синхронный
вебинар
Программирования в VEXcode VR.
Сферум
Задание: написать алгоритм для катера
текстом.
Библиотека 3D-схем (buildin3d.com).
Яндекс.Диск
Задание: описать модель робота текстом +
скриншоты симулятора.
Защита проектов: устный рассказ +
Сферум
демонстрация фото/видео моделей.
40
Текстовый
алгоритм
Текстовый отчет со
скриншотами
Видеозапись
выступления
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: «Робототехника»
ФИО педагога: Бондарь Иван Владимирович
Кол-во часов
№
занятия
Наименование разделов и тем
по плану
по факту
Форма корректировки
(объединение тем, перенос
на другую дату, др,)
Согласовано: __________________________________________________________________
41
Причина
корректировки
(болезнь педагога,
праздничный день,
др.)