ДООП Робототехника Arduino

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................ 4
1.1. Нормативно-правовая база программы .......................................................... 4
1.2. Новизна программы .......................................................................................... 7
1.3. Актуальность ..................................................................................................... 7
1.4. Отличительные особенности программы ....................................................... 7
1.5. Педагогическая целесообразность .................................................................. 8
1.6. Практическая значимость: ............................................................................... 8
1.7. Адресность ......................................................................................................... 9
1.8. Режим занятий ................................................................................................... 9
1.9. Формы обучения и подведения итогов ........................................................... 9
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПPOГPAMMЫ ...................................................................... 12
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.................................. 14
3.1. Учебно-тематический план ............................................................................ 14
3.2. Содержание учебного (тематического) плана ............................................. 16
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ........................................................................................................... 21
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
..................................................................................................................................... 25
5.1 Календарный учебный график........................................................................ 25
5.2. Методическое обеспечение программы ....................................................... 25
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ........... 28
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ............................................................................. 29
8. АННОТАЦИЯ........................................................................................................ 30
9. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ........................................................................................................... 31
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................... 32
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................... 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ................................................................................................... 34
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ: 34
«РОБОТОТЕХНИКА ARDUINO» ....................................................................... 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ................................................................................................... 39

2

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ........................... 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ................................................................................................... 42
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ........................................................... 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ................................................................................................... 45
ВАРИАТИВНЫЙ ПЛАН С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ................... 45
1 ГОД ОБУЧЕНИИ ................................................................................................ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ................................................................................................... 50
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ .......... 50

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Робототехника Arduino» имеет техническую направленность,
рассчитана на 1 год обучения (68 часов), разработана для учащихся МАОУ СОШ
№10. Занятия направлены на развитие инженерного мышления, интеграцию
знаний

по

информатике,

физике

и

математике

через

проектирование

робототехнических систем.
1.1. Нормативно-правовая база программы
Основанием для проектирования и реализации данной общеразвивающей
программы служит перечень следующих нормативных правовых актов и
государственных программных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

4

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении

методических

рекомендациями

по

рекомендаций»

реализации

(вместе

адаптированных

с

«Методическими
дополнительных

общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12.

Приказ

Министерство

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 06.05.2022 № 434-Д "Об утверждении концептуальных
подходов к развитию дополнительного образования детей в Свердловской
области";
13.

Приказ

Управления

образования

Администрации

Режевского

городского округа от 01.09.2023 № 314/1/01-07 «О внесении изменений в приказ
Управления образования Администрации Режевского городского округа от
10.08.2023 №302/01-07 «Об утверждении Требований к условиям и порядку

5

оказания

муниципальной

услуги

в

социальной

сфере

«Реализация

дополнительных общеразвивающих программ» в Режевском городском округе в
соответствии с социальным сертификатом»;
14.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания

государственной

услуги

в

социальной

сфере

«Реализация

дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
15.

Приказ

Управления

образования

Администрации

Режевского

городского округа от 10.08.2023 № 302/01-07 «Об утверждении требований к
условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Режевском
городском округе в соответствии с социальным сертификатом»;
16.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
17.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
18. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и
признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N
1726-р»;
19.

Методические

общеобразовательных

рекомендации

общеразвивающих

«Разработка
программ

в

организациях» ГАНОУ «Дворец молодежи» от 26.10.2023 г.;

6

дополнительных
образовательных

20. Постановление АРГО от 20.08.2024 года № 1470 «О муниципальных
(государственных)

услугах

(функциях),

предоставляемых

на

территории

Режевского городского округа»
20. Устав МАОУ СОШ №10;
21.Образовательная программа МАОУ СОШ №10.
1.2. Новизна программы
В современных требованиях к обучению, воспитанию и подготовке
детей к труду важное место отведено формированию активных, творческих
сторон личности.
Применение робототехники на базе микропроцессоров Arduino,
различных электронных компонентов (датчиков и модулей расширения) в
учебном процессе формирует инженерный подход к решению задач, дает
возможность развития творческого мышления у детей, привлекает
школьников к исследованиям в межпредметных областях.
1.3. Актуальность
Актуальность программы заключается в том, что в рамках программы
«Робототехника Arduino» учащимися на практике рассматривается процесс
проектирования и изготовления роботизированных систем. Учащиеся
постигают принципы работы радиоэлектронных компонентов, электронных
схем и датчиков. На доступном уровне изучаются основы работы техники и
микроэлектроники, иллюстрируется применение микроконтроллеров в быту
и на производстве.
1.4. Отличительные особенности программы
Программа «Робототехника Arduino» стала результатом углубленного
изучения

и

микроэлектроники,

освоения

педагогом

программирования

современных
микроконтроллеров,

технологий
а

также

интеграции робототехнических систем на базе платформы Arduino UNO.

7

Отличительной особенностью программы является:
формирование инженерного подхода к решению практических

−

задач по изготовления роботизированных систем с использованием платы
Arduino UNO;
развитие компетентности в микроэлектронике, схемотехнике,

−

электротехнике.
изучение основ программирование на языке C++.

−

1.5. Педагогическая целесообразность
Педагогическая

целесообразность

программы

заключена

в

эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих
процессов,

основывающихся

на

единстве

формирования

сознания,

восприятия и поведения детей в условиях социума.
В

основе

взаимодействия

реализации
педагога

и

программы
воспитанников:

лежит
в

активный

процесс

совместном

общении

выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с
деятельностью.
Программа формирует системное мышление, креативность, навыки
работы в команде. Через проекты учащиеся учатся ставить цели, анализировать
ошибки, презентовать результаты.
1.6. Практическая значимость:
Программа ориентирована на формирование прикладных навыков
прототипирования,
компонентами,

программирования

востребованных

в

и

работы

современной

с

электронными

цифровой

экономике.

Практические задания и проекты, выполняемые в ходе обучения, готовят
обучающихся к решению реальных задач в области автоматизации и
робототехники. Учащиеся приобретают опыт создания функционирующих

8

устройств — от простых систем сигнализации и метеостанций до элементов
«умного дома», что формирует основу для дальнейшего обучения и
профессиональной деятельности в сфере высоких технологий.
1.7. Адресность
Программа рассчитана на детей 10 -17 лет, Количество обучающихся,
одновременно находящихся в группе, составляет от 8 до 10 человек. Набор
обучающихся

в

объединение

—

свободный.

Наличие

какой-либо

специальной подготовки не требуется.
1.8. Режим занятий
Программа ведется 1 год обучения: занятия 1 раз в неделю, длительность
занятия 2 часа (время занятия включает одно занятие по 40 минут учебного
времени) с переменой 10 минут.

В центре образования цифрового и

гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МАОУ СОШ №10 (зона
формирования цифровых и гуманитарных компетенций), ул. П. Морозова, д.56.
1.9. Формы обучения и подведения итогов
Форма обучения – очная.
Перечень

форм

обучения:

фронтальная,

индивидуальная,

индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие,
лабораторное занятие, мастер-класс, открытое занятие.
Перечень

форм

подведения

итогов:

мастер-класс,

конкурс,

презентация, практическое занятие, открытое занятие.
Формы аттестации/контроля
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по
результатам выполнения обучающихся практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме соревнований (олимпиады) по
робототехнике.

9

Программой предусмотрен также мониторинг освоения результатов
работы по таким показателям как развитие личных качеств обучающихся,
развитие социально значимых качеств личности, уровень общего развития и
уровень развития коммуникативных способностей.
Формами

и

методами

отслеживания

является:

педагогическое

наблюдение, анализ самостоятельных и творческих работ, беседы с детьми,
отзывы родителей.
Формы организации образовательного процесса: групповые. Виды
занятий

определяются

обучения

является

содержанием

самостоятельная

программы.

Основной

формой

работа,

которая

практическая

выполняется малыми группами. В основном используются лекции,
практические занятия, мастер-классы и эксперименты. В качестве итоговых
занятий проводятся защита проектов, опрос, тестирование.
В

программе используются различные виды педагогических

технологий:
группового обучения, проблемного обучения и технология проектной
деятельности.
Формы организации деятельности.
Форма

организации

индивидуально-групповая

и

занятий:

групповая, индивидуальная,

фронтальная.

Программой

предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из
теоретической и практической частей, причём большее количество времени
занимает именно практическая часть.
При проведении занятий используются следующие формы работы:
−

Лекция-диалог с использованием метода «перевернутый класс» –

когда обучающимся предлагается к следующему занятию ознакомиться с
материалами (в т.ч. найденными самостоятельно) на определенную тему для
обсуждения в формате диалога на предстоящем занятии;

10

−

самостоятельная работа,

когда

обучающиеся выполняют

индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

11

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПPOГPAMMЫ
Цель программы: повышение мотивации к изучению предметов
естественно-математического цикла (физика, информатика, математика,
технология), знакомство с основными принципами механики, с основами
программирования в графическом и текстовом языках, понимание важности
межпредметных связей, формирование целостного миропонимания и
современного научного мировоззрения.
Задачи:
Обучающие:
−

Изучить устройство Arduino, датчиков, исполнительных

механизмов.
−

Освоить основы программирования на C++.

−

Научить сборке и отладке робототехнических систем.

−

изучение первоначальных знаний о конструкции

робототехнических устройств;
ознакомление с программированием робототехнических

−

устройств;
−

формирование общенаучных и технологических навыков

конструирования и проектирования;
Развивающие:
−
−

развивать логическое и алгоритмическое мышление;
развивать умения излагать мысли в четкой логической

последовательности,

отстаивать

свою

точку

зрения,

анализировать

ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений.
Воспитательные:

12

−

Воспитывать ответственность, точность, умение работать в

команде;
−

−

Прививать культуру безопасной работы с электрооборудованием;
умение работать в коллективе, эффективно распределять

обязанности;

13

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Учебно-тематический план
№
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Наименование разделов
и тем

Введение в
робототехнику
Программируемый
контроллер
образовательного
компонента.
Л.Р.№1 Светодиод
Л.Р.№2 Управляемый
«программно»
светодиод.
Л.Р.№3 Управляемый
«вручную» светодиод.
Л.Р.№4
Пьезодинамик.
Л.Р.№5 Фоторезистор.
Л.Р.№6 Светодиодная
сборка
Л.Р.№7 Тактовая
кнопка.
Л.Р.№8 Синтезатор
Л.Р.№9 Дребезг
контактов.
Л.Р.№10
Семисегментный
индикатор.
Л.Р.№11 Термометр.
Л.Р.№12 Передача
данных на ПК.
Л.Р.№13 Передача
данных с ПК.
Л.Р.№14 LCD
дисплей.

Всего
часов

Теория

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Практическая
работа

2

1

1

Практическая
работа

2

1

1

2

1

1

2

1

1

3

1

2

2

1

1

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

14

Практика

Виды
контроля

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

17.

18.

19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
Всего
:

Л.Р.№15
Сервопривод.
Л.Р.№16 Шаговый
двигатель
Л.Р.№17 Двигатели
постоянного тока.
Л.Р.№18 Датчик
линии.
Л.Р.№19 Управление
по ИК каналу
Л.Р.№20 Управление
по Bluetooth
Л.Р.№21 Мобильная
платформа
Сетевой функционал
контроллера КПМИС
Выполнение проектов

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

4

1

3

68

25

43

15

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Введение в робототехнику (2 часа)
Теоретические сведения:
− Понятие

роботов,

их

виды

(промышленные,

бытовые,

исследовательские).
− Значение робототехники в современном мире: медицина, производство,
космос.
− Основы искусственного интеллекта.
− Устройство платы Arduino UNO: микроконтроллер, порты ввода/вывода,
питание.
− Визуальные языки программирования (блок-схемы), их применение для
управления роботами.
− Правила безопасности при работе с электронными компонентами.
Практическая часть:
Сборка простой цепи: подключение светодиода к Arduino.
Написание первой программы (мигание светодиода) в среде Arduino IDE.
Программируемый контроллер образовательного компонента (2 часа)
Теоретические сведения:
Функции контроллера: обработка данных, управление устройствами.
Архитектура образовательных наборов Arduino (аналоговые/цифровые
входы, ШИМ).
Практическая часть:
Знакомство с набором «Умный дом»: подключение датчиков к плате.
1. Светодиод (2 часа)
Теоретические сведения:
Принцип работы светодиода, полярность, ограничительные резисторы.
Практическая часть:
Сборка

цепи:

светодиод

+

включения/выключения.

16

резистор.

Написание

кода

для

2. Управляемый «Программно» светодиод (2 часа)
Теоретические сведения:
ШИМ (широтно-импульсная модуляция) для регулировки яркости.
Практическая часть:
Создание программы плавного изменения яркости светодиода.
3. Управляемый «Вручную» светодиод (2 часа)
Теоретические сведения:
Принцип работы потенциометра (переменного резистора).
Практическая часть:
Подключение потенциометра. Написание кода, где яркость светодиода
зависит от положения ручки.
4. Пьезодинамик (2 часа)
Теоретические сведения:
Генерация звука с помощью пьезоэлемента. Частотные характеристики.
Практическая часть:
Создание программы для воспроизведения простых мелодий.
5. Фоторезистор (2 часа)
Теоретические сведения:
Зависимость сопротивления от освещенности. Применение в датчиках
света.
Практическая часть:
Сборка автоматического ночника: светодиод включается при низкой
освещенности.
6. Светодиодная сборка (3 часа)
Теоретические сведения:
Управление

RGB-светодиодом.

Принцип

работы

биполярного

транзистора.
Практическая часть:
Создание цветомузыки: изменение цвета светодиода в зависимости от

17

звука с микрофона.
7. Тактовая кнопка (2 часа)
Теоретические сведения:
Типы кнопок (нормально разомкнутые/замкнутые). Подтягивающие
резисторы.
Практическая часть:
Сборка цепи «управляемый кнопкой светодиод».
8. Синтезатор (3 часа)
Теоретические сведения:
Генерация звуков разной частоты. Матрица кнопок.
Практическая часть:
Создание простого синтезатора: каждая кнопка — нота.
9. Дребезг контактов (3 часа)
Теоретические сведения:
Причины дребезга контактов. Аппаратные и программные методы
устранения.
Практическая часть:
Написание кода с антидребезговым алгоритмом для кнопки.
10. Семисегментный индикатор (3 часа)
Теоретические сведения:
Принцип отображения цифр. Динамическая индикация.
Практическая часть:
Программирование цифрового таймера.
11. Термометр (3 часа)
Теоретические сведения:
Работа термистора (NTC/PTC). Калибровка датчиков температуры.
Практическая часть:
Создание цифрового термометра с выводом данных на ПК.
12. Передача данных на ПК (3 часа)
Теоретические сведения:

18

Протокол UART. Мониторинг порта в Arduino IDE.
Практическая часть:
Передача показаний датчика температуры на компьютер.
13. LCD дисплей (3 часа)
Теоретические сведения:
Интерфейсы подключения (I2C, SPI). Библиотека LiquidCrystal.
Практическая часть:
Вывод текста и данных с датчиков на экран.
14. Сервопривод (3 часа)
Теоретические сведения:
Типы сервоприводов (180°, 360°). ШИМ-управление углом поворота.
Практическая часть:
Программирование поворота сервопривода по сигналу с потенциометра.
15. Шаговый двигатель (3 часа)
Теоретические сведения:
Принцип работы, типы шаговых двигателей. Драйверы (например,
ULN2003).
Практическая часть:
Сборка системы точного позиционирования.
16. Двигатели постоянного тока (3 часа)
Теоретические сведения:
Управление скоростью и направлением вращения.
Практическая часть:
Создание мобильной платформы с дифференциальным приводом.
17. Датчик линии (3 часа)
Теоретические сведения:
Принцип ИК-датчиков. Калибровка для трекера.
Практическая часть:
Программирование робота, следующего по черной линии.
18. Управление по ИК-каналу (3 часа)

19

Теоретические сведения:
Протоколы ИК-связи (NEC, RC5). Библиотека IRremote.
Практическая часть:
Управление мобильной платформой с ИК-пульта.
19. Управление по Bluetooth (3 часа)
Теоретические сведения:
Модули HC-05/HC-06. Создание интерфейса «смартфон–Arduino».
Практическая часть:
Разработка приложения для управления роботом через Bluetooth.
20. Мобильная платформа (3 часа)
Теоретические сведения:
Алгоритмы движения: разворот, движение по дуге, объезд препятствий.
Практическая часть:
Программирование автономного движения платформы.
21. Сетевой функционал (3 часа)
Теоретические сведения:
Модуль ESP8266. Подключение к Wi-Fi, отправка данных в облако.
Практическая часть:
Создание системы удаленного мониторинга температуры.
22. Выполнение проектов (4 часа)
Теоретические сведения:
Этапы проектирования: постановка задачи, подбор компонентов, отладка.
Практическая часть:
Разработка и защита проектов (умный дом, робот-исследователь,
метеостанция).

20

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
− готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе
критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на
смысл и ценности жизни;
− умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду,
обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную
безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество
окружающей информационной среды;
− приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и
электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
− умение осуществлять совместную информационную деятельность, в
частности при выполнении учебных проектов;
−

повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к

продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметными

результатами

изучения

курса

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
− начало формирования навыка поиска необходимой информации для
выполнения учебных заданий;
− сбор информации;
− обработка информации (с помощью ИКТ);
− анализ информации;
− передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
− самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
− использовать общие приёмы решения задач;

21

является

− контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
− моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы
существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
− подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков;
− синтез, сравнение;
− классификация по заданным критериям;
− установление аналогий;
− построение рассуждения.
1. Регулятивные УУД
− навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
− преобразовывать практическую задачу в познавательную;
− ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
− выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
− умение выполнять учебные действия в устной форме;
− использовать речь для регуляции своего действия;
− сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
− адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
−

выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно

усвоить, определять качество и уровня усвоения;
2. Познавательные УУД
− ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
3. Коммуникативные УУД
− работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от
собственных;

22

− ставить вопросы;
− обращаться за помощью;
− формулировать свои затруднения;
− предлагать помощь и сотрудничество;
− договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
− слушать собеседника;
− договариваться и приходить к общему решению;
− формулировать собственное мнение и позицию;
− осуществлять взаимный контроль;
− адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными результатами работы в объединении являются:
−

Доступные по возрасту знания об основах микроэлектроники,

программирования и робототехники;
−

Понимание технологических принципов работы

микроконтроллеров, датчиков и исполнительных устройств;
−

Практические умения проектно-преобразовательной

деятельности (от идеи до работающего устройства);
−

Знакомство с профессиями в IT-сфере: инженер-электронщик,

программист embedded-систем, разработчик IoT;
Условия реализации программы:
1.

Организация цифрового образовательного пространства:

2.

Интерактивные пособия, 3D-модели компонентов;

3.

Доступ к онлайн-симуляторам (Tinkercad);

4.

Свободный доступ к ресурсам:

5.

Конструкторы Arduino;

6.

Электронные компоненты (датчики, двигатели);

23

7.

Компьютеры с ПО для программирования;

Таким образом:
1.

Формируется культура инженерного мышления и

ответственность за создаваемые технические решения;
2.

Учащиеся включаются в социально значимую деятельность

(участие в хакатонах, выставках НТТМ);
3.

Развиваются навыки самообразования: работа с технической

документацией, поиск решений в открытых источниках;
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
4.

Правила электробезопасности при работе с платами и

компонентами;
5.

Принципы работы основных электронных устройств:

6.

Светодиоды, резисторы, потенциометры;

7.

Двигатели (DC, шаговые, сервоприводы);

8.

Датчики (температуры, света, ИК, линии);

9.

Основы программирования на C++ для Arduino;

10.

Этапы разработки технического проекта: от ТЗ до тестирования.

К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
1.

Организовывать рабочее место для сборки электронных схем;

2.

Применять знания на практике:

3.

Собирать цепи по схемам;

4.

Писать, загружать и отлаживать код;

5.

Самостоятельно выполнять проекты:

6.

Разрабатывать алгоритмы для роботов;

7.

Интегрировать аппаратные и программные компоненты;

8.

Свободно ориентироваться:

9.

В среде Arduino IDE;

10.

В библиотеках компонентов (LiquidCrystal, IRremote);

24

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
5.1 Календарный учебный график
Дата
начала
обучения
01.09.

Дата
Количеств о Количеств Количест
Режим
Каникулы
окончания
учебных о учебных
во
занятий
недель
дней
учебных
часов
26.05
34
34
68
1 занятие по 25.10.25 – 04.11.25
2 часа, в 31.12.25– 11.01.26
неделю 21.03.26 – 29.03.26

5.2. Методическое обеспечение программы
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
исследование,

проектирование,

техническое

творчество,

командное

взаимодействие и решение реальных задач.
Для обеспечения органичного единства обучения и инженерного творчества
занятия включают:
1. Изложение учебного материала
Программа сочетает:
−

Интерактивные форматы: 3D-модели компонентов, анимации работы
микросхем, симуляции в Tinkercad.

−

−

Дидактические инструменты:
−

Алгоритмические карты для проектирования кода;

−

Физические макеты электронных схем;

−

Видеоинструкции по сборке устройств.

Реальные кейсы:
Примеры применения технологий (умные дома, промышленные
роботы).

Новые концепции (программирование, схемотехника) интегрируются в
практические задачи, которые учащиеся решают совместно с педагогом.
2. Коллективная проектная работа

25

В процессе создания робототехнических систем формируются:
Командные навыки:
−

Распределение

ролей

(программист,

инженер-конструктор,

тестировщик);
−

Совместное планирование этапов проекта;

−

Взаимопомощь при отладке устройств.

Инженерная культура:
−

Анализ ошибок и поиск нестандартных решений;

−

Публичная защита проектов.

3. Обсуждение
Анализ выполненных работ помогает:
−

Осознать связь теории и практики ("Почему робот не видит

линию?");
−

Развивать критическое мышление через сравнение решений;

−

Формировать уважение к чужому опыту.

Методы проведения занятий:
Словесные - Лекция-диалог с использованием метода «перевернутый
класс» (предварительное изучение материалов).
Наглядные - Демонстрация работы устройств через проектор.
Практические - Поэтапные лабораторные работы (от простой цепи до
сложного робота).
Условия реализации образовательной программы
1.

Методическая работа:

−

В кабинете оформлены:

−

Рабочие образцы проектов (робот-манипулятор, метеостанция);

−

Ошибок при программировании;

−

Удачных инженерных решений.

26

−

Для подготовки материала к уроку (презентации, задания для

самостоятельной работы, творческой работы, теоретический материал)
используется Интернет-ресурс: «Амперка _ Вики» http://wiki.amperka.ru/
2.

Материально-технические и санитарно-гигиенические условия

Занятия

проводятся

в

специальном

кабинете.

Кабинет

хорошо

оборудован. Все материалы и инструменты хранятся в определённом месте.

27

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На группу используется:
1.

Набор Arduino «Ерёма»

2.

Наборы «Arduino»

3.

Ноутбук

4.

Мышь

5.

Тележка для зарядки и хранения ноутбуков

6.

МФУ

7.

Интерактивный комплекс

8.

Мобильный комплекс

9.

Бумага

10.

Ножницы

11.

Скотч

Демонстрационный и раздаточный материал: информационные стенды,
мультимедийные презентации.

28

7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Форма аттестации
Форма

аттестации

для

определения

результативности

освоения

программы:
- участие в конкурсах различного уровня (школьный, муниципальный,
региональный, всероссийский и международный);
- журнал посещаемости;
Входной контроль проводится в форме собеседования с целью выявления
стартовых

возможностей

обучающихся,

мотивов

выбора

объединения

(оценочный материал - опросник).
Оценочные материалы
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает
текущий контроль в виде педагогического наблюдения, собеседования, анализа
и самоанализа выполненных работ.
Зачетные работы построены таким образом, что перед выполнением
самостоятельного задания учащиеся повторяют и выполняют вместе с
педагогом подобные задания из зачетной работы. На втором занятии дети
работают самостоятельно.
Самостоятельные практические работы учащимся выполняются по
определенному заданию/макету (эталону) педагога согласно пройденным
темам/разделам.

29

8. АННОТАЦИЯ
общеобразовательная

Дополнительная
программа

«Робототехника

Arduino»

(общеразвивающая)
имеет

техническую

направленность.
Отличительная

особенность

программы

заключается

в

интеграции проектного подхода с практическим использованием
микроконтроллерных платформ Arduino, что позволяет обучающимся
без предварительной подготовки освоить основы микроэлектроники и
программирования: от сборки простых схем до создания автономных
роботизированных систем. Через систему лабораторных работ и
реальных проектов («умный дом», мобильные роботы, IoT-устройства)
учащиеся

развивают

междисциплинарные

инженерное
задачи

и

мышление,

работать

в

учатся

команде,

решать
создавая

функциональные технические решения.
Актуальность

программы

обусловлена

стремительной

цифровизацией общества и ориентирована на формирование ключевых
компетенций будущего:
Алгоритмическое мышление;
Навыки программирования;
Практическое создание и программирование «умных» устройств
своими руками формирует устойчивый интерес к техническому
творчеству,

мотивирует

к

изучению

физики,

информатики

и

способствует ранней профориентации в сфере IT, робототехники и
инженерии.
Содержание деятельности объединения включает:
Изучение основ электроники, схемотехники и программирования
на C++;
Разработку программируемых систем (автономные роботы,
метеостанции)
Защиту проектов;

30

9. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Название программы: Дополнительная

общеобразовательная

(общеразвивающая) программа «Робототехника Arduino»
Автор-составитель

Бондарь

Иван

Владимирович,

педагог

дополнительного образования
Вид программы: Общеразвивающая
Направленность: Техническая
Срок реализации:1 год
Возраст учащихся:

10–17 лет

Цель программы: Формирование

инженерного

мышления

через

проектирование и программирование робототехнических систем на платформе
Arduino.

31

10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 7-9

классов\ Д. Г. Копосов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 - 292 с.
2.

Лабораторные практикумы по программированию [Электронный

ресурс] http://www.edu.holit.ua/mdex.php?option=comcontent&view=category&la
yout=blog&id=72&Itemid=159&lang=ru
3.

Образовательная

программа

«Введение

в

конструирование

роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный
ресурс] http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=280#programblocks
4.

Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс]

http://www.nxtprograms.com/index2.html
5.

Образовательная

робототехника

http://habrahabr.ru/company/innopolis

[Электронный

ресурс]

university/blog/210906/STEM-

робототехника.
6.

Информационный

сайт

по

микроконтроллерам

Arduino

[Электронный ресурс] https://alexgyver.ru/lessons/
7.

Информационный

сайт

по

микроконтроллерам

Arduino

–

Arduino

–

[Электронный ресурс] https://microkontroller.ru/
8.

Информационный

сайт

по

[Электронный ресурс] http://wiki.amperka.ru/

32

микроконтроллерам

Список литературы для обучающихся и родителей (законных представителей):
1. Соммер У. Программирование микроконтроллерных плат Arduino/Freeduino.
2. Ревич Ю. Занимательная электроника.
3. Петин В. Проекты с использованием контроллера Arduino, 2-е издание.
4. Карвинен Т., Карвинен К., Валтокари В. Делаем сенсоры. Проекты сенсорных
устройств на базе Arduino и Raspberry Pi
5. Информационный сайт по микроконтроллерам Arduino [электронный ресурс] http://wiki.amperka.ru/

33

ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
«РОБОТОТЕХНИКА ARDUINO»
Вопрос 1: Какой платы arduino никогда не существовало?
a.
b.
c.
d.

Zero
M0
Macro
101

Вопрос 2: Какой результат выполнения данного кода?

void setup() {
pinMode(LED_BUILTIN, OUTPUT);
}
void loop() {
digitalWrite(LED_BUILTIN, HIGH);
delay(1000);
digitalWrite(LED_BUILTIN, LOW);
delay(1000);
}

a.
b.
c.
d.

Arduino выключится и включится
Встроенный диод начнет моргать
Arduino начнет передавать данные в серийный порт
Дома включится свет

34

Вопрос 3: Что означают буквы GND на arduino?
a.
b.
c.
d.

него?

a.
b.
c.
d.

Название платы
Порт для передачи данных
Плюс
Минус

Вопрос 4: Дима хочет подключить кнопку по схеме на рисунке, получится ли это у

Нет, неверно подключена земля
Получится
Не получится, так как используются неправильные контакты на кнопке
Мало данных чтобы дать точный ответ

Вопрос 5: Какой из этих операторов можно использовать без подключения
дополнительных библиотек (т.е. является встроенным)?
a.
b.
c.
d.

digitalParse
atoi
regexp
httpresponse

35

Вопрос 6: Сколько входов/выходов с которыми можно работать на arduino uno?

a.
b.
c.
d.

14
6
22
20

Вопрос 7: В какой стране придумали arduino?
a.
b.
c.
d.

Китай
Франция
Италия
Мексика

Вопрос 8: Для какой цели обычно соединяют так две arduino платы?

a.
b.
c.
d.

Одна из плат используется как программатор
Для соединения по общей шине для увеличения количества выходов
Для получения данных с датчиков одновременно на две платы
Это не имеет смысл, подобное соединение ни к чему не приведет

36

Вопрос 9: На 10 порт доцеплен светодиод, что произойдет с ним в результате
выполнения следующего кода?

int PWMpin = 10;
void setup()
{
}
void loop()
{
for (int i=0; i <= 255; i++){
analogWrite(PWMpin, i);
delay(10);
}
}

a.
b.
c.
d.

Светодиод моргнет 256 раз
Светодиод моргнет 128 раз
Светодиод плавно потухнет
Светодиод плавно начнет светиться

37

Вопрос 10: Игорь подключает к arduino 8 реле, но они у него почему-то не
работают. В чем причина?

a. На arduino нельзя повесить больше 4-х реле
b. Необходима дополнительная микросхема
c. у 8 реле большое энергопотребление и необходимо на arduino подать больший
ток/напряжение
d. у 8 реле большое энергопотребление и их необходимо запитать от отдельного
источника питания

38

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
Показатели (оцениваемые
параметры)
I. Теоретическая подготовка
ребенка:
1. Теоретические знания (по
основным разделам учебнотематического плана
программы)

2. Владение специальной
терминологией

Критерии
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям;

Степень выраженности Оцениваемого
качества
минимальный уровень (ребенок овладел
менее чем 1/2 объема знаний,
предусмотренных программой);
средний уровень (объем усвоенных
знаний составляет более 1/2);
максимальный уровень (ребенок освоил
практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период).

Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

1.Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой (по основным
разделам учебно-тематического

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

Наблюдение, беседа,
собеседование

8-10

1-3

средний уровень (ребенок сочетает
специальную терминологию с бытовой);

4-7

Собеседование

8-10

• минимальный уровень (ребенок овладел
менее чем 1/2 предусмотренных умений и
навыков);

1-3

• средний уровень (объем усвоенных
умений и навыков составляет более 1/2);

4-7

39

Методы диагностик

4-7

минимальный уровень (ребенок, как
правило, избегает употреблять
специальные термины);

максимальный уровень (специальные
термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием)
II. Практическая под готовка
ребенка:

Возможное
кол-во баллов
1-3

8-10

Практические работы

плана программы)

2.Владение специальным
оборудованием и оснащением

• максимальный уровень (ребенок овладел
практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными
программой за конкретный период).
Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

• минимальный уровень умений (ребенок
испытывает серьезные затруднения при
работе с оборудованием);

1-3

• средний уровень (работает с
оборудованием с помощью педагога);

4-7

Практические работы

8-10

• максимальный уровень (работает с
оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).
3.Творческие навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

• начальный (элементарный) уровень
развития креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь простейшие
практические задания педагога);
•
репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания на основе
образца);

1-3

Практические работы

4-7
8-10

творческий уровень (выполняет
практические задания с элементами
творчества)
4. Учебно-коммуникативные
умения:
4.1.Умение слушать и слышать
педагога

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от педагога

минимальный уровень умений
(обучающийся испытывает серьезные
затруднения в восприятия информации,
идущей от педагога, нуждается в
постоянной помощи и контроле педагога);
• средний уровень (воспринимает
информацию с помощью педагога или
родителей)
• максимальный уровень (в восприятии
40

1-3

4-7

Наблюдение, анализ
способов деятельности
учащегося

5. Учебно-организационные
умения и навыки:
5.1. Умение организовать свое
рабочее (учебное) место

5.2. Навыки соблюдения в
процессе деятельности правил
безопасности

5.3. Умение аккуратно
выполнять работу

информации, идущей от педагога, не
испытывает особых трудностей)

8-10

Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за собой

минимальный уровень умений

1-3

• средний уровень

4-7

• максимальный уровень

8-10

Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям

минимальный уровень умений

1-3

• средний уровень

4-7

• максимальный уровень

8-10

Аккуратность и
ответственность в
работе

удовлетворительно

1-3

хорошо

4-7

отлично

8-10

41

Наблюдение

Наблюдение, собеседование

Наблюдение, практическая
работа

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Параметры

Мотивация

Самооценка

Нравственноэтические
установки

Познавательная
сфера

Критерии

Выраженность
интереса к занятиям

Самооценка
деятельности на
занятиях

Ориентация на
общепринятые
моральные
нормы и их
выполнение в
поведении
Уровень развития
познавательной
активности,

Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе
наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее
результатами)
Интерес практически не обнаруживается
Интерес возникает лишь к новому материалу
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за
пределы изучаемого материала
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету,
стремится получить дополнительную информацию
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке
своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности
относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее
или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи,
учитывая изменения известных ему способов действий
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи,
учитывая изменения известных способов действия
Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения
Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения
Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их
выполняет
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда
частично их нарушает
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно
их принимает
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении
заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не
проявляется
42

Баллы
1
2
3
4
5
1
2
3
4
1
2
3
4
5
1

самостоятельности

Произвольность
деятельности

Регулятивная
сфера

Уровень развития
контроля

Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении
заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов
довольно узок
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом,
самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах,
находит новые способы решения заданий
Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из-за
возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь
малоэффективна
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные
средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто
отвлекается, трудности преодолевает только при психологической
поддержке
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает
адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в
работе, доводит дело до конца
Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных
ошибок

1

2

3

1
2

Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно
выполнять учебные действия и контролировать их

3

В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к
согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других
Способность к
сотрудничеству

3

Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку,
ученик не может обосновать своих действий

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и
успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская
ошибок
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием
усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

Коммуникативна
я сфера

2

Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою
позицию и слушать партнера
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная
работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)

43

4

5
1
2
3

Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу
сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать
собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять
функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь

44

4

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ВАРИАТИВНЫЙ ПЛАН С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1 ГОД ОБУЧЕНИИ
№
п/п
1

1.1

1.2

1.3

1.4

2

Тема
Основы работы с
контроллером и
периферией
Введение в
робототехнику
Программируемый
контроллер
образовательного
компонента.
Л.Р.№1 Светодиод

Л.Р.№2 Управляемый
«программно»
светодиод. Л.Р.№3
Управляемый
«вручную» светодиод.
Работа с датчиками и

Колво
часов
8

Формат
обучения

Ресурс, задания

Средства
коммуникации

Форма контроля

2

Синхронный
вебинар

Сферум

Тест (Google Forms)

2

Асинхронный

Эл. почта /
Сферум

Скриншот схемы в
Tinkercad

2

Асинхронный

Видеолекция (Rutube/Youtube):
"Архитектура КПМИС. Среда
разработки". Интерактивный опрос по
ТБ.
Текстовый гайд + скриншоты:
"Подключение, первая программа".
Задание: Собрать схему в симуляторе
Tinkercad Circuits, сделать скриншот.
Видеоинструкция (Rutube):
"Подключение светодиода, код 'Hello
World'". Задание: Собрать схему
(Tinkercad/реально), записать мигание
на видео.
Вебинар (Сферум/Zoom): Разбор кода,
временные задержки. Задание:
Реализовать 2 паттерна мигания
программно и управление кнопкой
(Tinkercad/реально).

Сферум

Скриншот схемы

Сферум

Скриншот кода +
Скриншот/Фото
работающей схемы (2
варианта)

2

Гибридный
(Синхр +
Асин)

10
45

2.1

простыми
устройствами вывода
Л.Р.№4 Пьезодинамик.

2

Асинхронный

2.2

Л.Р.№5 Фоторезистор.

2

Асинхронный

2.3

Л.Р.№6 Светодиодная
сборка

3

2.4

Л.Р.№7 Тактовая
кнопка.

2

3

3.1

3.2

3.3

Индикация,
отображение данных,
обработка сигналов
Л.Р.№8 Синтезатор

Л.Р.№9 Дребезг
контактов.
Л.Р.№10
Семисегментный
индикатор.

Гибридный
(Синхр +
Асин)
Асинхронный

Текстовая инструкция + пример кода:
"Генерация звука". Задание: Собрать
схему (Tinkercad/реально), записать
мелодию из 3 нот.
Видеоанализ (Rutube): "Принцип
работы, АЦП". Задание: Собрать схему
светочувствительного выключателя
(Tinkercad/реально), описать логику.
Вебинар: Управление несколькими
выходами, массивы. Задание:
Реализовать "бегущий огонь" на 5
светодиодах (Tinkercad/реально).
Подключение кнопки, INPUT_PULLUP".
Задание: Собрать схему включения
светодиода кнопкой. (Tinkercad)

Эл. почта /
Сферум

Аудиофайл / Короткое
видео со звуком

Сферум

Текстовый отчет +
Скриншот/Фото схемы

Сферум

Скриншот кода + Видео
работы схемы

Сферум

Скриншот схемы (Tinkercad

Видеоинструкция + нотная шпаргалка
(Яндекс.Диск). Задание:
Запрограммировать и записать
фрагмент простой мелодии (3-5 нот).
Презентация + демо: "Проблема
дребезга, алгоритмы подавления".
Задание: Реализовать антидребезг для
кнопки из Л.Р.7, описать работу.
Видео (Rutube): "Подключение,
динамическая индикация". Задание:
Вывести на индикатор заданное 3значное число (Tinkercad/реально).

Сферум

Аудиофайл мелодии

(Сферум)

Текстовый отчет с
объяснением + Код

Сферум

Скриншот/Фото
работающего индикатора с
числом

12

3

Асинхронный

3

Синхронный
вебинар

3

Асинхронный

46

3.4

4

4.1

4.2

Л.Р.№11 Термометр.
Л.Р.№14 LCD дисплей.
Связь, управление
двигателями,
движение
Л.Р.№12 Передача
данных на ПК.
Л.Р.№13 Передача
данных с ПК.
Л.Р.№15 Сервопривод.

Гибридный
(Синхр +
Асин)

Вебинар: Работа с датчиком
температуры (DS18B20), вывод на LCD.
Задание: Собрать схему термометра,
вывести показания на LCD.

Сферум

Скриншот/Фото
работающего устройства с
показаниями

3

Синхронный
вебинар

Демонстрация: "UART/Serial монитор".
Задание: Настроить обмен данными
(эхо-тест), отправить скриншот сеанса.

(Сферум)

Скриншот Serial монитора
с обменом

3

Асинхронный

Видеоинструкция (Rutube):
"Управление сервоприводом (углы,
скорость)". Задание:
Запрограммировать движение
серв.привода по заданной траектории.
3D-анимация/ (Rutube): "Принцип
шагового двигателя, драйверы".
Задание: Собрать схему вращения
(Tinkercad/реально), сделать N шагов.
Интерактивная схема (LearningApps):
"Управление м". Задание: Собрать
схему управления , изменить скорость
вращения.
Видео (Rutube): "Принцип работы,
калибровка". Задание: Собрать схему
сенсора линии, определить логические
уровни для разных поверхностей.
Видео (Rutube): Интеграция
двигателей, датчиков. Задание:
Собрать/смоделировать базовую
платформу (2 колеса ДПТ), обеспечить

Сферум

Видео работы
сервопривода

Эл. почта /
Сферум

Фото/Скриншот схемы +
Описание шагов

Сферум

Краткий отчет +
Фото/Скриншот схемы

Сферум

Таблица уровней +
Скриншот/Фото тестовой
установки

Сферум

Видео движения
платформы (реальной или
симуляция)

3

18

4.3

Л.Р.№16 Шаговый
двигатель

3

Асинхронный

4.4

Л.Р.№17 Двигатели
постоянного тока.

3

Асинхронный

4.5

Л.Р.№18 Датчик линии.

3

Асинхронный

4.6

Л.Р.№21 Мобильная
платформа

3

Синхр + Асин

47

5

5.1

Беспроводная связь и
сетевое
взаимодействие
Л.Р.№19 Управление по
ИК каналу

движение вперед/назад.
6

3

Асинхронный

5.2

Л.Р.№20 Управление по
Bluetooth

3

Синхронный
вебинар

5.3

Сетевой функционал
контроллера КПМИС

3

Асинхронный

6

6.1

6.2

6.3

Интеграция и
проектная
деятельность
Выполнение проектов
(Этап 1: Идея и план)
Выполнение проектов
(Этап 2: Реализация)
Выполнение проектов
(Этап 3: Демонстрация
и отчет)

Rutube: "ИК-приемник, коды пультов".
Задание: Принять код с ИК-пульта,
вывести его в Serial монитор.
Демонстрация: "Модуль HC-05/06, ATкоманды, приложения". Задание:
Настроить соединение, передать
команду для включения светодиода.
Текстовый мануал + примеры
(Яндекс.Диск): "WiFi/MQTT/Ethernet (в
зависимости от возможностей
КПМИС)". Задание: Подключиться к
локальной сети, отправить тестовое
сообщение.

Сферум

Скриншот монитора с
принятым кодом

(Сферум)

Скриншот работающего
приложения/терминала +
Видео работы светодиода

Эл. почта

Скриншот подтверждения
подключения/отправки

"Этапы создания проекта". Шаблон
проекта в Google Документах.
Индивидуальные/групповые
консультации в чате.
Индивидуальная/групповая работа над
проектом. Использование изученных
технологий.
Вебинар для защиты проектов.
Задание: Подготовить презентацию
(Google Slides), видео-демонстрацию
работы проекта, итоговый отчет.

Чат вебинара,
Сферум

Текстовый план проекта
(Google Doc)

Сферум, Эл.
почта

Промежуточные отчеты
(код, схемы, фото/видео)

Сферум

Презентация +
Видеодемонстрация

14

2

Синхронный
вебинар

8

Асинхронный
+ Консульт.

4

Синхронная
защита

48

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: «Робототехника Arduino»
ФИО педагога: Бондарь Иван Владимирович
Кол-во часов
№
занятия

Наименование разделов и тем
по плану

по факту

Форма корректировки
(объединение тем, перенос
на другую дату, др,)

Согласовано:_______________________________________________

49

Причина
корректировки
(болезнь педагога,
праздничный день,
др.)

50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».