ДООП Моделирование 3D ручкой

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Моделирование 3D ручкой» имеет техническую направленность и ориентирована на
удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся и родителей (законных
представителей) в техническомтворчестве через организацию учебной деятельности в
процессе
занятий
по
3D
моделированию.
Данная
дополнительная
общеразвивающая
программа
разработана
с
учетом:
Основанием для проектирования и реализации данной общеразвивающей программы
служит перечень следующих нормативных правовых актов и государственных
программных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273ФЗ;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
6. ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».

13. Приказ Управления образования Администрации Режевского городского округа от
01.09.2023 № 314/1/01-07 «О внесении изменений в приказ Управления образования
Администрации Режевского городского округа от 10.08.2023 №302/01-07 «Об
утверждении Требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в
Режевском городском округе в соответствии с социальным сертификатом».
14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом».
15. Приказ Управления образования Администрации Режевского городского округа от
10.08.2023 № 302/01-07 « Об утверждении требований к условиям и порядку оказания
муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в Режевском городском округе в соответствии с
социальным сертификатом».
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом».
17.Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской
Федерации
от
18
ноября
2015
г.
No
09-3242);
18.Устава
МАОУ
СОШ
№10;
19.Образовательной программы МАОУ СОШ No10.
Актуальность программы данной определяется активным внедрением
технологий 3D-моделирования во многие сферы деятельности (авиация, архитектура,
машиностроение, и т.п.) и потребностью общества в дальнейшем развитии данных
технологий. На ознакомление и получению практических навыков обучающихся в среде
3D-моделирования с помощью 3D ручки для последующего проектирования и реализации
своих проектов посредством 3D модели разработана данная программа.
Новизна программысостоит в том, что в учебном процессе обучающиеся
овладевают навыками 3D моделирования с помощью 3D ручки, и это дает возможность
увидеть объекты проектирования, в том виде, какими они являются в действительности,
что помогает экономить время.
В основу данной программы положена дополнительная общеобразовательная
программа «3D-моделирование» технической направленности Т.П. Егошиной, г.Уфа-2017.
В указанную программу внесены изменения и дополнения в учебно-тематическом плане,
содержании, режиме занятий. По окончанию каждого занятия ребенок видит результат
своей работы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в выявлении интереса
обучающихся к знаниям и оказание помощи в формировании устойчивого интереса к
построению моделей с помощью аддитивных технологий (3D-ручки). В процессе создания
моделей, обучающиеся научатся объединять реальный мир с виртуальным, что будет
способствовать развитию пространственного мышления, воображения.
Практическая значимость: ориентирована на систематизацию знаний и умений
3D моделирования. Практические задания, выполняемые в ходе изучения материала в
данной программе, готовят обучающихся к решению ряда задач, связанных с построением
объектов геометрии и изобразительного искусства.

Отличительные особенности: программа личностно ориентирована и составлена
с учетом возможности самостоятельного выбора обучающимся наиболее интересного
объекта работы, приемлемого для него.
Адресат программы: дети обоих полов 6 – 10 лет. Количество обучающихся,
одновременно
находящихся
в
группе,
составляет
от
8
до
10
человек. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой-либо
специальной
подготовки
не
требуется.
Срок реализации и объем программы: данная программа рассчитана
на
1
учебный
год,
34
учебных
часов
в
год.
Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Общее
количество часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в центре
образованияцифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МАОУ СОШ
№10 (зона формирования цифровых и гуманитарных компетенций), П. Морозова, д.56.
Особенности
организации
образовательного
процесса
по
программе:
Традиционная
модель
реализации
программы
представляет
собойлинейную
последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной
образовательной
организации.
Форма обучения – очная.
Программа стартового уровня: используются и реализуются общедоступные и
универсальные формы организации материала, минимальная сложность содержания
программы.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Перечень видов занятий: беседа, групповые упражнения и занятия, практическое
занятие, мастер – класс, открытое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: беседа, выставка.
Возрастные особенности: в возрасте 6-10 лет у детей начинает развиваться способность
к концентрации, появляются новые возможности для познания мира. Они становятся
более самостоятельными, учатся контролировать свое поведение и дружить. Игры ребенка
становятся все сложнее. Ребенок примеряет на себя разные профессиональные
и социальные роли.Поскольку детям в этом возрасте уже легче контролировать свое
поведение и эмоции, они лучше справляются с играми, где нужно соблюдать правила
и есть риск проиграть. Детям этого возраста нравится заводить друзей, особенно своего
пола: благодаря дружбе мальчики и девочки чувствуют свою принадлежность к группе
и продолжают осваивать базовые социальные навыки, такие как умение делиться
и ведение переговоров. Дети в таком возрасте гораздо лучше улавливает причинноследственные связи между событиями. Значительно улучшается память, дети могут
группировать предметы по размеру, форме и цвету, знают цифры и могут выполнять
простые математические задачи, такие как сложение и вычитание. Дети продолжают
активно изучать окружающий мир, задавать вопросы и ставить небольшие эксперименты,
чтобы увидеть, как все работает.Возрастные особенности детей 6 –10 лет и применяемые
приемы обучения указаны в приложении 1.

1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических
компетенций в области создания пространственных моделей. Освоение элементов
основных навыков по трехмерному моделированию.
Задачи:
Образовательные:
- дать обучающимся представление о трехмерном моделировании, назначении,
перспективах развития;
- учить ориентироваться в трехмерном пространстве;
- учить объединять созданные объекты в функциональные группы;
- учить создавать простые трехмерные модели;
- учить оценивать реальность получения результата в обозримое время.
Развивающие:
- способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению 3D
моделированию с помощью 3D-ручки;
- способствовать развитию творческих способностей;
- способствовать стремлению к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
- способствовать развитию настойчивости, гибкости; стиля мышления, адекватного
требованиям современного информационного общества – структурного и
алгоритмического.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию потребности в творческом труде, трудолюбия как высокой
ценности в жизни;
- способствовать формированию позитивного отношения обучающегося к собственному
интеллектуальному развитию и воспитанию гражданской культуры личности;
- способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

2. Содержание программы «Моделирование 3D ручкой»
2.1.Учебный план программы «Моделирование 3D ручкой»
№ Наименования темы

Количество занятий
Общее Теория Практика

Форма
аттестации/контроль

1 Вводное занятие, 3D ручка.
Демонстрация возможностей,
устройство 3D ручки.

1

1

-

Беседа.

2 Инструктаж по технике
безопасности
3 Основы работы с 3D ручкой

1

1

-

Беседа.

2

1

1

Беседа.

4 Простое моделирование

6

-

6

5 Создание сложных 3D моделей

15

1

14

Беседа.
Выставка по темам

6 Создания совместного проекта

7

1

6

7 Выставка
Всего занятий

2
34

1
6

1
28

Выставка

2.2. Содержание учебного плана

1. Вводное занятие, 3D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки (1
ч.)
Теория. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки.
Организационные вопросы.
2. Инструктаж по технике безопасности (1ч).
Теория. Техника безопасности при работе с 3D ручкой.
3.Основы работы с 3D ручкой (2ч)
Теория. Способы заполнения межлинейного пространства.
Практика. Практическая работа «Веселые линии».
4. Простое моделирование (6 ч.)
Практика.
Практическая работа «Создания плоской фигуры по трафарету» (1ч).
Алфавит.
Практическая работа «Мой веселый звонкий мяч» (1ч).
Рисование круглых предметов: создание контурных рисунков, Замыкание линии в кольцо.
Практическая работа «Осенние листочки» (1ч). Моделирование осенних листьев для
создания сюжетной композиции. Развитие чувства цвета и ритма
Практическая работа «Яблоко с листочком» (1ч). Создание предметных аппликативных
картинок из 2-3 элементов (яблоко и 1-2 листочка): составление композиции из готовых
(разнородных) элементов.
Практическая работа «Разноцветный зонтик» (1ч).
Моделирование зонтика для создания сюжетной композиции.
Практическая работа «Очки» (1ч). Изготовление модели очков и их раскрашивание.
Развитие мелкой моторики рук и воображения.
5. Создание сложных 3D моделей (15ч ).
Теория. Создание трёхмерных объектов (1ч) Создание объемной модели по готовому
контуру (куб, пирамида, шар, прямоугольник, икосаэдр).
Практика.
Практическая работа «Цветок для мамы» (1ч). Создания объемного цветка ко дню матери.
Практическая работа «В лесу родилась елочка» (1ч). Знакомство с треугольной формой.
Развитие мелкой моторики рук, внимания
Практическая работа «Новогодние игрушки» (2ч). Создание трехмерных моделей
игрушек для украшения новогодней ёлки. Развитие творческого воображения,
концентрации внимания
Практическая работа «Карандашница» (2ч). Создание объемной модели карандашницы
из 3-4х сторон. Развитие творческого воображения, концентрации внимания.
Практическая работа «Избушка на курьих ножках» (2ч). Работа над созданием
трехмерной модели. Развитие мелкой моторики рук, пространственного восприятия и
мышления.
Практическая работа «Открытка на 8 марта» (2ч). Создание открытки к празднику из
готовых форм. Закрепление навыков работы с ручкой
Практическая работа «В далеком космосе» (2ч). Создание композиции «В далеком
космосе». Развитие творческого воображения.
Практическая работа «Танк» (2ч). Создание модели танка с надписью к празднику «9
мая» из готовых форм.
6. Создания совместного проекта (7ч).
Теория. Правила работы в группе, распределение работы (1ч).
Практика.
Практическая работа. Создание авторских моделей (3ч.) Выполнение заданий на
произвольную тему. Работа в группах над созданием авторских проектов.

Практическая работа. Создание совместного проекта на выбор «Парк аттракционов» или
«В мире сказок» (3ч).
7. Выставка (2ч).
Теория. Что такое выставка. Как подготовить модели к выставке. Оформление табличек
(1ч).
Практика (1ч).
Проведение выставки и защита созданных моделей. Подведение итогов.

2.3. Планируемые результаты

В результате освоения данной общеразвивающей программы ожидается, что у
обучающихся будут сформированы личностные, предметные и метапредметные знания и
умения:
Личностные:
-Развиты познавательных интересов и творческих способностей.
-Участвует в диалоге на занятии.
-Отвечает на вопросы педагога, товарища по объединению.
-Участвует в паре, группе, коллективе.
-Формулирует собственное мнение и позицию.
-Проявляет уважение к окружающим - умеет слушать и слышать партнера, признавать
право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников,
эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.
-Ориентируется на позицию других людей, отличную от собственной позиции; уважает
иную точку зрения.
Предметные:
- знает основные правила создания трехмерной модели реального геометрического
объекта;
-знает принципы работы с 3D-ручкой;
-применяет способы соединения и крепежа деталей;
-применяет способы и приемы моделирования;
-знает закономерности симметрии и равновесия.
Метапредметные:
-Способен к волевому усилию и преодолению препятствий.
·Умеет организовать свое рабочее место под руководством педагога.
·Адекватно воспринимает оценку педагога.
·Различает способ и результат действия.
·Соотносит выполненное задание с образцом, предложенным педагогом.

3. Комплекс организационно – педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Дата
начала
обучения

Дата
окончания

Количество
учебных
недель

04.09.

27.05

34

Количест
во
учебных
дней
34

Количес
тво
учебных
часов
34

Режим
занятий

Каникулы

1 занятие
по 1 часу,
в неделю 1
часа

28.10.23 – 06.11.23
31.12.23 – 08.01.24
23.03.24 – 02.04.24

3.2. Методическое обеспечение программы

Обучение по программе проходит в виде теоретических занятий, на которых
обучающимся дается новый материал, практических занятий, необходимых для
закрепления пройденного материала, выполнения типовых и самостоятельных заданий; а
также в виде комбинированных занятий, на которых объясняется новый теоретический
материал и закрепляется на практике во второй части занятий. Теоретическая часть
проходит в виде лекций, практическая часть – закрепление пройденного материала
посредством выполнения практических заданий по разделам и темам программы. На
занятиях используется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, особенно при
выполнении итоговой практической работы.
В процессе выполнения практических работ происходит обсуждение способов
выполнения поставленной задачи. Такая форма занятий в сочетании с теоретической
частью обеспечивает смену видов деятельности и перерывы в работе с 3D - ручкой.
Методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого,
постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к
любой информации, связанной с реализацией общеобразовательной развивающей
программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и
условиями его осуществления.
Приемы и методы организация образовательного процесса:
- инструктажи, беседы, разъяснения;
- наглядный (фото и видеоматериалы по 3D-моделированию);
- практическая работа 3D-ручкой;
- инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный, игровой);
- познавательные задачи, дискуссии, создание ситуации новизны, ситуации
гарантированного успеха и т.д.;
- метод стимулирования (участие в конкурсах, поощрение, выставка работ).
Основной формой занятия является учебно-практическая деятельность, а также
следующие формы работы с обучающимися:
-занятия, обсуждения, самостоятельная работа на занятиях;
- выставки работ, конкурсы как местные, так и выездные.
Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в процессе
сотрудничества обучающихся и педагога. На различных стадиях обучения ведущими
становятся те или иные из них. Традиционные методы организации учебного процесса
можно подразделить на: словесные, наглядные (демонстрационные), практические,
репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы
обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
-вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса
(сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование
ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация
обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и
поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);
-формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Дополнительная общеразвивающая программа может быть вариативной, так как педагог
может сам менять соотношение пропорций разделов как для всего коллектива, так и для
каждого обучающегося, учитывая их возраст, развитие, навыки, знания, интереса к
конкретному разделу занятий, степени его усвоения.
В программе рекомендуется коллективная деятельность как продуктивное общение, в
котором осуществляются следующие функции:
- информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;
- контактная – готовность к приему и передаче информации;

- координационная – согласование действий и организация взаимодействия;
- персептивная – восприятие и понимание друг друга;
- развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
Итоги работ (промежуточные, итоговые) обучающихся подводятся в течении учебного
года. Лучшие работы обучающихся выставляются в выставках всеобщего обозрения, на
длительный срок на постоянно действующих выставках, и принимают участие в
различных конкурсах.

3.3. Условия реализации программы
Техническое оснащение занятий
Кабинет «Зона формирования цифровых и гуманитарных компетенций» центра
образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
3D ручка – 10 шт
Материалы пластик PLA, ABS - 12 наборов
Трафареты (шаблоны), развертки - 10 шт по каждой теме
Клей карандаш - 10 шт
Бумажные салфетки – 2 упаковки по 100 шт
Ножницы – 10 шт
Коврики для рисования – 10 шт
Простые карандаши – 12 шт
Лопатка для пластика – 10 шт
Держатель – 12 шт
Концеряские принадлежности (бумага, ручки, маркеры для доски, цветные карандаши,
фломастеры)
Телекоммуникационное оборудование.
Интерактивный комплекс.
Вычислительный блок интерактивного комплекса.
Рабочее место педагога: стол, стул, компьютер, программное обеспечение.
Рабочие места (парта двухместная, стул) – 6 шт
Рабочие места (парта одноместная, стул) – 6 шт
Система хранения (шкаф) – 1шт
Информационное обеспечение: использование собственного презентативного материала,
видеоролики.
Учебно-методический комплекс: тематические подборки наглядных материалов
(игрушки, модели, иллюстрации техники, приспособлений, инструментов, схемы,
шаблоны, развертки и др.); подборка литературно-художественного материала (загадки,
рассказы); занимательный материал (викторины, ребусы); подборка заданий
развивающего и творческого характера по темам;разработки теоретических и
практических занятий, инструкции (чертежи) для конструирования.
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее
педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и
опытом практической деятельности в области3D моделирования.

3.4.Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Формами контроля и подведения итогов реализации программы являются: беседа,
выставка.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие
виды контроля:
1. Предварительный контроль.
2. Промежуточный контроль.
3. Итоговый контроль.
Предварительный контроль осуществляется в виде собеседования,
выполнение простых практических заданий в игровой форме, чтобы выявить уровень
знаний и умений обучающихся.
Промежуточный контроль осуществляется в ходе практических занятий, творческих
заданий, выставок.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде выставки.
Система отслеживания результатов образовательной деятельности включает в себя
оценивание по двум направлениям: теоретическая грамотность и практическая работа.

3.5. Оценочные материалы
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной
программе (Приложение 2)
Высокий уровень:ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью педагога
все предложенные задания;
Низкий уровень: ребенок не может выполнить все предложенные задания,только
спомощью педагога выполняет некоторые предложенные задания.
Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования
представлен в приложении 3.

3.6.Список литературы
Для педагога
1. БелухинД.А.Личностноориентированнаяпедагогикаввопросахиответах:учебн
оепособие.-М.:МПСИ,2006.
2. БольшаковВ.П.Основы3Dмоделирования/В.П.Большаков,А.Л.Бочков.СПб.:Питер.2013.
3. ПутинаЕ.А.Повышениепознавательнойактивностидетейчерезпроектнуюдеятельнос
ть//«Дополнительноеобразованиеивоспитание»№6(152)2012.
4. СергеевИ.С.Какорганизоватьпроектнуюдеятельностьучащихся:Практическое
пособиедляработниковобщеобразовательныхучреждений.-2еизд.,испр.идоп..-М.:АРКТИ,2005.
5. Поделки из 3D ручки [Электронный ресурс ] - Режим доступа:
https://podelki.expert/podelki-iz-3d-ruchki/
6. Дидактический сайт Страна Мастеров [Электронный ресурс ] - Режим доступа: http://strana masterov.ru.

Для родителей (законных представителей):
1. Что такое 3D ручка? [Электронный ресурс ] - Режим доступа: https://make3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/
2. Дидактический сайт Страна Мастеров [Электронный ресурс ] - Режим доступа: http://strana masterov.ru.
3. Поделки из 3D ручки [Электронный ресурс ] - Режим доступа:
https://podelki.expert/podelki-iz-3d-ruchki/
4.
Для обучающихся:
1. Базовый курс для 3D ручки. Издательство Радужки, 2015 год.
2. Поделки из 3D ручки [Электронный ресурс ] - Режим доступа:
https://podelki.expert/podelki-iz-3d-ruchki/

Приложение 1
Возрастные особенности детей 6 – 10 лет и приемы обучения
Физические
1. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его
рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может
вынести
длительные
периоды
напряженной
деятельности.
2. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное
внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается.
Активно
реагирует
на
все
новое,
яркое.
3. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и
острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в
подростковом возрасте).
Педагог использует следующие приемы:
1. Необходимы периоды отдыха, спокойные игры, рисование, ручной труд. 2. Наибольшее
значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это
запоминается
гораздо
сильнее.
3. Важно следить за своей речью: «не глотать окончания», четко произносить все звуки,
быть точным в эмоциональной окраске, а главное – помнить о том, чтобы темп речи был
доступен и понятен.
Интеллектуальные
1. Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени,
пространства
и
чисел.
2. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных
слов
и
понятий.
3.
Любит
задавать
вопросы:
«Почему?»,
«А
правда
ли
это?»
4. Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для
заучивания
наизусть.
Более
легко
запоминает
слова,
чем
мысли.
5. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.
Педагог использует следующие приемы:
1. Приблизить язык к разговорному. Избегать слов с двойным смыслом, предпочитать
простые слова. Объяснять значение трудных слов. Избегать длинных, запутанных
предложений.
2. Необходимо быть хорошо подготовленным. Давать ответы на вопросы либо путем
личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью
наводящих
вопросов.
3. Заучивать каждый раз что-то одно новое (песню, имена героев и т. д.). При этом
постоянно повторять пройденное.
Эмоциональные
1. Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность
оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет
оценка
взрослого.

2. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого.
Прекрасно
знает,
когда
и
с
кем
что
можно
позволить.
3.
Ребенок
нуждается
в
любви
и
опеке.
4. Старается помочь воспитателю или вожатому.
Педагог использует следующие приемы:
1. Помогайте ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи
и неудачи. Показывайте не столько его неудачи и трудности (это ребенок видит и
ощущает сам), сколько помогите ребенку увидеть свои возможности, пусть еще не
реализованные: создайте условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.
2. Будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут –
ведь,
как
правило,
ему
очень
нравится
быть
«хорошим».
3. Не скрывайте свою любовь. Щедро выплескивайте ее детям, обнимайте их: руки –
проводник
тепла.
4. Постарайтесь, чтобы каждый имел свои маленькие обязанности. Дайте понять детям,
что их помощь нужна вам.
Социальные
1. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой
деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его
личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится
заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при
завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут
поиграть и с игрушками вместе с девочками.2. Ребенок гордится своим окружением,
желает быть с ним.
Педагог использует следующие приемы:
1. Постарайтесь, чтобы каждому ребенку нашлось место в игре или в труде. Чтобы
раскрылись его сильные стороны и незаметными оказались слабости и неумение.
Изготовление
поделок
заканчивайте
на
этом
же
занятии.
2. Планируйте совместные мероприятия всей командой. Просите рассказать о родителях,
братьях, сестрах.

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые
параметры)
I. Предметные (теоретическая
подготовка ребенка):
1. Теоретические знания (по
основным разделам учебнотематического плана программы)

Критерии
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям;

Степень выраженности Оцениваемого
качества
минимальный уровень (ребенок овладел
менее чем 1/2 объема знаний,
предусмотренных программой);

Возможное
кол-во баллов
1-3

средний уровень (объем усвоенных знаний
составляет более 1/2);

4-7

максимальный уровень (ребенок освоил
практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период).
2. Владение специальной
терминологией

Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

II. Метапредметные

Соответствие
практических
1. Практические умения и навыки, умений и навыков
предусмотренные программой (по программным
основным разделам учебнотребованиям
тематического плана программы)

1-3

средний уровень (ребенок сочетает
специальную терминологию с бытовой);

4-7

• минимальный уровень (ребенок овладел
менее чем 1/2 предусмотренных умений и
навыков);

Наблюдение, беседа,
собеседование

Собеседование

8-10

1-3

• средний уровень (объем усвоенных умений 4-7
и навыков составляет более 1/2);
8-10
• максимальный уровень (ребенок овладел
практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за
конкретный период).

Методы диагностик

8-10

минимальный уровень (ребенок, как
правило, избегает употреблять специальные
термины);

максимальный уровень (специальные
термины употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием)

Приложение 2

Практические работы

2. Владение специальным
оборудованием и оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

• минимальный уровень умений (ребенок
испытывает серьезные затруднения при
работе с оборудованием);

1-3

• средний уровень (работает с
оборудованием с помощью педагога);

4-7

Практические работы

8-10

• максимальный уровень (работает с
оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).
III. Личностные:
1.Творческие навыки

Креативность в • начальный (элементарный) уровень развития
выполнении
креативности (ребенок в состоянии
практических
выполнять лишь простейшие практические
заданий
задания педагога);
•
репродуктивный уровень (выполняет
в основном задания на основе образца);

1-3

Практические работы

4-7
8-10

творческий уровень (выполняет
практические задания с элементами
творчества)
2. Учебно-коммуникативные
умения:
2.1.Умение слушать и слышать
педагога

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от педагога

минимальный уровень умений
1-3
(обучающийся испытывает серьезные
затруднения в восприятия информации,
идущей от педагога, нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);
• средний уровень (воспринимает
информацию с помощью педагога или
родителей)
• максимальный уровень (в восприятии
информации, идущей от педагога, не
испытывает особых трудностей)

4-7

8-10

Наблюдение, анализ
способов деятельности
учащегося

3. Учебно-организационные
умения и навыки:
3.1. Умение организовать свое
рабочее (учебное) место

3.2. Навыки соблюдения в
процессе деятельности правил
безопасности

3.3. Умение аккуратно выполнять
работу

Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой

минимальный уровень умений

1-3

• средний уровень

4-7

• максимальный уровень

8-10

минимальный уровень умений
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил • средний уровень
безопасности
• максимальный уровень
программным
требованиям

1-3

Аккуратность и
ответственность в
работе

удовлетворительно

1-3

хорошо

4-7

отлично

8-10

Наблюдение

Наблюдение, собеседование

4-7
8-10

Наблюдение, практическая
работа

Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования
Параметры

Мотивация

Самооценка

Критерии

Выраженность интереса к
занятиям

Самооценка деятельности
на занятиях

Ориентация на
Нравственно-этические общепринятые моральные
нормы и их выполнение в
установки
поведении

Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе
наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее
результатами)
Интерес практически не обнаруживается
Интерес возникает лишь к новому материалу
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы
изучаемого материала
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету,
стремится получить дополнительную информацию
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих
действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности
относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или
нет, а не возможность изменения известных ему способов действия
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи,
учитывая изменения известных ему способов действий
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи,
учитывая изменения известных способов действия
Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения
Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения

Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их
выполняет
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда
частично их нарушает
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их
принимает
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении
заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не
Уровень развития
проявляется
Познавательная сфера познавательной активности,
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий
самостоятельности
требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок

Приложение 3

Баллы
1
2
3
4
5
1
2
3
4
1
2
3
4
5
1

2

Произвольность
деятельности

Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом,
самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит
новые способы решения заданий
Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из-за
возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь
малоэффективна
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные
средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто
отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает
адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в
работе, доводит дело до конца
Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

3

1

2

3

1
Регулятивная сфера

Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку,
ученик не может обосновать своих действий
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно
Уровень развития контроля выполнять учебные действия и контролировать их

Коммуникативная
сфера

Способность к
сотрудничеству

2
3

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и
успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

4

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием
усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

5

В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к
согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других

1

Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою
позицию и слушать партнера
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа;
дискуссии; коллективное решение учебных задач)
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника,
совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе
выполнения задания, осуществлять взаимопомощь

2
3

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».