Приложение к АООП НОО МАОУ СОШ №10 Принято на педагогическом совете Протокол № 6 от 28.08.2024 года УТВЕРЖДЕНО: Приказом директора МАОУ СОШ №10 № 184/01-11 УЧЕБНЫЙ ПЛАН АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР (ВАРИАНТ 5.1) 1-4 КЛАССЫ 2024-2025 учебный год Учебный план Обязательные предметные области федерального учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной организацией в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся. В федеральном учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося. В рамках внеурочной деятельности выделяется обязательный коррекционный курс "Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия", на который выделяется 2 часа в неделю на каждого обучающегося. При реализации данной федеральной адаптированной образовательной программы для обучающихся с ТНР должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья. Учебный план по адаптированной образовательной программе для обучающихся 1 - 4 класса с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) на 2024 – 2025 учебный год Пояснительная записка Учебный план начального общего образования обучающихся (далее учебный план) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности на основании следующих нормативно – правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.09.2022 №371ФЗ); - Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ от 23.02.2018 №Пр-328 п.1, от 20.12.2020 №Пр2182; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 (далее – ФГОС начального общего образования 2021 – ФГОС НОО-2021); -Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №286»; - Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22 марта 2021 г. № 115; - Федеральная образовательная программа начального общего образования (далее – ФОП НОО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372; -Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 №858; - Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; - письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». - Устав МАОУ СОШ № 10. Обучение детей с ОВЗ (вариант 5.1.АООП НОО) на уровне НОО ведётся в соответствии с адаптированной основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ №10. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. Максимальный объем учебной нагрузки для обучающихся с ОВЗ 1-4 классах определен из расчета пятидневной учебной недели. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ООП НОО школы. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Структура учебного плана представляет собой единство обязательной и вариативной частей, а также включает в себя блок «Внеурочная деятельность». Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. • коррекция/профилактика речи и языковых расстройств; • формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива школы. В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: • «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); • «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); • «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, PictureManager и PowerPoint, виртуальные путешествия); • «Труд (технология)»– модуль «Информационнокоммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). В курсе «Основы религиозных культур и светской этики», по выбору родителей (законных представителей) обучающиеся 4 классов в 2024/2025 учебном году изучают материал одного модуля: «Основы религиозных культур и светской этики». Преподавание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает безотметочную систему оценки знаний обучающихся. Обязательным компонентом индивидуального учебного плана является внеурочная деятельность. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности. В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Коррекционно-развивающее направление является необходимым условием преодоления нарушений в психофизическом и речевом развитии обучающихся данной категории, дополняют и расширяют возможность обучающихся в успешном овладении знаниями, умениями и навыками программного материала. Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МАОУ СОШ № 10. Формы промежуточной аттестации представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Классы Формы промежуточной аттестации Русский язык 1-й Контрольный диктант 2-й Контрольный диктант 3-й Контрольный диктант Литературное чтение 4-й Контрольный диктант 1-й Тестирование 2-й Тестирование 3-й Тестирование 4-й Тестирование 2-й Контрольная работа 3-й Тестирование 4-й Тестирование 1-й Контрольная работа 2-й Контрольная работа 3-й Контрольная работа 4-й Контрольная работа Иностранный язык (английский) Математика 1-й Тестирование 2-й Тестирование 3-й Тестирование 4-й Тестирование 4-й Творческая работа Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Учебный план по адаптированной образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) на 2024-2025 учебный год Количество часов в неделю Предметные области Учебные предметы Всего 1-й 2-й 3-й 4-й класс класс класс класс Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 язык – 2 2 2 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 религиозных – – – 1 1 Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология Труд (технология) 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный Иностранный язык (английский) Математика и информатика Обществознание естествознание Математика и Окружающий мир («Окружающий мир») Основы религиозных культур Основы и светской этики культур и светской этики Искусство Итого 20 22 22 23 87 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по выбору: Физическая культура 1 1 1 – 3 Всего в неделю 21 23 23 23 90 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 21 23 23 23 90 Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего учебных часов на учебный период 693 782 782 782 3039 Коррекция и развитие всех компонентов речи 3 3 3 3 3 Социальный педагог 1 1 1 1 1 Педагог - психолог 1 1 1 1 1 Другие направления внеурочной деятельности 5 5 5 5 5 10 10 10 10 10 Пятидневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами Внеурочная деятельность (включая коррекционно– развивающую область) Итого