ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» имени Героя Российской Федерации Дмитрия Леонидовича Рычкова на 2023-2024 уч. год г. Реж 2023 г. Содержание 1.Пояснительная записка ……………………………………………………………… 3-9 1.1.Концептуальная модель дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 1.2.Миссия, цели и задачи дополнительного образования МАОУ СОШ №10 1.3.Социальный заказ 1.4.Режим работы объединений дополнительного образования 1.5.Кадровое обеспечение выполнения образовательной программы дополнительного образования 1.6.Характеристика состава объединений дополнительного образования 1.7.Планируемые результаты освоения образовательной программы дополнительного образования 2.Аналитическое обоснование программы…………………………………………10-11 3.Содержание образовательного процесса………………………………………..... 11- 18 3.1.Годовой учебный график 3.2.Учебный план 4.Управление реализацией образовательной программы дополнительного образования………………………………………………………………………….... 18 - 24 4.1.Организационно – педагогическая деятельность 4.2. Информационно – образовательные 4.3 Материально – техническое обеспечение. Ресурсы 4.4. Календарный учебный график 5. Заключение………………………………………………………………………….25 - 25 Приложение 1…………………………………………………………………………..26 - 30 1. Пояснительная записка 1.1. Концептуальная модель дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 Дополнительное образование в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа№10» имени Героя Российской Федерации Дмитрия Леонидовича Рычкова осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27.08.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам), СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" ( раздел 6 ) «Гигиенические нормативы по устройству содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Дополнительное образование, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» направлено на «…всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно – нравственном, физическом <…> совершенствовании…»1. Дополнительное образование создается с целью формирования единого пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Дополнительное образование в МАОУ СОШ №10 является обязательным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Дополнительное образование реализуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности. Дополнительное образование в МАОУ СОШ №10 регламентируется информационнометодической, учебной, научно-педагогической деятельностью. 1. Информационно-методическая деятельность: -обеспечение дополнительного образования педагогами соответствующего профиля; -создание условий для разработки и внедрения различных программ по профилю (разноуровневых, интегрированных, авторских и пр.), анализ качества этих программ; -координация взаимодействия с Дворцом молодежи г.Екатеринбурга, районным Центром внешкольной работы, Дворцом культуры «Металлург», библиотекой «Гавань» в сфере единого информационного обеспечения и участия в конкурсных и спортивно - массовых мероприятиях. 2. Учебная деятельность: -осуществление дополнительного образования через функционирование объединений в соответствии с программами, рассмотренными на методическом совете и утвержденными директором школы; -совершенствование содержания, форм, методов работы по развитию способностей и лидерских качеств обучающихся. 3. Научно-педагогическая деятельность: -организация педагогических исследований в области развития способностей в рамках объединения дополнительного образования; -организация деятельности по разработке и внедрению новых форм спортивно массовых мероприятий, конкурсов, соревнований, конференций, фестивалей; -экспозиционная деятельность (проведение тематических, авторских выставок, конкурсов лучших работ обучающихся и педагогов школы). Деятельность объединений дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 отличается личностно-деятельным характером учебного процесса, при котором обучающийся может выбрать любое объединение и в течение года переходить из одного объединения в другое. В рамках дополнительных общеобразовательных программ постепенно идет переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к технологиям личностноориентированного обучения. Развитие у обучающихся установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Характерными чертами методов и приемов, используемых педагогами в рамках занятий в объединениях, являются: -вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности обучающихся; -направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской деятельности; -личностно-ориентированная составляющая, которая способствует изменению системы взаимоотношений педагог - ребенок. Организация занятий и структура каждого объединения регламентируются образовательной программой. Используются групповые, индивидуальные и индивидуальногрупповые формы занятий. Усилия педагогов направлены на создание развивающей, свободной, комфортной, доброжелательной, многообразной, располагающей к общению среды. 1.2.Миссия, цели и задачи дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 Миссия: содействовать переводу каждого обучающегося в режим саморазвития, обеспечив ему тем самым в перспективе социальную мобильность, возможность самореализации в условиях развитого информационного общества. Основная цель: создание для учащихся школы оптимальных условий по овладению ключевыми компетенциями, необходимыми для жизни и профессиональной реализации в поликультурной и высокотехнологичной среде.. В соответствии с целью основными задачами реализации образовательной программы дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 являются: - удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; -создание условий (кадровых и методических) для расширения спектра дополнительных образовательных услуг для обучающихся образовательного учреждения; -развитие структурно-функциональной модели взаимодействия с родителями; -совершенствование системы повышения профессиональной квалификации педагогических кадров; -осуществление деятельности через установление контактов со средствами массовой информации, общественными организациями; -создание условий для введения новых и развития уже существующих видов деятельности в рамках объединений дополнительного образования; -активизация проектной деятельности в рамках занятий в объединениях дополнительного образования; -обновление фонда программного обеспечения образовательного процесса в рамках дополнительного образования, обновление фонда учебной и методической литературы. Реализация миссии, цели и задач образовательной программы дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 осуществляется через методически обусловленные подходы к организации образовательного процесса: -индивидуально-ориентированный подход к развитию личности, удовлетворяющий ее духовно-нравственные, интеллектуальные, физические потребности; -деятельностный подход, определяющий развитие способностей личности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию через стимулирование творческой активности; -ценностно-целевой подход, предусматривающий самоопределение и адаптацию личности в системе социально-культурных ценностей. 1.3. Социальный заказ Под социальным заказом на дополнительное образование следует понимать всю совокупность запросов и требований, которые предъявляются или могут быть предъявлены учреждению дополнительного образования детей любыми социальными субъектами. Социальный заказ, реализуемый образовательным учреждением через систему дополнительного образования, складывается из нескольких составляющих: федеральный компонент; региональный компонент; муниципальный компонент. Социальный заказ федерального уровня отражен в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где сказано, что дополнительное образование обеспечивает «..адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности»2. Региональный компонент социального заказа регулируется на областном уровне и предполагает участие в областных проектах, соревнованиях, выставках и конкурсах. Муниципальный компонент предполагает проекцию государственных требований к дополнительному образованию на уровне образовательного учреждения, города и района. Муниципальный компонент реализуется через участие в городских и районных мероприятиях, конкурсах, спортивных состязаниях, позволяющих реализовать личностный потенциал участников объединений дополнительного образования. 1.4. Режим работы объединений дополнительного образования Функционирование системы дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 организовано в течение всей учебной недели. Дополнительное образование в МАОУ СОШ №10 осуществляется в соответствии с годовым календарным графиком, а также расписанием занятий объединений дополнительного образования, утвержденным директором МАОУ СОШ №10. Занятия в объединениях дополнительного образования проводятся в течение всего учебного года. В каникулярное время занятия проводятся по мере востребованности педагогом и членами объединения дополнительного образования в рамках подготовки к конкурсам, выставкам, спортивным соревнованиям. Согласно годовому календарному графику продолжительность учебного года для объединений дополнительного образования составляет 34 недели на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования. При условии работы объединения дополнительного образования в каникулярное время продолжительность учебного года может составлять 35 - 36 недель. Режим работы образовательного учреждения: пятидневная учебная неделя, ежедневно с 8 00 часов до 18 00 часов. Объединения дополнительного образования начинают работу после окончания основных учебных занятий. По мере необходимости занятия в объединениях дополнительного образования могут проходить и в субботу. Объединения дополнительного образования, включенные в систему внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО, отражены в нелинейном расписании учебных занятий и начинают работу согласно утвержденному директором расписанию учебных занятий. 1.5. Кадровое обеспечение выполнения образовательной программы дополнительного образования Кадровая политика в сфере дополнительного образования МАОУ СОШ №10 заключается в создании системы кадровой подготовки специалистов дополнительного образования различных направлений деятельности, в координации деятельности по определению образовательных потребностей педагогов, в разработке новых программ и в апробации различных форм обучения. Сводная таблица данных о педагогических работниках, осуществляющих деятельность объединений дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 (2022-2023 уч. год) Численность Общая численность педагогических работников, осуществляющих деятельность объединений дополнительного образования Квалификация Имеют квалификационные категории: высшую Всего 10 Всего 1 % от общего числа педагогических работников МАОУ СОШ №10 26% % от числа педагогов, осуществляющих деятельность ДО 10% - первую соответствие занимаемой должности 2 2 Всего Образование 20% 20% % от числа педагогов, осуществляющих деятельность ДО Высшее из них: высшее педагогическое 10 71% Среднее профессиональное из них: педагогическое 4 29% Кадровая подготовка специалистов дополнительного образования в рамках образовательного учреждения осуществляется через разнообразные методические формы (Таблица №1): - тематические педагогические советы; - теоретические и практические семинары; - деловые игры; - персональные выставки; - смотры – конкурсы; - творческие отчеты. Информационно - методическая деятельность направлена на повышение профессионализма, творческого потенциала, педагогической культуры, а также на оказание методической помощи. Таблица №1 Схема информационно – методической деятельности в рамках дополнительного образования в МАОУ СОШ №10, Педагогические советы Дополнительная профессиональная подготовка Совещания Прохождение процедуры аттестации Обучение в ВУЗах Внешняя среда Внутренняя среда Консультации (групповые, индивидуальные) Семинары, конференции, мастер-классы Курсы повышения квалификации Обеспеченность дополнительного образования квалифицированными педагогическими кадрами 100%, что позволяет в полном объеме реализовывать образовательную программу дополнительного образования МАОУ СОШ №10. Общее руководство информационно – методической деятельностью в рамках дополнительного образования осуществляется заместителем директора. 1.6. Характеристика состава объединений дополнительного образования Анализ статистических данных контингента участников объединений дополнительного образования позволяет утверждать, что объединения дополнительного образования стабильно посещает до 80% обучающихся от общего числа обучающихся образовательного учреждения. Услугами дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 пользуются обучающиеся в возрасте от 6,5 до 18 лет. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях дополнительного образования. В рамках объединений дополнительного образования функционирует до 12 групп (количество групп варьируется, так как каждый обучающийся может в течение года переходить из одного объединения в другое). Наполняемость групп зависит от года обучения и устанавливается в следующем, примерном, количестве (численность обучающихся может варьироваться в зависимости от востребованности объединения): -1 и 2 год обучения: 8-12 человек; -3 год обучения: 8 – 10 человек; -4 год обучения: не менее 6 человек. В группе могут обучаться дети разного возраста. Занятия в объединениях дополнительного образования могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом. В работе объединений дополнительного образования при наличии условий и с согласия руководителя могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися и их родители (законные представители) без включения в основной состав. 1.7. Планируемые результаты дополнительного образования освоения образовательной программы Ожидаемым результатом освоения образовательной программы дополнительного образования является высокий уровень интеллектуального, художественно – эстетического, нравственного развития обучающихся, сформированность культуры здорового и безопасного образа жизни, овладение практическими знаниями и способами продуктивной деятельности, профессиональная ориентация обучающихся. Реализация образовательной программы дополнительного образования предполагает достижение обучающимся личностных, метапредметных и предметных результатов . По Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения обязаны обеспечить оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение результатов образования, соответствующих образовательному стандарту. Сегодня в системе дополнительного образования детей одной из актуальных проблем становится создание условий, в которых обучающиеся смогут достигать метапредметных и личностных образовательных результатов. При этом, личностные результаты, которые проявляются в: 1. Соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; 2. Участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; 3. Инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 4. Готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования; 5. Ценностно-смысловых установках обучающихся: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования, метапредметные результаты освоения дополнительной образовательной программы должны отражать: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8. Смысловое чтение; 9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Предметные результаты представляют собой три группы: 1.Сформированный навык деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета. 2. Умение преобразовывать и применять новое знание в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей. 3. Формирование научного типа мышления, применение знаний и умений в учебной деятельности и речевой практике. 2. Аналитическое обоснование программы Дополнительное образование в МАОУ СОШ №10 является одной из составляющих образовательного процесса, которая направлена на формирование информационного пространства образовательного учреждения, осуществление обеспечения системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде, участием родителей в процессе воспитания (доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовно-нравственного становления). Данные аспекты отражены и реализуются посредством образовательной программы дополнительного образования. Анализируя дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в рамках дополнительного образования в МАОУ СОШ №10, и отслеживая результаты, достигнутые обучающимися на конкурсах, выставках, соревнованиях, можно сделать вывод, что большинство объединений дополнительного образования в образовательном процессе предполагают два уровня реализации программ: - на первом уровне определяются образовательные цели и параметры, такие как: результат образовательного процесса, итоговый «продукт» обучающегося, уровни усвоения опыта, мотивация, и в соответствии с ними педагог выявляет содержание, модель, формы и методы работы; - на втором уровне педагог определяет содержание деятельности своего объединения как получение суммы знаний по ряду разделов данного вида деятельности, как формирование суммы определенных умений и навыков. Цель образовательного процесса на данных уровнях – дать знания, умения, навыки, организовать досуг, развлечь. В результате педагог получает репродуктивный продукт (модель по образцу). Однако современное образование нацелено на тенденцию развития у детей познавательных, эвристических способностей, меняется цель образовательного процесса – научить получать знания самостоятельно, развивать способности каждого ребенка. Это говорит о том, что наметился переход на третий уровень – исследовательский, на котором вырабатывается субъективно новый продукт. Данная тенденция связана с повышением общего уровня компетентности педагогического коллектива, которое происходит в результате методической работы, построения системы мотивации педагогов, разработки педагогами программ по второму и последующим годам обучения. Результатом частичного перехода на третий исследовательский уровень стало увеличение числа обучающихся, участвующих в соревнованиях, конкурсах, выставках районного, областного, всероссийского уровней, рост призовых мест на всех уровнях, увеличение числа обучающихся, осваивающих программы второго и последующих лет обучения. Для повышения мотивации обучающихся к освоению программ дополнительного образования продумана работа с подростками, где мероприятия необходимо планировать с учетом возрастных особенностей детей (желание общаться, чувствовать себя равным среди взрослых и сверстников, стремление к самостоятельности и т.д.). Актуальность реализации образовательной программы дополнительного образования подтверждает и работа с проектами, где ребенок может быть в роли генератора идей, участником реализации, способен увидеть конечный продукт своей деятельности, кроме того, сам принцип командной работы предполагает субъект-субъектные отношения между педагогом и обучающимся. Анализируя систему дополнительного образования в МАОУ СОШ №10, можно гарантировать использование воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у обучающихся: - гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; - представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей; - трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности; - экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью; - эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; - организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности, навыков здорового образа жизни. Реализация дополнительных общеобразовательных программ гарантирует также организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, правилами этикета; формирование у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме; атмосферы терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося. 3.Содержание образовательного процесса 3.1.Годовой учебный график Организация образовательного процесса в рамках объединений дополнительного образования регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком, расписанием занятий. Продолжительность учебного года. Продолжительность учебного года – 34 недели (при условии занятий в каникулярное время продолжительность учебного года может составлять 36 недель). Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 24 мая. Продолжительность каникул. -осенние каникулы - 7- 9 дней; -зимние каникулы - 14 - 16 дней; -весенние каникулы - 9 дней. В каникулярные дни общий режим работы образовательного учреждения регламентируется приказом директора, в котором устанавливается особый график работы. Регламентирование образовательного процесса на неделю Продолжительность учебной недели: 5-ти дневная (с использованием суббот по мере необходимости – 6-ти дневная). Регламентирование образовательного процесса на день Занятия в объединениях дополнительного образования организуются в одну смену. Занятия в объединениях дополнительного образования организуются после основных учебных занятий, не ранее чем через 40 минут после окончания учебных занятий, или в рамках нелинейного расписания ФГОС НОО и ФГОС ООО. Продолжительность занятий 40 - 45 минут (академический час), 1 час, 2 часа. 3.2. Учебный план Пояснительная записка Учебный план дополнительного образования составлен на основании и в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27.08.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам), СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»). Дополнительное образование в МАОУ СОШ№10 логично включено в образовательный процесс и совместно с основным образованием составляет целостную образовательную систему, строящуюся, прежде всего с учётом интересов обучающихся и запросов семьи, а также возможностей образовательного учреждения. Спектром предоставляемых образовательных услуг в рамках дополнительного образования создаётся вариативный уровень образования, позволяющий индивидуализировать образовательный путь обучающихся различных возрастных групп, реализуя их творческий потенциал, социальные запросы и устремления, естественную потребность в самоопределении. Каждая направленность дополнительного образования в зависимости от местных условий, материально-технической оснащённости, научно-методической и кадровой обеспеченности представлена набором соответствующих дополнительных общеобразовательных программ. Реализуемые дополнительные общеобразовательные программы рассмотрены на методическом совете, согласованы с заместителем директора по ВР, утверждены приказом директора образовательного учреждения. Набор дополнительных общеобразовательных программ позволяет обеспечить полноту образовательного процесса обучающихся различных возрастных групп, создавая содержательную и технологическую преемственность этапов обучения. Данный учебный план составлен с учётом условий функционирования и реальных возможностей образовательного учреждения. Планом определены: перечень дополнительных общеобразовательных программ по направлениям; годовая и недельная учебная нагрузка по каждой группе детей; недельная часовая нагрузка педагога дополнительного образования. Цель учебного плана отражает современную направленность дополнительного образования – развитие творческих способностей обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в труде и подготовки к свободному осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Для реализации этой цели важно решить следующие задачи: создать условия для развития личности каждого ребёнка, раскрытия его способностей к творчеству; создать индивидуально-ориентированный подход к развитию личности, удовлетворяющий её духовно-нравственные, интеллектуальные, физические потребности; помочь развить способность личности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию через стимулирование творческой активности; обеспечить взаимное сотрудничество педагога дополнительного образования и обучающихся, а также их родителей (законных представителей); создать творческую атмосферу и установить контакт с каждым учащимся. Набор учащихся в объединения дополнительного образования проводится с учётом их склонности к технике, спортивно - техническому моделированию, конструированию, художественно - эстетическому и прикладному творчеству. При комплектовании групп с обучающимися проводится собеседование, чтобы помочь в выборе вида деятельности в рамках освоения дополнительного образования. В учебном плане представлено несколько направленностей дополнительных общеобразовательных программ. Направленности дополнительных общеобразовательных программ. 1.Техническая направленность. Цель направленности: развитие потребности обучающихся в получении знаний в области информационных технологий. Задачи направленности: формировать представления об основных правилах и методах реализации решения задач на компьютере, развивать логического мышления, повышать интеллектуальный уровень обучающихся. 2. Художественная направленность. Цель направленности: развитие потребности обучающихся в получении знаний в области искусства, эстетического воспитания, народного прикладного творчества. Задачи направления: формировать творческую личность с активной творческой позицией, способную к самообразованию, изучать музыкальное творчество родного края, расширять свой кругозор. 3.Физкультурно – спортивная направленность. Цель направленности: формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства. Задачи направленности: воспитывать морально-волевые качества, формировать систему ценностей с приоритетом жизни и здоровья, совершенствовать спортивное мастерство, обеспечить доступность и равные возможности получения детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и детьми «группы риска» дополнительного образования. 4.Естественно-научная направленность. Целью развития дополнительного естественно-научного образования детей является: - систематическое изучение и познание основ естественных наук и отдельных, наиболее общих законов природы - создание условий для достижения этой образовательной сферой уровня, соответствующего современным запросам общества - подготовка специалистов в области естественных наук для ряда отраслей народного хозяйства, науки и просвещения В число задач естественно-научных дополнительных общеобразовательных программ входит комплексное изучение и сохранение природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта, воспитание у учащихся ценностного и заинтересованнопознавательного отношения к природному и культурному окружению. 5. Социально-гуманитарная направленность Основной целью работы социально-гуманитарной направленности дополнительного образования детей является развитие мотивации личности к познанию и творчеству через реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Задачи социально-гуманитарной: создание условий для выявления и развития детей с высокой мотивацией к обучению; обеспечение доступности и равных возможностей получения детьмиинвалидами, детьми с ОВЗ и детьми «группы риска» дополнительного образования; создание условий для развития кадрового потенциала; вовлечение родителей в воспитательную работу учреждения; развитие системы оценки качества образования через информационную открытость учреждения. 6. Исследовательская Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, целью которой является образовательный результат, направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления, обучение основам научного подхода к исследованию. Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Задачами учебно-исследовательской деятельности являются: - развитие навыков самостоятельного добывания знаний; - овладение методами исследования; - развитие критического мышления (эвристического, исследовательского); - развитие общетехнических и технологических знаний и умений (навыков проектирования этапов деятельности, анализа полученной информации, применения научных знаний в процессе исследования); - развитие исследовательской позиции (авторская, творческая позиция при выполнении исследования; потребность в поиске новой, ранее неизведанной информации); - формирование навыков разработки, реализации и презентации обучающимися результатов индивидуальной учебно-исследовательской работы; - развитие способности строить эффективные коммуникации для достижения результата. Сроки реализации программ дополнительного образования от 1 до 3 и более лет обучения. Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в рамках образовательного учреждения, занятия в объединениях дополнительного образования организуются после основных учебных занятий. Распределение часов в объединениях дополнительного образования составляет от 40 минут и 1 часа в неделю (два раза по 1 часу) и 2 часа в неделю (два раза по 2 часа). В процессе реализации программ дополнительного образования предполагается достижение определенных общих результатов обучения (по каждому объединению такие ожидаемые результаты прописываются педагогом индивидуально в дополнительной общеобразовательной программе). Для отслеживания результатов деятельности обучающихся в объединениях дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование и другие мероприятия аттестационного контроля, проводимые с целью выявления исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня усвоения теоретических знаний, развития практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеобразовательных программ. Одним из основных показателей работы является участие объединения дополнительного образования в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, конференциях, выставках, фестивалях. Список используемой литературы, методических пособий, познавательной литературы для обучающихся, материалы и инструменты, используемые в ходе осуществления образовательной деятельности, прописываются педагогом в каждой дополнительной общеобразовательной программе. 3.2. Учебный план на 2023 – 2024 уч. год Учебный план дополнительного образования составлен на основании и в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27.08.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам), СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» Учебный план дополнительного образования МАОУ СОШ №10 на 2023 – 2024 уч. год разработан на основе учета интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Учебный план отражает также цели и задачи образования и воспитания в МАОУ СОШ №10, направленные на развитие индивидуальных возможностей и способностей обучающихся. Представленный вариант учебного плана ориентирован на решение следующих задач: 1. С учётом особенностей контингента учащихся, их потребности в формировании услуг дополнительного образования школы определяются задачи дополнительного образования в: повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для учащихся, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации; обновление содержания дополнительного образования в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества; организация полноценного использования свободного времени для духовного и творческого развития личности детей и взрослых; формирование устойчивой мотивации для нравственного совершенствования личности учащихся; выравнивание стартовых возможностей развития личности ребенка; развитие материально-технической базы школы для занятий учащихся в объединениях дополнительного образования; моделирование целостного воспитательного комплекса образовательных услуг, как на платной основе, так и за счет бюджетных средств. 2. С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования: на уровне начального общего образования: выявление способностей, создание условий для последующего выбора услуги дополнительного образования; создание условий для самореализации; на уровне основного общего образования: формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности; создание условий для самореализации и начальной профессиональной ориентации школьников; на уровне среднего общего образования: достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации. Главная цель образования в целом - формирование и развитие нравственной, самостоятельной, творческой и физически здоровой личности, свободно адаптирующейся в современном обществе и преумножающей культурное наследие страны. Одним из условий достижения данной цели является интеграция основного и дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные программы и услуги реализуются в интересах личности, общества и государства. Дополнительное образование - это сфера деятельности, которая даёт возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость и многое другое. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого обучающегося, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в 2023 -2024 уч. году в процесс дополнительного образования дополнительных общеобразовательных программ, имеющих техническую, художественную, естественно-научную, социально-гуманитарную и исследовательскую направленность, и внедрения современных методов и приемов обучения. Дополнительное образование, реализуемое в стенах образовательного учреждения, благотворно воздействует на образовательный процесс. Анализируя, дополнительное образование выявлено, что дополнительные общеобразовательные программы: углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам; делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся; стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников; повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие обучающихся в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социальнопсихологического климата в ней. Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику "ситуацию успеха"; содействовать самореализации личности ребенка и педагога. На занятиях творческих объединений художественной направленности происходит развитие коммуникативных качеств, формирование художественно-творческих способностей, творческого мышления (ассоциативно-образного, художественного), приобщение к духовному богатству, воспитание эмоционально-творческого отношения к действительности. Одной из важнейших задач объединений физкультурно-спортивной направленности является развитие у детей их природных задатков, возможностей, способностей. Целесообразность работы этого направления продиктована снижением двигательной активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей. Данные программы призваны сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках технической направленности предлагаются программы дополнительного образования, охватывающие научно-технические предметы, предполагающие расширение или углубление материала программ общеобразовательных предметов, создаются условия для разнообразной индивидуальной, практической, экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности в области научно-технического творчества. Программы Исследовательской направленности это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Программы социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на: - расширение системы представлений и знаний в области гуманитарных наук; - развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире; - развитие «универсальных» компетенций (критическое мышление, креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др.); - развитие функциональной грамотности (базовые умения действовать в типовых жизненных ситуациях, в меняющихся социально-экономических условиях (финансовая, правовая, информационная и др.)); - развитие личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (ответственность, инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию, саморегулирование, эмпатийность, мотивации достижений и др.); - развитие личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на группу профессий «человек – человек»). Содержание естественно-научной направленности в дополнительном образовании детей включает в себя: формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования. Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста обучающихся, продолжительности освоения данной программы, как правило, от 40 минут до 4 часов в неделю. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом загруженности кабинетов, пожеланий родителей и обучающихся по принципу 5-дневной рабочей недели (с возможностью вынесения занятий на субботу). По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы объединений дополнительного образования проводятся открытые занятия, отчетные концерты, конкурсы, соревнования, праздники. Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с администрацией, а также с планом работы ШМО педагогов дополнительного образования. Техническая Робототехника Робототехника Arduino Создание компьютерных игр в среде Scratch Мастерская 3D ручки Фотопиксель ДЕТалька Квадрокоптер Основы программирования на Python Моделирование 3D ручкой Корабль мастеров Домисолька Художественная Физкультурно спортивная Естественнонаучная – Вдохновение Акварелька и карандаши Шахматы Весёлая ритмика 1 68 Количество групп Количество недельных часов Название объединения Количество годовых часов Направленность Год обучения Учебный план на 2023 – 2024 уч. год 2 3 1 1 68 68 2 2 2 1 1 1 1 1 1 68 68 68 34 102 2 2 2 1 3 2 1 3 1 1 1 1 1 34 136 34 1 4 1 7 5 2 1 1 1 34 34 68 1 1 2 1 6 2 1 1 34 34 1 1 3 1 Путешествие по планетам 4. Управление реализацией образовательной программы дополнительного образования 4.1. Организационно-педагогическая деятельность. Организационно-педагогическая деятельность обеспечивает решение, в рамках дополнительного образования, следующих задач: - перспективное и ситуативное планирование образовательной деятельности. - обеспечение качественного образовательного процесса; - повышение профессионального мастерства педагога; - развитие творческого потенциала педагога; -формирование нового педагогического мышления через самоанализ, рефлексивную и проектную практику. Работа с кадрами осуществляется администрацией образовательного учреждения согласно четкому распределению должностных обязанностей, в соответствии с квалификационными характеристиками работников дополнительного образования. Совместно с педагогами формируется учебный план, в соответствии с которым распределяется учебная нагрузка. Одним из аспектов организационно – педагогической деятельности является взаимодействие с семьей и обществом. В рамках реализации образовательной программы дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 используются следующие формы взаимодействия с семьей и общественностью. Формы взаимодействия с семьёй: - создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе; - проведение педагогами индивидуальных и групповых консультаций для родителей (законных представителей); - привлечение родителей (законных представителей) к участию в праздничных мероприятиях, соревнованиях; - анкетирование родителей с целью выявления уровня удовлетворенности и востребованности объединений дополнительного образования. Формы взаимодействия с общественностью: - организация и проведение совместных мероприятий с ДК «Металлург»; - участие в конкурсах и выставках, организуемых ЦВР, экологическим клубом «Ровесник», краеведческим музеем г.Реж и другими общественными организациями; - освещение результатов работы объединений дополнительного образования в прессе, газеты: «Новости Режа», «Режевская весть» и других средствах массовой информации. Современный уровень подхода к уровню образования предусматривает определение его эффективности, поэтому основной акцент организационно-педагогической деятельности сделан на мониторинг достижений обучающихся. Целью мониторинга является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень. Мониторинг представляет собой сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 на основании определенных показателей ее функционирования для определения тенденций развития системы образования, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного дополнительного образования. Основные критерии мониторинга обучающихся: Индивидуальные достижения обучающихся (в рамках объединения); Результаты участия в мероприятиях разного уровня; Стабильность образовательных интересов обучающегося (частота смены объединений/сохранность контингента); Широта образовательных интересов обучающегося (востребованность объединений дополнительного образования); Педагогами отслеживаются 3 группы достижений учащихся. 1.Учебные достижения: Диагностическая карта освоения образовательной программы Анкетирование, тестирование для определения уровня знаний, умений, навыков в соответствии с образовательной программой (разрабатываются педагогами в соответствии с образовательной программой). 2. Личностные достижения: Диагностическая карта развития личностных качеств учащихся; Уровень практической реализации творческих достижений детей. Заполнение данных о результатах участия в различных конкурсах, выставках, мероприятиях. 3.Социально-педагогические достижения: Динамика уровня воспитанности учащихся (диагностическая карта). Для получения объективной картины реализации образовательной программы дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 осуществляется также мониторинг педагогической деятельности. Цель мониторинга: фиксирование результатов педагогической деятельности. Составляющие педагогического мониторинга. Повышение квалификации. Наиболее значимые награды, грамоты, благодарственные письма. Дипломы различных конкурсов. Тема самообразования, отчёты по теме самообразования. Доклады на семинарах, конференциях, педагогических советах, заседаниях творческих групп. Перечень публикаций. Материалы с результатами отслеживания: -учебных достижений учащихся; -личностных достижений учащихся; -социально-педагогических достижений учащихся. Сценарии праздников, викторин, конкурсов и т.д.; Список мероприятий, реализуемых образовательным учреждением, форма участия в них. Организационно-педагогическая деятельность направлена на оказание качественных образовательных услуг в рамках дополнительного образования. 4.2. Информационно – образовательные ресурсы Реализация образовательной программы дополнительного образования обеспечивается информационно – образовательными ресурсами: -библиотечный фонд: *художественная; *справочно-энциклопедическая; * научно-методическая; *учебная; *периодические издания; -интернет - провайдера компании «Ростелеком»; -методическая литература по профилю у каждого педагога (Приложение 1); -альтернативные источники информации на различных цифровых носителях. Банк информационных ресурсов периодически пополняется. 4.3. Материально – техническое обеспечение № п/п Наименование образовательной программы 1 Материально-техническое обеспечение 1. Кабинет: «Зона формирования цифровых и гуманитарных компетенций» центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Кабинеты музыки и ИЗО. Спортивный зал. Дополнительные образовательные программы 2. Канцлерские принадлежности (бумага, ручки, маркеры для доски, цветные карандаши, фломастеры); 3. телекоммуникационное оборудование; 4. интерактивный комплекс; 5. вычислительный блок интерактивного комплекса; 6. рабочее место педагога: стол, стул, компьютер, программное обеспечение; 7. рабочие места (парта двухместная, стул); 8. система хранения (шкаф) 9. использование собственного презентативного материала, видеороликов 10. Ноутбуки, музыкальный центр, микрофон, наушники, колонки, фортепиано, шумовые музыкальные инструменты 11. Наборы конструкторов и приборов для моделирования. 12. Инструменты для творчества: паяльники, клеевые пистолеты, стержни для клеевых пистолетов и прочие материалы для творчества. 13. телескоп, бинокль, фотоаппарат; 14. глобусы (Земли, Луны, звёздного неба); 15. настенная карта звёздного неба; плакат «Строение Солнечной системы»; 16. модели планет Солнечной системы; образцы метеоритов; 17. астрономические приборы: теллурий, модель небесной сферы, секстант; 18. лазерная указка, лупа, фонарик, призма, компас, термометры и т.д. 4.4. Календарный учебный график. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» имени Героя Российской Федерации Дмитрия Леонидовича Рычкова для ООП НОО (1-4 классы) 1. Продолжительность учебного года Начало 2023-2024 учебного года – 1 сентября 2023 г. Окончание 2023-2024 учебного года – 24 мая 2024 г. Уровни Количество учебных недель Начальное общее образование 1 классы 33 недели 2, 3, 4 классы 34 недели 2. Регламентирование образовательного процесса на неделю Продолжительность рабочей недели: 5-ти дневная рабочая неделя 3. Регламентирование образовательного процесса на учебный год Учебный год делится на четверти Дата Продолжительность начала четверти окончания четверти (количество учебных недель) 01.09.2023 г. 27.10.2023 г. 8 недель 1 день I четверть 07.11.2023 г. 30.12.2023 г. 8 недель II четверть III четверть 1 09.01.2024 г. классы *доп. каникулы III четверть 2-4 09.01.2024 г. классы 03.04.2024 г. IV четверть 22.03.2024 г. 10 недель 2 дня 22.03.2024 г. 11 недель 26.05.2024 г. 7 недель 2 дня - продолжительность каникул Дата начала каникул Продолжит ельность в днях 10 дней осенние 28.10.2023 г. окончания каникул 06.11.2023 г. зимние 31.12.2023 г. 08.01.2024 г. 9 дней дополнительные 1 кл. весенние 17.02.2024 г. 23.03.2024 г. 25.02.2024 г. 02.04.2024 г. 9 дней 11 дней летние 27.05.2024 г. 31.08.2024 г. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» имени Героя Российской Федерации Дмитрия Леонидовича Рычкова для ООП ООО (5-9 классы) 1. Продолжительность учебного года Начало 2023-2024 учебного года – 01 сентября 2023 г. Окончание 2023-2024 учебного года – 24 мая 2024 г. Уровни Количество учебных недель Основное общее образование 5 класс 34 недели 6-8 классы 34 недели 9 классы 34 недели 2. Регламентирование образовательного процесса на неделю Продолжительность рабочей недели: 5-ти дневная рабочая неделя в 5-9 классах 3. Регламентирование образовательного процесса на учебный год Учебный год делится - в 5-9 классах на четверти Дата Продолжительность начала четверти окончания четверти (количество учебных недель) 01.09.2023 г. 27.10.2023 г. 8 недель 1 день I четверть II четверть III четверть IV четверть 07.11.2023 г. 09.01.2024 г. 03.04.2024 г. 30.12.2023 г. 22.03.2024 г. 26.05.2024 г. 8 недель 10 недель 2 дня 7 недель 2 дня - продолжительность каникул осенние зимние весенние летние Дата начала каникул окончания каникул 28.10.2023 г. 06.11.2023 г. 08.01.2024 г. 31.12.2023 г. 23.03.2024 г. 02.04.2024 г. 27.05.2024 г. 31.08.2024 г. Продолжительность в днях 10 дней 9 дней 11 дней Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» имени Героя Российской Федерации Дмитрия Леонидовича Рычкова для ФГОС (10-11 класс) 4. Продолжительность учебного года Начало 2023-2024 учебного года – 01 сентября 2023 г. Окончание 2023-2024 учебного года – 24 мая 2023 г. Уровни Количество учебных недель Среднее общее образование 10 класс 34 недели 11 класс 34 недели 5. Регламентирование образовательного процесса на неделю Продолжительность рабочей недели: 5-ти дневная рабочая неделя 6. Регламентирование образовательного процесса на учебный год Учебный год делится на полугодия Дата Продолжительность (количество учебных начала окончания недель) полугодия полугодия 01.09.2023 г. 30.12.2023 г. 16 недель 1 день I полугодие 09.01.2024 г. 26.05.2024 г. 18 недель 2 дня II полугодие - продолжительность каникул осенние зимние весенние летние Дата начала каникул окончания каникул 28.10.2023 г. 06.11.2023 г. 08.01.2024 г. 31.12.2023 г. 23.03.2024 г. 02.04.2024 г. 27.05.2024 г. 31.08.2024 г. Продолжительность в днях 10 дней 9 дней 11 дней Заключение Определив цели и задачи на период 2023 – 2024 гг. проведем краткий анализ перспектив реализации данной образовательной программы: изучение и формирование социального заказа на образование, механизмов формирования заказа, рекламы деятельности, разработка предложения и т.д., что в свою очередь позволит реализовать ожидаемые результаты освоения обучаемыми образовательных программ дополнительного образования; улучшение материально-технической базы образовательной организации для осуществления качественной реализации программ дополнительного образования за счет реализации программ дополнительного образования, сертифицированных по ПФДОД; методическое сопровождение педагогов по вопросам организации дополнительного образования в школе, интеграции общего и дополнительного образования: методические объединения, практикумы, мастер-классы; развитие мотивации личности к познанию и творчеству средствами многопрофильного направления и реализацией образовательных программ;; - расширение спектра образовательных программ дополнительного образования для учащихся среднего и старшего возраста и интеграция общего и дополнительного образования; - эффективная структурно-функциональная модель взаимодействия с родителями; - совершенствование системы повышения профессиональной квалификации педагогических кадров; - расширение участия школы в развитии социокультурного пространства города Реж; .- установление социального партнёрства с учреждениями; - расширение и установление контактов со средствами массовой коммуникации и общественными организациями; При реализации программы необходимо предусмотреть следующие риски: 1. риск ограниченности ресурсов: кадровых, материальных, финансовых, временных; 2. риск неподготовленности части сотрудников к изменениям в процессе инноваций; 3. недостаточная квалификация (знаний и умений) у педагогов; 4. риск несоответствия предлагаемых образовательных программ дополнительного образования социальному запросу; 5. риск снижения числа обучающихся в объединениях дополнительного образования. Приложение 1. Обеспечение образовательной деятельности учебными и учебно-методическими изданиями № п/п . Наименование образовательной программы 1 Дополнительные общеобразовательные программы технической направленности Автор, название, год издания учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса Белухин Д.А., «Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах», учеб. Пособие.- М.: МПСИ, 2006. 2. Большаков В. П., «Основы 3D моделирования» В.П.Большаков, А.Л.Бочков. – СПб.:Питер.2013. 3. Путина Е.А., Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность «Дополнительное образование и воспитание» №6(152)2012. 4. Сергеев И.С., Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005. - 80 с. 5. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / Л. А. Венгер. — М.: Академия, 2009. —230 с. 6. ДавидчукА.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. — 118 с. 7. КомароваЛ. Г.Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2001. 8. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный pecypc]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-P, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей.- Режим доступа: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/4429. 9. Корягин, А.В. Образовательная робототехника (Lego WEDO). Сборник методических рекомендаций и практикумов./ А.В. Корягин. — М.: ДМКПpecc, 2016. - 254 с.: ил. 10. О комплексной программе «Уральская инженерная школа» [Электронный pecypc]: указ губернатора Свердловской области № 453-УГ от 6 октября 2014 г.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/422448790. 11. Роботы и робототехника. [Электронный pecypc].- Режим доступа: http://www.prorobot.ru/ 1. 2 Дополнительные общеобразовательные программы художественной направленности Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения. 3. Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей» 3. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г. 4. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г. 5. Струве Г. «Школьный хор М.1981г. 6. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей». 7. Петелина Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта».1990 8. БраиловскаяЛ.В.,«Красивыевещи»-РнД.,АРТ-дизайн,2004. 9. БычковаЕ.Р.,«Картинысвоимируками»-М.:Полиграфиздат,2008 10. ГибсонР.,«Поделки»-М.:Росмэн,1996 11. 12. Губасова А.М.,«Рукоделие вначальных классах. Пособие для учителя.» -М.,Просвещение,1984 12. Гусакова М.А.,«Аппликация»- М.: Просвещение, 1982ДедуникВ.П.,«Орнамент»М.:Малыш1986 13. ЕрзенковаН.В.,«Свой дом украшу я сама»- CП6:Лейла,1995 14. ЖиганинаВ.С.,«Украшенияизкожи»-CП6:Коронапринт,1999 15. ЗайцеваА.А.,«Поделкистиснениемпобумаге»-М.:Эксмо,2009 16. МельниковаЛ.В., Фридман Т.В., ОсиповаЛ.В., «Методика трудового обучения»М.,Просвещение,1971 17. Новые исследованияв психологиии возрастной физиологии.- М.: Педагогика,1991 18. ПеревертеньГ.И., «Самоделкииз разных материалов»- М.: Просвещение,1985 19. ПлюхинВ.У.,«Творчество у истоков гражданствености»- М.:Просвещение, 1981 1. 2. 3 4. Дополнительные общеобразовательные программы физкультурноспортивной направленности Дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности Воронкова В.В. «Программы 1-4 классов», Просвящение 2019г. Колодницкий Г.А. «Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры»: метод. пособие. - Москва, Дрофа, 2020 г. 3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. «Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе». - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019 г. 4. Чизбру М., «Йога для ваших детей». – Попурри, 2018г. 5. Чен Э., «Метод «сиамских близнецов» при обучении детей с двигательными расстройствами». – Инкам, 2005г 6. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с. 7. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с. 8. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. 9. Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с. 10. Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с. 11. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с. 1. Перельман Я.И. П27 Занимательная астрономия. – Переизд. – Е.: «Тезис»,1994. – 228 с. 2. П.И.Бакулин, Э.В.Кононович, В.И.Мороз «Курс общей астрономии» 1. издательство «Наука» 1974г. 2. М.Д.Аксенова «Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия» М:Аванта+,1997г. 3. Современные педагогические и информационные технологии в системе 4. образования: Учебное пособие / Е. С. Полат ,М. Ю. Бухаркина, — М.: 5. Издательский центр «Академия», 2007.\ 6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших 7. школьников. –– Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. 8. 6. Роза Мария Рос. Музыка сфер. Астрономия и математика. / Пер. с исп. – М.:Де Агостини, 2014. – 176 с. 9. 7. Большая серия знаний. Вселенная/Коллектив авторов. – М.: ООО «ТД 10. «Издательство Мир книги». «Русское энциклопедическое товарищество», 11. 2006. – 128 с.: илл. 1. 2. 12. 8. Алексей Архипович Леонов, выхожу в открытый космос. – Издательство 13. «Малыш», 1980г. – 79 с. 14. 9. Б.А. Воронцов-Вельяминов, Сборник задач и упражнений по астрономии 15. – М.: Государственное издательство физико-математической литературы. 1963г. -291 с.