Образовательная программа дополнительного образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №10» имени Героя Российской
Федерации Дмитрия Леонидовича Рычкова
на 2023-2024 уч. год

г. Реж
2023 г.

Содержание
1.Пояснительная записка ……………………………………………………………… 3-9
1.1.Концептуальная модель дополнительного образования в МАОУ СОШ №10
1.2.Миссия, цели и задачи дополнительного образования МАОУ СОШ №10
1.3.Социальный заказ
1.4.Режим работы объединений дополнительного образования
1.5.Кадровое обеспечение выполнения образовательной программы
дополнительного образования
1.6.Характеристика состава объединений дополнительного образования
1.7.Планируемые результаты освоения образовательной программы
дополнительного образования
2.Аналитическое обоснование программы…………………………………………10-11
3.Содержание образовательного процесса………………………………………..... 11- 18
3.1.Годовой учебный график
3.2.Учебный план
4.Управление реализацией образовательной программы дополнительного
образования………………………………………………………………………….... 18 - 24
4.1.Организационно – педагогическая деятельность
4.2. Информационно – образовательные
4.3 Материально – техническое обеспечение. Ресурсы
4.4. Календарный учебный график
5. Заключение………………………………………………………………………….25 - 25
Приложение 1…………………………………………………………………………..26 - 30

1. Пояснительная записка
1.1. Концептуальная модель дополнительного образования в МАОУ СОШ №10
Дополнительное образование в Муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении «Средняя общеобразовательная школа№10» имени Героя Российской Федерации
Дмитрия Леонидовича Рычкова осуществляется в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам (Приказ Министерства и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
27.08.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам), СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4
июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»). Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Письмо Министерства образования
и
науки
РФ
от
18.11.2015г.
№ 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания" ( раздел 6 ) «Гигиенические нормативы по устройству
содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»
Дополнительное образование, согласно Федеральному закону «Об образовании в
Российской Федерации» направлено на «…всестороннее удовлетворение образовательных
потребностей человека в интеллектуальном, духовно – нравственном, физическом <…>
совершенствовании…»1.
Дополнительное образование создается с целью формирования единого пространства
школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в
разнообразных развивающих средах.
Дополнительное образование в МАОУ СОШ №10 является обязательным,
взаимодополняющим компонентом базового образования.
Дополнительное образование реализуется на принципах природосообразности,
гуманизма, демократии, творческого развития личности.
Дополнительное образование в МАОУ СОШ №10 регламентируется информационнометодической, учебной, научно-педагогической деятельностью.
1. Информационно-методическая деятельность:
-обеспечение дополнительного образования педагогами соответствующего профиля;
-создание условий для разработки и внедрения различных программ по профилю
(разноуровневых, интегрированных, авторских и пр.), анализ качества этих программ;
-координация взаимодействия с Дворцом молодежи г.Екатеринбурга, районным Центром
внешкольной работы, Дворцом культуры «Металлург», библиотекой «Гавань» в сфере единого
информационного обеспечения
и
участия
в конкурсных и спортивно - массовых
мероприятиях.
2. Учебная деятельность:

-осуществление дополнительного образования через функционирование объединений в
соответствии с программами, рассмотренными на методическом совете и утвержденными
директором школы;
-совершенствование содержания, форм, методов работы по развитию способностей и
лидерских качеств обучающихся.
3. Научно-педагогическая деятельность:
-организация педагогических исследований в области развития способностей в рамках
объединения дополнительного образования;
-организация деятельности по разработке и внедрению новых форм спортивно массовых мероприятий, конкурсов, соревнований, конференций, фестивалей;
-экспозиционная деятельность (проведение тематических, авторских выставок,
конкурсов лучших работ обучающихся и педагогов школы).
Деятельность объединений дополнительного образования
в МАОУ СОШ №10
отличается личностно-деятельным характером учебного процесса, при котором обучающийся
может выбрать любое объединение и в течение года переходить из одного объединения в
другое.
В рамках дополнительных общеобразовательных программ постепенно идет переход от
информационно-объяснительной образовательной технологии к технологиям личностноориентированного обучения. Развитие у обучающихся установок на достижение успеха
предусматривает приобретение ими опыта совместной деятельности по достижению
различного рода образовательных целей.
Характерными чертами методов и приемов, используемых педагогами в рамках занятий
в объединениях, являются:
-вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и
возможности обучающихся;
-направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов
исследовательской деятельности;
-личностно-ориентированная составляющая, которая способствует изменению системы
взаимоотношений педагог - ребенок.
Организация занятий и структура каждого объединения регламентируются
образовательной программой. Используются групповые, индивидуальные и индивидуальногрупповые формы занятий. Усилия педагогов направлены на создание развивающей,
свободной, комфортной, доброжелательной, многообразной, располагающей к общению среды.
1.2.Миссия, цели и задачи дополнительного образования в МАОУ СОШ №10
Миссия: содействовать переводу каждого обучающегося в режим саморазвития,
обеспечив ему тем самым в перспективе социальную мобильность, возможность
самореализации в условиях развитого информационного общества.
Основная цель: создание для учащихся школы оптимальных условий по овладению
ключевыми компетенциями, необходимыми для жизни и профессиональной реализации
в поликультурной и высокотехнологичной среде..
В соответствии с целью основными задачами реализации образовательной программы
дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 являются:
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях
физической культурой и спортом;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
-создание условий (кадровых и методических) для расширения спектра дополнительных
образовательных услуг для обучающихся образовательного учреждения;

-развитие структурно-функциональной модели взаимодействия с родителями;
-совершенствование
системы
повышения профессиональной квалификации
педагогических кадров;
-осуществление деятельности через установление контактов со средствами массовой
информации, общественными организациями;
-создание условий для введения новых и развития уже существующих видов
деятельности в рамках объединений дополнительного образования;
-активизация проектной деятельности в рамках занятий в объединениях
дополнительного образования;
-обновление фонда программного обеспечения образовательного процесса в рамках
дополнительного образования, обновление фонда учебной и методической литературы.
Реализация миссии, цели и задач образовательной программы дополнительного
образования в МАОУ СОШ №10 осуществляется через методически обусловленные подходы к
организации образовательного процесса:
-индивидуально-ориентированный подход к развитию личности, удовлетворяющий ее
духовно-нравственные, интеллектуальные, физические потребности;
-деятельностный подход, определяющий развитие способностей личности к
самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию через стимулирование
творческой активности;
-ценностно-целевой подход, предусматривающий самоопределение и адаптацию
личности в системе социально-культурных ценностей.
1.3. Социальный заказ
Под социальным заказом на дополнительное образование следует понимать всю
совокупность запросов и требований, которые предъявляются или могут быть предъявлены
учреждению дополнительного образования детей любыми социальными субъектами.
Социальный заказ, реализуемый
образовательным учреждением через систему
дополнительного образования, складывается из нескольких составляющих:
 федеральный компонент;
 региональный компонент;
 муниципальный компонент.
Социальный заказ федерального уровня отражен в Федеральном законе
«Об
образовании в Российской Федерации», где сказано, что дополнительное образование
обеспечивает «..адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также
выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности»2.
Региональный компонент социального заказа регулируется на областном уровне и
предполагает участие в областных проектах, соревнованиях, выставках и конкурсах.
Муниципальный компонент предполагает проекцию государственных требований к
дополнительному образованию на уровне образовательного учреждения, города и района.
Муниципальный компонент реализуется через участие в городских и районных мероприятиях,
конкурсах, спортивных состязаниях, позволяющих реализовать личностный потенциал
участников объединений дополнительного образования.
1.4. Режим работы объединений дополнительного образования
Функционирование системы дополнительного образования в МАОУ СОШ №10
организовано в течение всей учебной недели.

Дополнительное образование в МАОУ СОШ №10 осуществляется в соответствии с
годовым календарным графиком, а также расписанием занятий объединений дополнительного
образования, утвержденным директором МАОУ СОШ №10.
Занятия в объединениях дополнительного образования проводятся в течение всего
учебного года. В каникулярное время занятия проводятся по мере востребованности педагогом
и членами объединения дополнительного образования в рамках подготовки к конкурсам,
выставкам, спортивным соревнованиям.
Согласно годовому календарному графику продолжительность учебного года для
объединений дополнительного образования составляет 34 недели на уровне начального
общего, основного общего и среднего общего образования. При условии работы объединения
дополнительного образования в каникулярное время продолжительность учебного года может
составлять 35 - 36 недель.
Режим работы образовательного учреждения: пятидневная учебная неделя, ежедневно с
8 00 часов до 18 00 часов.
Объединения дополнительного образования начинают работу после окончания основных
учебных занятий.
По мере необходимости занятия в объединениях дополнительного образования могут
проходить и в субботу.
Объединения дополнительного образования, включенные в систему внеурочной
деятельности в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО, отражены в нелинейном расписании учебных
занятий и начинают работу согласно утвержденному директором расписанию учебных
занятий.
1.5. Кадровое обеспечение выполнения образовательной программы
дополнительного образования
Кадровая политика в сфере дополнительного образования МАОУ СОШ №10
заключается в создании системы кадровой подготовки специалистов дополнительного
образования
различных направлений деятельности, в координации деятельности по
определению образовательных потребностей педагогов, в разработке новых программ и в
апробации различных форм обучения.
Сводная таблица данных о педагогических работниках, осуществляющих
деятельность объединений дополнительного образования в МАОУ СОШ №10
(2022-2023 уч. год)
Численность

Общая численность педагогических
работников, осуществляющих деятельность
объединений дополнительного образования
Квалификация

Имеют квалификационные категории:
высшую

Всего

10

Всего

1

% от общего
числа
педагогических
работников
МАОУ СОШ №10
26%

% от числа
педагогов,
осуществляющих
деятельность ДО
10%

-

первую
соответствие занимаемой должности

2
2
Всего

Образование

20%
20%
% от числа
педагогов,
осуществляющих
деятельность ДО

Высшее
из них: высшее педагогическое
10
71%
Среднее профессиональное
из них: педагогическое
4
29%
Кадровая
подготовка специалистов дополнительного образования
в рамках
образовательного
учреждения осуществляется через разнообразные методические формы
(Таблица №1):
- тематические педагогические советы;
- теоретические и практические семинары;
- деловые игры;
- персональные выставки;
- смотры – конкурсы;
- творческие отчеты.
Информационно - методическая деятельность направлена на повышение
профессионализма, творческого потенциала, педагогической культуры, а также на оказание
методической помощи.
Таблица №1
Схема информационно – методической деятельности
в рамках дополнительного образования в МАОУ СОШ №10,
Педагогические советы
Дополнительная профессиональная подготовка

Совещания
Прохождение процедуры аттестации
Обучение в ВУЗах

Внешняя среда

Внутренняя среда

Консультации (групповые, индивидуальные)

Семинары, конференции, мастер-классы
Курсы повышения квалификации

Обеспеченность дополнительного образования квалифицированными педагогическими
кадрами 100%, что позволяет в полном объеме реализовывать образовательную программу
дополнительного образования МАОУ СОШ №10.

Общее руководство информационно – методической деятельностью в рамках
дополнительного образования осуществляется заместителем директора.
1.6. Характеристика состава объединений дополнительного образования
Анализ статистических данных контингента участников объединений дополнительного
образования позволяет утверждать, что объединения дополнительного образования стабильно
посещает до 80% обучающихся от общего числа обучающихся образовательного учреждения.
Услугами дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 пользуются обучающиеся в
возрасте от 6,5 до 18 лет.
Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях дополнительного
образования.
В рамках объединений дополнительного образования функционирует до 12 групп
(количество групп варьируется, так как каждый обучающийся может в течение года переходить
из одного объединения в другое).
Наполняемость групп зависит от года обучения и устанавливается в следующем,
примерном, количестве (численность обучающихся может варьироваться в зависимости от
востребованности объединения):
-1 и 2 год обучения: 8-12 человек;
-3 год обучения: 8 – 10 человек;
-4 год обучения: не менее 6 человек.
В группе могут обучаться дети разного возраста.
Занятия в объединениях дополнительного образования могут проводиться по группам,
индивидуально или всем составом.
В работе объединений дополнительного образования при наличии условий и с согласия
руководителя могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися и их
родители (законные представители) без включения в основной состав.
1.7.
Планируемые
результаты
дополнительного образования

освоения

образовательной

программы

Ожидаемым результатом освоения образовательной программы дополнительного
образования является высокий уровень интеллектуального, художественно – эстетического,
нравственного развития обучающихся, сформированность культуры здорового и безопасного
образа жизни, овладение практическими знаниями и способами продуктивной деятельности,
профессиональная ориентация обучающихся.
Реализация образовательной программы дополнительного образования предполагает
достижение обучающимся личностных, метапредметных и предметных результатов .
По Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения обязаны обеспечить
оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение
результатов образования, соответствующих образовательному стандарту.
Сегодня в системе дополнительного образования детей одной из актуальных проблем
становится создание условий, в которых обучающиеся смогут достигать метапредметных и
личностных образовательных результатов.
При этом, личностные результаты, которые проявляются в:
1. Соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2. Участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего
социального окружения, общественно-полезной деятельности;

3. Инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
4. Готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной
траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование
индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5. Ценностно-смысловых установках обучающихся: ценности здорового и безопасного
образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования, метапредметные
результаты освоения дополнительной образовательной программы должны отражать:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты представляют собой три группы:
1.Сформированный навык деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета.
2. Умение преобразовывать и применять новое знание в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности,
ценностей.
3. Формирование научного типа мышления, применение знаний и умений в учебной
деятельности и речевой практике.

2. Аналитическое обоснование программы
Дополнительное образование в МАОУ СОШ №10 является одной из составляющих
образовательного процесса, которая направлена на формирование
информационного
пространства образовательного учреждения, осуществление
обеспечения системы
противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде, участием родителей
в процессе воспитания (доступностью для родителей информации об эффективности процесса
воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовно-нравственного становления).
Данные аспекты отражены и реализуются посредством образовательной программы
дополнительного образования.
Анализируя дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в рамках
дополнительного образования в МАОУ СОШ №10, и отслеживая результаты, достигнутые
обучающимися на конкурсах, выставках, соревнованиях, можно сделать вывод, что
большинство
объединений
дополнительного образования в образовательном процессе
предполагают два уровня реализации программ:
- на первом уровне определяются образовательные цели и параметры, такие как:
результат образовательного процесса, итоговый «продукт» обучающегося, уровни усвоения
опыта, мотивация, и в соответствии с ними педагог выявляет содержание, модель, формы и
методы работы;
- на втором уровне педагог определяет содержание деятельности своего объединения
как получение суммы знаний по ряду разделов данного вида деятельности, как формирование
суммы определенных умений и навыков.
Цель образовательного процесса на данных уровнях – дать знания, умения, навыки,
организовать досуг, развлечь. В результате педагог получает репродуктивный продукт (модель
по образцу).
Однако современное образование нацелено на тенденцию
развития
у детей
познавательных, эвристических способностей, меняется цель образовательного процесса –
научить получать знания самостоятельно, развивать способности каждого ребенка. Это говорит
о том, что наметился переход на третий уровень – исследовательский, на котором
вырабатывается субъективно новый продукт.
Данная тенденция связана с
повышением общего уровня компетентности
педагогического коллектива, которое
происходит в результате методической работы,
построения системы мотивации педагогов, разработки педагогами программ по второму и
последующим годам обучения.
Результатом
частичного перехода на третий исследовательский уровень стало
увеличение числа обучающихся, участвующих в соревнованиях, конкурсах, выставках
районного, областного, всероссийского уровней, рост призовых мест на всех уровнях,
увеличение числа обучающихся, осваивающих программы второго и последующих лет
обучения.
Для повышения мотивации обучающихся к освоению программ дополнительного
образования продумана работа с подростками, где мероприятия необходимо планировать с
учетом возрастных особенностей детей (желание общаться, чувствовать себя равным среди
взрослых и сверстников, стремление к самостоятельности и т.д.).
Актуальность реализации образовательной программы дополнительного образования
подтверждает и работа с проектами, где ребенок может быть в роли генератора идей,
участником реализации, способен увидеть конечный продукт своей деятельности, кроме того,
сам принцип командной работы предполагает субъект-субъектные отношения между педагогом
и обучающимся.
Анализируя систему дополнительного образования в МАОУ СОШ №10, можно
гарантировать
использование
воспитательного
потенциала
дополнительных
общеобразовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую
их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование
у обучающихся:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к
системе культурных ценностей;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к
профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям,
собственному здоровью;
- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать
прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее
привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств,
организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков,
навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности,
навыков
здорового образа жизни.
Реализация дополнительных общеобразовательных программ
гарантирует также
организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами, правилами этикета; формирование у детей знаний о
своих правах и механизмах их реализации в современном социуме; атмосферы терпимости,
доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в
коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося.
3.Содержание образовательного процесса
3.1.Годовой учебный график
Организация образовательного процесса в рамках объединений дополнительного
образования
регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком,
расписанием занятий.
Продолжительность учебного года.
Продолжительность учебного года – 34 недели (при условии занятий в каникулярное
время продолжительность учебного года может составлять 36 недель).
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 24 мая.
Продолжительность каникул.
-осенние каникулы - 7- 9 дней;
-зимние каникулы - 14 - 16 дней;
-весенние каникулы - 9 дней.
В каникулярные дни общий режим работы образовательного учреждения
регламентируется приказом директора, в котором устанавливается особый график работы.
Регламентирование образовательного процесса на неделю
Продолжительность учебной недели: 5-ти дневная (с использованием суббот по мере
необходимости – 6-ти дневная).
Регламентирование образовательного процесса на день
Занятия в объединениях дополнительного образования организуются в одну смену.
Занятия в объединениях дополнительного образования организуются после основных
учебных занятий, не ранее чем через 40 минут после окончания учебных занятий, или в рамках
нелинейного расписания ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Продолжительность занятий
40 - 45 минут (академический час), 1 час, 2 часа.

3.2. Учебный план
Пояснительная записка
Учебный план дополнительного образования составлен на основании и в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27.08.2022 г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам), СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»).
Дополнительное образование в МАОУ СОШ№10 логично включено в образовательный
процесс и совместно с основным образованием составляет целостную образовательную
систему, строящуюся, прежде всего с учётом интересов обучающихся и запросов семьи, а
также возможностей образовательного учреждения.
Спектром предоставляемых образовательных услуг в рамках дополнительного
образования создаётся вариативный уровень образования, позволяющий индивидуализировать
образовательный путь обучающихся различных возрастных групп, реализуя их творческий
потенциал, социальные запросы и устремления, естественную потребность в самоопределении.
Каждая направленность дополнительного образования в зависимости от местных условий,
материально-технической оснащённости, научно-методической и кадровой обеспеченности
представлена набором соответствующих дополнительных общеобразовательных программ.
Реализуемые
дополнительные общеобразовательные программы
рассмотрены
на
методическом совете, согласованы с заместителем директора по ВР, утверждены приказом
директора образовательного учреждения. Набор дополнительных общеобразовательных
программ позволяет обеспечить полноту образовательного процесса обучающихся различных
возрастных групп, создавая содержательную и технологическую преемственность этапов
обучения.
Данный учебный план составлен с учётом условий функционирования и реальных
возможностей образовательного учреждения. Планом определены:
перечень дополнительных общеобразовательных программ по направлениям;
годовая и недельная учебная нагрузка по каждой группе детей;
недельная часовая нагрузка педагога дополнительного образования.
Цель учебного плана отражает современную направленность дополнительного
образования – развитие творческих способностей обучающихся посредством формирования их
познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в труде
и подготовки к свободному осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Для реализации этой цели важно решить следующие задачи:
создать условия для развития личности каждого ребёнка, раскрытия его
способностей к творчеству;
создать индивидуально-ориентированный подход к развитию личности,
удовлетворяющий её духовно-нравственные, интеллектуальные, физические потребности;
помочь развить способность личности к самостоятельному решению проблем и
постоянному самообразованию через стимулирование творческой активности;
обеспечить взаимное сотрудничество педагога дополнительного образования и
обучающихся, а также их родителей (законных представителей);
создать творческую атмосферу и установить контакт с каждым учащимся.

Набор учащихся в объединения дополнительного образования проводится с учётом их
склонности к технике, спортивно - техническому моделированию, конструированию,
художественно - эстетическому и прикладному творчеству. При комплектовании групп с
обучающимися проводится собеседование, чтобы помочь в выборе вида деятельности в рамках
освоения дополнительного образования.
В учебном
плане представлено
несколько направленностей дополнительных
общеобразовательных программ.
Направленности дополнительных общеобразовательных программ.
1.Техническая направленность.
Цель направленности: развитие потребности обучающихся в получении знаний в
области информационных технологий.
Задачи направленности: формировать представления об основных правилах и методах
реализации решения задач на компьютере, развивать логического мышления, повышать
интеллектуальный уровень обучающихся.
2. Художественная направленность.
Цель направленности: развитие потребности обучающихся в получении знаний в
области искусства, эстетического воспитания, народного прикладного творчества.
Задачи направления: формировать творческую личность с активной творческой
позицией, способную к самообразованию, изучать музыкальное творчество родного края,
расширять свой кругозор.
3.Физкультурно – спортивная направленность.
Цель направленности: формирование навыков здорового образа жизни и спортивного
мастерства.
Задачи направленности: воспитывать морально-волевые качества, формировать
систему ценностей с приоритетом жизни и здоровья, совершенствовать спортивное мастерство,
обеспечить доступность и равные возможности получения детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и
детьми «группы риска» дополнительного образования.
4.Естественно-научная направленность.
Целью развития дополнительного естественно-научного образования детей является:
- систематическое изучение и познание основ естественных наук и отдельных, наиболее
общих законов природы
- создание условий для достижения этой образовательной сферой уровня,
соответствующего современным запросам общества
- подготовка специалистов в области естественных наук для ряда отраслей народного
хозяйства, науки и просвещения
В число задач естественно-научных дополнительных общеобразовательных программ
входит комплексное изучение и сохранение природного и культурного наследия своей
малой
родины, национального ландшафта, воспитание у учащихся ценностного и заинтересованнопознавательного отношения к природному и культурному окружению.
5. Социально-гуманитарная направленность
Основной целью работы социально-гуманитарной направленности дополнительного
образования детей является развитие мотивации личности к познанию и творчеству через
реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и услуг в
интересах личности, общества, государства.
Задачи социально-гуманитарной:

создание условий для выявления и развития детей с высокой мотивацией к
обучению;

обеспечение доступности и равных возможностей получения детьмиинвалидами, детьми с ОВЗ и детьми «группы риска» дополнительного образования;

создание условий для развития кадрового потенциала;

вовлечение родителей в воспитательную работу учреждения;

развитие системы оценки качества образования через информационную
открытость учреждения.


6. Исследовательская
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, целью которой является
образовательный результат, направлена на обучение учащихся, развитие у них
исследовательского типа мышления, обучение основам научного подхода к исследованию.
Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение
алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в
исследовании любой сложности и тематики.
Задачами учебно-исследовательской деятельности являются:
- развитие навыков самостоятельного добывания знаний;
- овладение методами исследования;
- развитие критического мышления (эвристического, исследовательского);
- развитие общетехнических и технологических знаний и умений (навыков
проектирования этапов деятельности, анализа полученной информации, применения научных
знаний в процессе исследования);
- развитие исследовательской позиции (авторская, творческая позиция при выполнении
исследования; потребность в поиске новой, ранее неизведанной информации);
- формирование навыков разработки, реализации и презентации обучающимися
результатов индивидуальной учебно-исследовательской работы;
- развитие способности строить эффективные коммуникации для достижения результата.
Сроки реализации программ дополнительного образования от 1 до 3 и более лет
обучения.
Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в рамках
образовательного учреждения,
занятия в объединениях дополнительного образования
организуются после основных учебных занятий.
Распределение часов в объединениях дополнительного образования составляет от 40
минут и 1 часа в неделю (два раза по 1 часу) и 2 часа в неделю (два раза по 2 часа).
В процессе реализации программ дополнительного образования предполагается
достижение определенных общих результатов обучения (по каждому объединению такие
ожидаемые результаты прописываются педагогом индивидуально в
дополнительной
общеобразовательной программе).
Для отслеживания результатов деятельности обучающихся в объединениях
дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование,
собеседование и другие мероприятия аттестационного контроля, проводимые с целью
выявления исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня усвоения теоретических
знаний, развития практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым
результатам дополнительных общеобразовательных программ.
Одним из основных показателей
работы является участие
объединения
дополнительного образования в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, конференциях,
выставках, фестивалях.
Список используемой литературы, методических пособий, познавательной литературы
для обучающихся, материалы и инструменты, используемые в ходе осуществления
образовательной деятельности, прописываются педагогом в каждой дополнительной
общеобразовательной программе.

3.2. Учебный план на 2023 – 2024 уч. год
Учебный план дополнительного образования составлен на основании и в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27.08.2022 г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам), СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
Учебный план дополнительного образования МАОУ СОШ №10 на 2023 – 2024 уч. год
разработан на основе учета интересов обучающихся, запросов родителей (законных
представителей) и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива.
Учебный план отражает также цели и задачи образования и воспитания в МАОУ СОШ №10,
направленные на развитие индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.
Представленный вариант учебного плана ориентирован на решение следующих задач:
1. С учётом особенностей контингента учащихся, их потребности в формировании услуг
дополнительного образования школы определяются задачи дополнительного образования в:
повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования
для учащихся, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их
социализации;
обновление содержания дополнительного образования в соответствии с
интересами детей, потребностями семьи и общества;
организация полноценного использования свободного времени для духовного и
творческого развития личности детей и взрослых;
формирование устойчивой мотивации для нравственного совершенствования
личности учащихся;
выравнивание стартовых возможностей развития личности ребенка;
развитие материально-технической базы школы для занятий учащихся в
объединениях дополнительного образования;
моделирование целостного воспитательного комплекса образовательных услуг,
как на платной основе, так и за счет бюджетных средств.
2. С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе
обучения меняются задачи дополнительного образования:
на уровне начального общего образования: выявление способностей, создание
условий для последующего выбора услуги дополнительного образования; создание условий для
самореализации;
на уровне основного общего образования: формирование теоретических знаний и
практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области
деятельности; создание условий для самореализации и начальной профессиональной
ориентации школьников;
на уровне среднего общего образования: достижение повышенного уровня
знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации,
самоопределения личности, её профориентации.
Главная цель образования в целом - формирование и развитие нравственной,
самостоятельной, творческой и физически здоровой личности, свободно адаптирующейся в

современном обществе и преумножающей культурное наследие страны. Одним из условий
достижения данной цели является интеграция основного и дополнительного образования.
Дополнительные общеобразовательные программы и услуги реализуются в интересах
личности, общества и государства. Дополнительное образование - это сфера деятельности,
которая даёт возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие
качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость и
многое другое.
Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей
каждого обучающегося, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой,
творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной
на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества.
Эта цель реализуется на основе введения в 2023 -2024 уч. году в процесс дополнительного
образования дополнительных общеобразовательных программ, имеющих техническую,
художественную, естественно-научную, социально-гуманитарную и исследовательскую
направленность, и внедрения современных методов и приемов обучения.
Дополнительное образование, реализуемое в стенах образовательного учреждения,
благотворно
воздействует на образовательный процесс. Анализируя, дополнительное
образование выявлено, что дополнительные общеобразовательные программы:

углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным
предметам;

делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;

стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;

повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.
Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины,
развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков
содержательного проведения досуга, позволяет формировать практические навыки здорового
образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое
участие обучающихся в досуговых программах способствует сплочению школьного
коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социальнопсихологического климата в ней.
Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс
задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

обеспечить каждому ученику "ситуацию успеха";

содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
На занятиях творческих объединений художественной направленности происходит
развитие коммуникативных качеств, формирование художественно-творческих способностей,
творческого мышления (ассоциативно-образного, художественного), приобщение к духовному
богатству, воспитание эмоционально-творческого отношения к действительности.
Одной из важнейших задач объединений физкультурно-спортивной направленности
является развитие у детей их природных задатков, возможностей, способностей.
Целесообразность работы этого направления продиктована снижением двигательной
активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и
физической подготовленности детей. Данные программы призваны сформировать у учащихся
устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном
развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни.
В рамках технической направленности предлагаются программы дополнительного
образования, охватывающие научно-технические предметы, предполагающие расширение или
углубление материала программ общеобразовательных предметов, создаются условия для

разнообразной
индивидуальной,
практической,
экспериментальной,
проектной
и
исследовательской деятельности в области научно-технического творчества.
Программы Исследовательской направленности это специально организованная,
познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая
научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью,
мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний
или способов деятельности.
Программы социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного
образования ориентированы на:
- расширение системы представлений и знаний в области гуманитарных наук;
- развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности к
жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и
обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно
адаптироваться в изменяющемся мире;
- развитие «универсальных» компетенций (критическое мышление, креативность,
умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов,
способности принимать решения, социального проектирования и др.);
- развитие функциональной грамотности (базовые умения действовать в типовых
жизненных ситуациях, в меняющихся социально-экономических условиях (финансовая,
правовая, информационная и др.));
- развитие личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта
(ответственность, инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию,
саморегулирование, эмпатийность, мотивации достижений и др.);
- развитие личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на
группу профессий «человек – человек»).
Содержание естественно-научной направленности в дополнительном образовании
детей включает в себя:
 формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных
 интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них
 исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой
 и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание,
 приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и
природопользования.
Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с
педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста обучающихся, продолжительности
освоения данной программы, как правило, от 40 минут до 4 часов в неделю.
Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом
загруженности кабинетов, пожеланий родителей и обучающихся по принципу 5-дневной
рабочей недели (с возможностью вынесения занятий на субботу).
По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы объединений
дополнительного образования проводятся открытые занятия, отчетные концерты, конкурсы,
соревнования, праздники. Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с
администрацией, а также с планом работы ШМО педагогов дополнительного образования.

Техническая

Робототехника
Робототехника Arduino
Создание компьютерных игр в
среде Scratch
Мастерская 3D ручки
Фотопиксель
ДЕТалька
Квадрокоптер
Основы программирования на
Python
Моделирование 3D ручкой
Корабль мастеров
Домисолька

Художественная

Физкультурно
спортивная
Естественнонаучная

–

Вдохновение
Акварелька и карандаши
Шахматы
Весёлая ритмика

1

68

Количество
групп

Количество
недельных
часов

Название
объединения

Количество
годовых
часов

Направленность

Год обучения

Учебный план на 2023 – 2024 уч. год

2

3

1
1

68
68

2
2

2
1

1
1
1
1
1

68
68
68
34
102

2
2
2
1
3

2
1
3
1
1

1
1
1

34
136
34

1
4
1

7
5
2

1
1
1

34
34
68

1
1
2

1
6
2

1
1

34
34

1
1

3
1

Путешествие по планетам

4. Управление реализацией образовательной
программы дополнительного образования
4.1. Организационно-педагогическая деятельность.
Организационно-педагогическая деятельность обеспечивает решение, в рамках
дополнительного образования, следующих задач:
- перспективное и ситуативное планирование образовательной деятельности.
- обеспечение качественного образовательного процесса;
- повышение профессионального мастерства педагога;
- развитие творческого потенциала педагога;
-формирование нового педагогического мышления через самоанализ, рефлексивную и
проектную практику.
Работа с кадрами осуществляется администрацией образовательного учреждения
согласно четкому распределению должностных обязанностей, в соответствии с
квалификационными характеристиками работников дополнительного образования. Совместно с
педагогами формируется учебный план, в соответствии с которым распределяется учебная
нагрузка.

Одним из аспектов организационно – педагогической деятельности
является
взаимодействие с семьей и обществом. В рамках реализации образовательной программы
дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 используются следующие формы
взаимодействия с семьей и общественностью.
Формы взаимодействия с семьёй:
- создание условий для участия
родителей (законных представителей) в
образовательном процессе;
- проведение педагогами индивидуальных и групповых консультаций для родителей
(законных представителей);
- привлечение родителей (законных представителей) к участию в праздничных
мероприятиях, соревнованиях;
- анкетирование родителей с целью выявления уровня удовлетворенности и
востребованности объединений дополнительного образования.
Формы взаимодействия с общественностью:
- организация и проведение совместных мероприятий с ДК «Металлург»;
- участие в конкурсах и выставках, организуемых ЦВР, экологическим клубом
«Ровесник», краеведческим музеем г.Реж и другими общественными организациями;
- освещение результатов работы объединений дополнительного образования в прессе,
газеты: «Новости Режа», «Режевская весть» и других средствах массовой информации.
Современный уровень подхода к уровню образования предусматривает определение его
эффективности, поэтому основной акцент организационно-педагогической деятельности
сделан на мониторинг достижений обучающихся.
Целью мониторинга является получение объективной информации о состоянии качества
образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
Мониторинг представляет собой сбор, обобщение, анализ информации о состоянии
системы дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 на основании определенных
показателей ее функционирования для определения тенденций развития системы образования,
принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного
дополнительного образования.
Основные критерии мониторинга обучающихся:

Индивидуальные достижения обучающихся (в рамках объединения);

Результаты участия в мероприятиях разного уровня;

Стабильность образовательных интересов обучающегося (частота смены
объединений/сохранность контингента);

Широта образовательных интересов обучающегося (востребованность
объединений дополнительного образования);
Педагогами отслеживаются 3 группы достижений учащихся.
1.Учебные достижения:
 Диагностическая карта освоения образовательной программы
 Анкетирование, тестирование для определения уровня знаний, умений,
навыков в соответствии с образовательной программой (разрабатываются
педагогами в соответствии с образовательной программой).
2. Личностные достижения:

Диагностическая карта развития личностных качеств учащихся;

Уровень практической реализации творческих достижений детей.
Заполнение данных о результатах участия в различных конкурсах, выставках,
мероприятиях.
3.Социально-педагогические достижения:

Динамика уровня воспитанности учащихся (диагностическая карта).
Для
получения объективной картины реализации образовательной программы
дополнительного образования в МАОУ СОШ №10 осуществляется также мониторинг

педагогической деятельности. Цель мониторинга: фиксирование результатов педагогической
деятельности.
Составляющие педагогического мониторинга.

Повышение квалификации.

Наиболее значимые награды, грамоты, благодарственные письма.

Дипломы различных конкурсов.

Тема самообразования, отчёты по теме самообразования.

Доклады на семинарах, конференциях, педагогических советах, заседаниях
творческих групп.

Перечень публикаций.

Материалы с результатами отслеживания:
-учебных достижений учащихся;
-личностных достижений учащихся;
-социально-педагогических достижений учащихся.

Сценарии праздников, викторин, конкурсов и т.д.;

Список мероприятий, реализуемых образовательным учреждением, форма
участия в них.
Организационно-педагогическая деятельность направлена на оказание качественных
образовательных услуг в рамках дополнительного образования.
4.2. Информационно – образовательные ресурсы
Реализация образовательной программы дополнительного образования обеспечивается
информационно – образовательными ресурсами:
-библиотечный фонд:
*художественная;
*справочно-энциклопедическая;
* научно-методическая;
*учебная;
*периодические издания;
-интернет - провайдера компании «Ростелеком»;
-методическая литература по профилю у каждого педагога (Приложение 1);
-альтернативные источники информации на различных цифровых носителях.
Банк информационных ресурсов периодически пополняется.
4.3. Материально – техническое обеспечение
№ п/п

Наименование
образовательной
программы

1

Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет: «Зона формирования цифровых и гуманитарных
компетенций» центра образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста». Кабинеты музыки и ИЗО. Спортивный
зал.

Дополнительные
образовательные
программы

2. Канцлерские принадлежности (бумага, ручки, маркеры для
доски, цветные карандаши, фломастеры);
3. телекоммуникационное оборудование;
4. интерактивный комплекс;
5. вычислительный блок интерактивного комплекса;
6. рабочее место педагога: стол, стул, компьютер,

программное обеспечение;
7. рабочие места (парта двухместная, стул);
8. система хранения (шкаф)
9. использование собственного презентативного материала,
видеороликов
10. Ноутбуки, музыкальный центр, микрофон, наушники,
колонки, фортепиано, шумовые музыкальные инструменты
11. Наборы конструкторов и приборов для моделирования.
12. Инструменты для творчества: паяльники, клеевые
пистолеты, стержни для клеевых пистолетов и прочие
материалы для творчества.
13. телескоп, бинокль, фотоаппарат;
14. глобусы (Земли, Луны, звёздного неба);
15. настенная карта звёздного неба; плакат «Строение
Солнечной системы»;
16. модели планет Солнечной системы; образцы метеоритов;
17. астрономические приборы: теллурий, модель небесной
сферы, секстант;
18. лазерная указка, лупа, фонарик, призма, компас,
термометры и т.д.
4.4. Календарный учебный график.
Календарный учебный график
на 2023-2024 учебный год
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №10»
имени Героя Российской Федерации Дмитрия Леонидовича Рычкова
для ООП НОО (1-4 классы)

1. Продолжительность учебного года
Начало 2023-2024 учебного года – 1 сентября 2023 г.
Окончание 2023-2024 учебного года – 24 мая 2024 г.
Уровни
Количество учебных недель
Начальное общее образование
1 классы
33 недели
2, 3, 4 классы
34 недели
2. Регламентирование образовательного процесса на неделю
Продолжительность рабочей недели:
5-ти дневная рабочая неделя
3. Регламентирование образовательного процесса на учебный год
Учебный год делится на четверти
Дата
Продолжительность
начала четверти
окончания четверти (количество учебных
недель)
01.09.2023 г.
27.10.2023 г.
8 недель 1 день
I четверть
07.11.2023 г.
30.12.2023 г.
8 недель
II четверть

III
четверть
1 09.01.2024 г.
классы
*доп. каникулы
III четверть 2-4 09.01.2024 г.
классы
03.04.2024 г.
IV четверть

22.03.2024 г.

10 недель 2 дня

22.03.2024 г.

11 недель

26.05.2024 г.

7 недель 2 дня

- продолжительность каникул

Дата
начала каникул

Продолжит
ельность
в днях
10 дней

осенние

28.10.2023 г.

окончания
каникул
06.11.2023 г.

зимние

31.12.2023 г.

08.01.2024 г.

9 дней

дополнительные 1 кл.
весенние

17.02.2024 г.
23.03.2024 г.

25.02.2024 г.
02.04.2024 г.

9 дней
11 дней

летние

27.05.2024 г.

31.08.2024 г.

Календарный учебный график
на 2023-2024 учебный год
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №10»
имени Героя Российской Федерации Дмитрия Леонидовича Рычкова
для ООП ООО (5-9 классы)

1. Продолжительность учебного года
Начало 2023-2024 учебного года – 01 сентября 2023 г.
Окончание 2023-2024 учебного года – 24 мая 2024 г.
Уровни
Количество учебных недель
Основное общее образование
5 класс
34 недели
6-8 классы
34 недели
9 классы
34 недели
2. Регламентирование образовательного процесса на неделю
Продолжительность рабочей недели:
5-ти дневная рабочая неделя в 5-9 классах
3. Регламентирование образовательного процесса на учебный год
Учебный год делится
- в 5-9 классах на четверти
Дата
Продолжительность
начала четверти
окончания четверти (количество учебных
недель)
01.09.2023 г.
27.10.2023 г.
8 недель 1 день
I четверть

II четверть
III четверть
IV четверть

07.11.2023 г.
09.01.2024 г.
03.04.2024 г.

30.12.2023 г.
22.03.2024 г.
26.05.2024 г.

8 недель
10 недель 2 дня
7 недель 2 дня

- продолжительность каникул

осенние
зимние
весенние
летние

Дата
начала каникул
окончания каникул
28.10.2023 г.
06.11.2023 г.
08.01.2024 г.
31.12.2023 г.
23.03.2024 г.
02.04.2024 г.
27.05.2024 г.
31.08.2024 г.

Продолжительность
в днях
10 дней
9 дней
11 дней

Календарный учебный график
на 2023-2024 учебный год
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №10»
имени Героя Российской Федерации Дмитрия Леонидовича Рычкова

для ФГОС (10-11 класс)
4. Продолжительность учебного года
Начало 2023-2024 учебного года – 01 сентября 2023 г.
Окончание 2023-2024 учебного года – 24 мая 2023 г.
Уровни
Количество учебных недель
Среднее общее образование
10 класс

34 недели

11 класс

34 недели

5. Регламентирование образовательного процесса на неделю
Продолжительность рабочей недели:
5-ти дневная рабочая неделя
6. Регламентирование образовательного процесса на учебный год
Учебный год делится на полугодия
Дата
Продолжительность
(количество учебных
начала
окончания
недель)
полугодия
полугодия
01.09.2023 г.
30.12.2023 г.
16 недель 1 день
I полугодие
09.01.2024 г.
26.05.2024 г.
18 недель 2 дня
II полугодие

- продолжительность каникул

осенние
зимние
весенние
летние

Дата
начала каникул
окончания каникул
28.10.2023 г.
06.11.2023 г.
08.01.2024 г.
31.12.2023 г.
23.03.2024 г.
02.04.2024 г.
27.05.2024 г.
31.08.2024 г.

Продолжительность
в днях
10 дней
9 дней
11 дней

Заключение
Определив цели и задачи на период 2023 – 2024 гг. проведем краткий анализ перспектив
реализации данной образовательной программы:
изучение и формирование социального заказа на образование, механизмов
формирования заказа, рекламы деятельности, разработка предложения и т.д., что в свою
очередь позволит реализовать ожидаемые результаты освоения обучаемыми образовательных
программ дополнительного образования;
улучшение материально-технической базы образовательной организации для
осуществления качественной реализации программ дополнительного образования за счет
реализации программ дополнительного образования, сертифицированных по ПФДОД;
методическое
сопровождение
педагогов
по
вопросам
организации
дополнительного образования в школе, интеграции общего и дополнительного образования:
методические объединения, практикумы, мастер-классы;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству средствами
многопрофильного направления и реализацией образовательных программ;;
- расширение спектра образовательных программ дополнительного образования для
учащихся среднего и старшего возраста и интеграция общего и дополнительного образования;
- эффективная структурно-функциональная модель взаимодействия с родителями;
- совершенствование
системы
повышения профессиональной квалификации
педагогических кадров;
- расширение участия школы в развитии социокультурного пространства города Реж;
.- установление социального партнёрства с учреждениями;
- расширение и установление контактов со средствами массовой коммуникации и
общественными организациями;
При реализации программы необходимо предусмотреть следующие риски:
1.
риск ограниченности ресурсов: кадровых, материальных, финансовых,
временных;
2.
риск неподготовленности части сотрудников к изменениям в процессе
инноваций;
3.
недостаточная квалификация (знаний и умений) у педагогов;
4.
риск несоответствия предлагаемых образовательных программ
дополнительного образования социальному запросу;
5.
риск снижения числа обучающихся в объединениях дополнительного
образования.

Приложение 1. Обеспечение образовательной деятельности учебными и учебно-методическими изданиями
№ п/п

.

Наименование
образовательной
программы
1 Дополнительные
общеобразовательные
программы технической
направленности

Автор, название, год издания учебного, учебно-методического издания и (или) наименование
электронного образовательного, информационного ресурса
Белухин Д.А., «Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах», учеб.
Пособие.- М.: МПСИ, 2006.
2.
Большаков В. П., «Основы 3D моделирования» В.П.Большаков, А.Л.Бочков. –
СПб.:Питер.2013.
3.
Путина Е.А., Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность
«Дополнительное образование и воспитание» №6(152)2012.
4.
Сергеев И.С., Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие
для работников общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005.
- 80 с.
5.
Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / Л. А. Венгер.
— М.: Академия, 2009. —230 с.
6.
ДавидчукА.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики,
2008. — 118 с.
7.
КомароваЛ. Г.Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора LEGO). М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2001.
8.
Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный pecypc]:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-P,
утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей.- Режим доступа:
http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/4429.
9.
Корягин, А.В. Образовательная робототехника
(Lego WEDO). Сборник методических
рекомендаций и практикумов./ А.В. Корягин. — М.: ДМКПpecc, 2016. - 254 с.: ил.
10.
О комплексной программе «Уральская инженерная школа» [Электронный
pecypc]: указ губернатора Свердловской области № 453-УГ от 6 октября 2014 г.- Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/422448790.
11.
Роботы и робототехника. [Электронный pecypc].- Режим доступа:
http://www.prorobot.ru/
1.

2

Дополнительные
общеобразовательные
программы
художественной
направленности

Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3. Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей»
3.
Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
4.
Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
5.
Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
6.
Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального
образования детей».
7.
Петелина Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта».1990
8.
БраиловскаяЛ.В.,«Красивыевещи»-РнД.,АРТ-дизайн,2004.
9.
БычковаЕ.Р.,«Картинысвоимируками»-М.:Полиграфиздат,2008
10.
ГибсонР.,«Поделки»-М.:Росмэн,1996
11.
12. Губасова
А.М.,«Рукоделие
вначальных классах.
Пособие
для
учителя.» -М.,Просвещение,1984
12.
Гусакова М.А.,«Аппликация»- М.: Просвещение, 1982ДедуникВ.П.,«Орнамент»М.:Малыш1986
13.
ЕрзенковаН.В.,«Свой дом украшу я сама»- CП6:Лейла,1995
14.
ЖиганинаВ.С.,«Украшенияизкожи»-CП6:Коронапринт,1999
15.
ЗайцеваА.А.,«Поделкистиснениемпобумаге»-М.:Эксмо,2009
16.
МельниковаЛ.В., Фридман Т.В., ОсиповаЛ.В., «Методика трудового обучения»М.,Просвещение,1971
17.
Новые исследованияв психологиии возрастной физиологии.- М.: Педагогика,1991
18.
ПеревертеньГ.И., «Самоделкииз разных материалов»- М.: Просвещение,1985
19.
ПлюхинВ.У.,«Творчество
у истоков гражданствености»- М.:Просвещение, 1981

1.
2.

3

4.

Дополнительные
общеобразовательные
программы физкультурноспортивной
направленности

Дополнительные
общеобразовательные
программы
естественнонаучной направленности

Воронкова В.В. «Программы 1-4 классов», Просвящение 2019г.
Колодницкий Г.А. «Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и
игры»: метод. пособие. - Москва, Дрофа, 2020 г.
3.
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. «Методика обучения основным видам движений на
уроках физической культуры в школе». - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019 г.
4.
Чизбру М., «Йога для ваших детей». – Попурри, 2018г.
5.
Чен Э., «Метод «сиамских близнецов» при обучении детей с двигательными
расстройствами». – Инкам, 2005г
6.
Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения
занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с.
7.
Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2
кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
8.
Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2014.
9.
Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
10.
Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень
опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.
11.
Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению
игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр
внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.
1. Перельман Я.И. П27 Занимательная астрономия. – Переизд. – Е.: «Тезис»,1994. – 228 с.
2. П.И.Бакулин, Э.В.Кононович, В.И.Мороз «Курс общей астрономии»
1. издательство «Наука» 1974г.
2. М.Д.Аксенова «Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия» М:Аванта+,1997г.
3. Современные педагогические и информационные технологии в системе
4. образования: Учебное пособие / Е. С. Полат ,М. Ю. Бухаркина, — М.:
5. Издательский центр «Академия», 2007.\
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
7. школьников. –– Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.
8. 6. Роза Мария Рос. Музыка сфер. Астрономия и математика. / Пер. с исп. – М.:Де Агостини,
2014. – 176 с.
9. 7. Большая серия знаний. Вселенная/Коллектив авторов. – М.: ООО «ТД
10. «Издательство Мир книги». «Русское энциклопедическое товарищество»,
11. 2006. – 128 с.: илл.
1.
2.

12. 8. Алексей Архипович Леонов, выхожу в открытый космос. – Издательство
13. «Малыш», 1980г. – 79 с.
14. 9. Б.А. Воронцов-Вельяминов, Сборник задач и упражнений по астрономии
15. – М.: Государственное издательство физико-математической литературы. 1963г. -291 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».